светлана кавтаськина
Конспект НОД по развитию речи с использованием мнемотехники во второй разновозрастной группе «Весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по развитию речи с использованием мнемотехники
во второй разновозрастной группе по теме «Весна»
Цель: формировать умение составлять связный рассказ о весне с помощью мнемосхем.
Задачи:
1. Образовательные: формировать представления детей о весне и типичных весенних явлениях в природе;
формировать умение устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, упражнять в подборе эпитетов к словам;
Темочки:
- Весна. ВСЕ материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мнемотехника, мнемотаблицы. Конспекты
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
формировать умение составлять связный рассказ по опорным схемам; расширять, уточнять и обогащать словарь детей, используя знаково-символическую систему.
2. Развивающие : развивать связную речь, умение подбирать действия и признаки, словесно-логическое мышление, зрительное внимание, наблюдательность, мелкую и общую моторику, инициативность, координацию движений, самостоятельность, связную речь, творческое воображение, мышление.
3. Воспитательные: воспитывать отзывчивость, доброжелательность, желание общаться и играть со взрослым и сверстниками, заботливое отношение и любовь к природе;
формировать умение работать в коллективе; создать радостную и теплую атмосферу в группе.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Активизация словаря:
• Весна,
• весенние месяцы: март, апрель, май;
• приметы весны : становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы;
• солнце, ручеек, сосулька, птицы.
Техническое обеспечение занятия
Оборудование: ноутбук, аудиозапись «Времена года. Весна» П. И. Чайковский, мяч, указка- солнечный лучик, мячик желтый
Демонстрационный материал: таблицы - мнемосхемы.
Раздаточный материал: детали-заготовки для составления картинки-стихотворения на каждого ребенка.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций по теме «Весна», наблюдение во время прогулок, экскурсий; чтение произведений художественной литературы о весне; работа над составлением мнемосхем.
Планируемые результаты:
• воспитанники имеют расширенное преставление о весне как времени года;
• у них сформирован навык употребления имени прилагательного с именем существительным в мужском, женском, среднем родах и подбора определений;
• дети умеют составлять рассказ по заданной теме с использованием мнемосхем;
• расширены представления воспитанников об окружающем мире.
Ход НОД
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
- Здравствуйте ребята, я очень рада видеть вас и ваши добрые лица! Давайте, посмотрим, друг на друга и улыбнемся! Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости. Давайте их поприветствуем: (Дети встают в круг).
Здравствуйте, наши ладошки! (хлоп-хлоп)
Здравствуйте, резвые ножки! (топ-топ)
Эй, язычки, просыпайтесь! (цокают)
Глазки, скорей открывайтесь! (моргают)
Здравствуй, дружочек, здравствуй, дружочек,
Давай оживим наш волшебный кружочек!
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам!
Крикнем мы дружно на весь белый свет:
“Солнце, привет! (машут солнцу.) Гости, привет! (машут гостям.)”
Садятся на стулья.
Закроем глазки, сделаем глубокий вдох-выдох, вдох-выдох и послушаем музыку. (аудиозапись «Времена года. Весна»)
II. Основная часть
Давайте, расскажем нашим гостям о весне. Но чтобы, лучше справиться с поставленной задачей, сделаем гимнастику для нашего язычка.
Расскажем чистоговорку, про весну, в которой, четко будем каждый звук:
А – а - а к нам пришла весна
У – у - у я на улицу хочу!
О – о - о как весною хорошо!
Цы – цы - цы прилетели к нам скворцы
Ы – ы - ы зацветают все сады
На - на - на травка первая видна.
Га – га – га тают белые снега.
Да - да - да в ручейке журчит вода.
Молодцы!
Воспитатель: Весна приготовила для вас сюрприз. Отгадайте, что это?
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все … (Солнце)
- Молодцы, ребята, правильно. Вот он волшебный солнечный лучик, и он очень хочет с вами поиграть.
2. Игра «Волшебный солнечный лучик»
( Педагог объясняет: тот, до кого дотронется волшебный лучик, тот и отвечает. Дети садятся вокруг воспитателя на коврике).
Игра «Скажи наоборот». Цель: развивать умение подбирать антонимы.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам буду говорить словосочетания о зиме, а вы мне будете называть словосочетания о весне с противоположным значением.
• Зима ушла, а весна – … (пришла).
• Зима холодная, а весна – … (тёплая).
• Зимой солнце морозит (не греет, а весной – … (греет).
• Зимой сугробы высокие, а весной – … (низкие).
• Зимой лед толстый, а весной – … (тонкий).
• Зимой день короткий, а весной – … (длинный).
• Зимой воздух холодный, а весной – … (теплый).
