Сивковская Светлана
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе «Ранняя весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: обобщение представлений о ранней весне и типичных весенних явлениях в природе; расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Ранняя весна»; совершенствование навыка рассматривания картины, формирование целостного представления об изображенном на ней; совершенствование навыка звукового анализа слов.
Развивающие задачи : развитие связной речи, речевого слуха, мышления, всех видов восприятия.
Воспитательные задачи: воспитание эмоционального отклика на изображение картины, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества на занятии.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе „Ранняя весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2016
Оборудование: CD с записью пьесы П. Чайковского «Подснежник», CD с записью пения птиц в весеннем лесу, картинки с изображениями подснежников, поднос с тающим снегом, картина И. Грабаря «Март» из альбома «Четыре времени года», рассказ Г. Скребицкого «Март», мнемотаблица к рассказу «Март», фишки для составления схемы слова.
Ход занятия.
Организационный момент. Создания эмоционального фона занятия. Слушание пьесы П. Чайковского «Подснежник». Дети проходят к мольберту и садятся на стульчики полукругом. На мольберте картинки с изображениями подснежников. Слушают пьесу несколько минут.
В: Как называется пьеса, которая сейчас звучала?
Д: Это пьеса Чайковского «Подснежник».
В: Что вы представляли, когда слушали музыку?
Д: Мы представляли подснежники.
В: А какой подснежник вам представлялся?
Д: Нежный, хрупкий, изящный, с узкими зелёными листиками и белым прекрасным цветком.
В: Приметой какого времени года является появление подснежников?
Д: Это примета ранней весны.
В: О ранней весне и её приметах мы и поговорим сегодня.
Рассматривание картины И. Грабаря «Март». (Развитие эмоционального мира, творческого воображения, расширение и уточнение словаря по теме).
Дети встают полукругом перед другим мольбертом, на котором картина «Март».
В: Это картина известного художника Игоря Эммануиловича Грабаря «Март». Рассмотрите её и расскажите, какое время года изобразил художник, почему вы так думаете. Для этого опишите всё, что вы видите на картине: небо, снег, землю, деревья.
Д: Художник нарисовал раннюю весну. Мы видим высокое голубое небо. Всё вокруг залито солнцем. На снегу голубые тени от деревьев. Снег тает. Он рыхлый, влажный. Уже появились большие проталины. Земля на проталинах оттаивает, расцвела мать-и-мачеха. Деревья уже проснулись после зимнего сна и по ним движется сок.
В: Какое настроение вызывает картина?
Д: Когда смотришь на картину, настроение радостное, весёлое.
В: Если бы картина могла пахнуть, какие запахи мы бы почувствовали?
Д: Мы бы почувствовали запах тающего снега.
В: Давайте пройдём на свои места, сядем и закроем глаза. (Достаю поднос с тающим снегом и подношу каждому ребёнку). А теперь откройте глаза и расскажите о своих ощущениях. Вы почувствовали, чем пахнет ранняя весна?
В: А что бы вы ощутили на своём лице, оказавшись на поляне?
Д: Мы ощутили бы на лице тёплые солнечные лучи и лёгкий свежий ветерок.
В: А что бы мы с вами услышали, оказавшись на поляне?
(Включаю запись с пением птиц).
В: Вам понравилась картина «Март»? Почему?
Рассказывание стихов о весне.
Физминутка. (Выходим на середину комнаты).
Ручеёк.
Бежит весёлый ручеёк
У самых моих ног.
Я перепрыгну ручеёк
Вперёд – назад – вперёд.
Скажу «привет» я ручейку,
Помою в нём ладошки.
Потом воды в них наберу,
Побрызгаю немножко.
Пересказ рассказа «Март» по Г. Скребицкому с использованием мнемотаблицы.
(Развитие связной речи, речевого слуха, памяти).
В: Вы замечательно рассказали стихи, а я прочитаю вам рассказ Скребицкого «Март», он как будто специально написан к этой картине.
Март – первый месяц весны. На земле ещё лежит снег, да и мороз иной раз ударит. Но посмотрите, как ослепительно светит солнце. Его свет густой, золотистый. Лучи солнца греют лицо, руки. И небо синее – синее, и по нему раскинулись пушистые облака. Начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины. В полях журчат ещё очень маленькие ручейки. Ручьи, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны.
В: О чём этот рассказ? (Этот рассказ о весне, достаю мнемотаблицу. Эта таблица нам поможет пересказать рассказ.
В: С чего он начинается? Вспомните первое предложение. (Март – первый месяц весны).
В: Чем март похож на зиму? (На земле ещё лежит снег)
В: А как вы понимаете выражение : мороз иной раз ударит? (В марте иногда бывают морозы).
В: Что сказано о солнце в рассказе? (Солнце светит ослепительно. Его свет золотистый. Лучи солнца греют лицо и руки).
В: Что значит, светит ослепительно? (Светит ярко, слепит).
В: Что сказано о небе и облаках? (Небо синее – синее, а облака пушистые).
В: Пушистые? А как сказать по другому? (Пышные, кудрявые, кучерявые).
В: Что начинается в марте? Что появляется на буграх? (В марте начинается таяние снега. На буграх появляются первые проталины).
В: Что журчит в полях? (В полях журчат маленькие ручейки) А как по другому можно сказать журчат? (Звенят, поют).
В: Что мы считаем самым началом весны? (Ручейки, проталины, первые кучерявые облака – это и есть самое начало весны).
В: Отлично! Посмотрите ещё раз на таблицу с картинками. Подумайте и начинайте рассказ.
Составление и разбор схемы слова март.
(Совершенствование навыка звукового анализа слов. На столах квадратики синего, зелёного и красного цветов. Дети работают по подгруппам, выкладывают схему слова).
В: Сколько звуков в этом слове? (В этом слове четыре звука)
В: Сколько согласных звуков в слове? (Три согласных звука)
В: Перечислите их, и скажите, какие они. («м», «р», «т» - это твёрдые согласные).
В: Сколько гласных звуков? (Один).
В: Сколько слогов в этом слове? Почему? (В этом слове один слог, потому что один гласный звук).
Рисование картины «Март». (Совершенствование умения восприниматьцветовое богатство окружающего мира и стремления передавать его в рисовании).
В: Давайте все нарисуем нарисуем картины «Ранняя весна». У вас уже есть нарисованное дерево, подумайте, что можно нарисовать, какие приметы ранней весны, чтобы получилась картина о ранней весне.
Итог занятия.
В: Чем мы сегодня занимались?
В: Как называется первый месяц весны?
В: Какие приметы ранней весны вы знаете?