• Зимой птицы поют тихо, а весной – … (громко).
- Все правильно ответили, молодцы!
- Молодцы. Как много вы знаете о весне! (Дети встают полукругом).
3. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Ласковое слово»
- Я вам буду давать солнышко, и говорить слово, а вы мне будете отдавать солнце и говорить тоже слово, но ласково. Например: солнце – солнышко.
Ветер – ветерок.
Ручей – ручеёк.
Цветок – цветочек.
Ветка – веточка.
Лист – листочек.
Луч – лучик.
Облако – облачко.
Сосулька – сосулечка.
- Все правильно ответили, молодцы! (Дети садятся на стульчики)
Чтобы выполнить следующее задание, нам нужно приготовить наши ручки.
Пальчиковая гимнастика Солнышко». Цель: развитие мелкой моторики, координации, памяти, мышления, речи.
Маленькое солнышко, я держу в ладошке, Показывают ручками маленькое солнышко
А большое солнце, вижу из оконца Ручки вверх, обводим ручками себя
Маленькое солнышко, я беру руками, Показывают ручками маленькое солнышко
А большое солнце, высоко по облаками. Поднимаем руки над головой и смотрим вверх
Маленькое солнышко, мне в ладошки светит. Показывают ручками маленькое солнышко
А большое солнце, светит всей планете! Поднимаем руки над головой и разводим в стороны.
- Сейчас мы подойдем к столам и соберем солнышко.
Игровое упражнение «Солнышко» Цель: развитие мелкой моторики, координации, зрительного восприятия, произвольного внимания, памяти, мышления, речи.
1 пара детей выкладывает солнышко из счетных палочек.
2 пара детей собирает солнышко из прищепок.
Молодцы, ребята! Справились с этим заданием. Какие красивые солнышки у нас получились.
4. Составление рассказа о весне с помощью мнемотаблицы.
Цель: упражнять детей в умении составлять рассказ-описание о весне с использованием мнемосхем; развивать высшие психические функции: память, внимание, образное мышление. На мольберте схема первого предложения.
- Ребята, мы с вами повторили признаки и явления весны, а теперь давайте побудем писателями и составим интересный рассказ о весне, а помогут нам в этом схемы-картинки.
- Ребята, составьте предложение по схеме.
( Один ребенок преобразует символы в образы и составляет предложение: «Весной ярко светит солнце». И так дети по всеми схемами составляют отдельные предложения).
Примеры составления предложений по мнемоквадратам : Весной…
• Ярко светит солнце.
• Тают сосульки.
• Бегут ручьи, дети пускают кораблики.
• Тает снег и появляется трава.
• Весной появляются первые цветы – подснежники.
• На деревьях набухают почки, появляется трава.
• Из теплых краев возвращаются перелетные птицы.
• Просыпаются животные после зимней спячки (медведь,ёж,барсук)
• Появляются насекомые.
- Молодцы ребята, замечательные предложения о весне вы составили, а сейчас я приглашаю вас на физкультминутку «Подснежники».
5. Физкульминутка «Подснежники».
Вот подснежники проснулись (встают, протирают глаза,
Улыбнулись (улыбаются,
Потянулись (тянутся,
Раз – росой умылись (умываются,
Два – изящно покружились (кружатся,
Три – нагнулись и присели (наклоняются и приседают,
А четыре – полетели (бегают,
Пять – они остановились (останавливаются)
И тихонько опустились (приседают).
(Дети проходят на стульчики. На мольберте мнемотаблица для составления стихотворения о весне)
- Ребята, давайте порадуем нашу весну и выучим для неё стихотворение (Весна).
А кто мне будет помогать составлять стихотворение, выберет волшебный лучик. (Один ребенок составляет стихотворение по картине).
Затем воспитатель приглашает воспитанников за столы, где они все складывают заготовки стихотворения.
Весна
Смотрит солнышко в окошко,
В гости к нам пришла весна.
Мы захлопаем в ладошки,
Очень ждали мы тепла!
- Молодцы, ребята, какое интересное получились у вас стихотворение!
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
Установка на дальнейшую деятельность.
- Ребята, о каком времени года мы сегодня с вами говорили? А что вам больше всего понравилось? А что вам больше всего запомнилось? Какие чудеса мы видели весной? (Светит солнышко, прилёт птиц из тёплых стран, распустились подснежники, бегут ручьи и т. д.).
Литература:
1. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
2. Карпова С. И., Мамаева В. В. «Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 4-5 лет»
3. Нищева Н. В. «Кабинет логопеда. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».
4. Омельченко Л. В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с. 102-115.
5. О. С Ушакова. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. - М. : 2010г.
6. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.