Макарова Наталья Николаевна
Конспект НОД по развитию речи на тему: «Пересказ рассказа «Корова» (по Е. Чарушину) для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
непосредственной образовательной деятельности по развитию речи
На тему : «Пересказ рассказа «Корова» (по Е. Чарушину)
для детей 4-5лет.
составила: воспитатель МБДОУ
"Детский сад №33"Клубничка" Макарова Н. Н.
Тамбов
2019
«Пересказ рассказа «Корова» (по Е. Чарушину)
Цель: Формирование навыков связного последовательного пересказа с опорой на графические схемы.
Основные задачи:
Публикация «Конспект НОД по развитию речи на тему: „Пересказ рассказа „Корова“ (по Е, Чарушину) для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Корова, бычок. Литература, сказки, стихи для детей
- Корова, теленок. Все о коровах
- Корова. Конспекты занятий
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Чарушин Е.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
1. Учить детей сравнивать объекты на панно «Корова с теленком» по величине; подбирать антонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
2. Учить составлять предложения из 2-3 слов.
3. Учить детей внимательно слушать текст произведения и пересказывать его с помощью опорных схем.
4. Развивать у детей интонацию при пересказе.
Методические приемы:
Чтение рассказа, вопросы по тексту, рассматривание панно «Корова с теленком», лексико-грамматические упражнения по тексту произведения, составление предложений с определенными словами, пересказ с помощью опорных схем.
Оборудование:
Мольберт; панно «Корова с теленком»; кукла «Доярка»; предметные картинки: ромашка, василек, незабудка, колокольчик; набор графических схем; сундучок с подарками (колокольчики на каждого ребенка).
Предварительная работа:
-Чтение рассказов и стихотворений о корове и теленке.
-Изучение лексической темы «Домашние животные».
-Рассматривание иллюстраций и картинок.
-Рисование, аппликация по теме «Корова с теленком».
Лексический материал:
луг, вымя, доярка, слепни, Пеструха, колокольчик, ромашка, незабудка доить, жуёт-пережёвывает разноцветные, крутые (рога) .
Ход нод:
1. Организационный момент. Создание эмоционального фона занятия. Развитие словесно-логического мышления.
Педагог: Ребята, вы любите слушать сказки и рассказы?
-Я хочу вам прочитать рассказ. Хотите узнать о ком?
-Тогда отгадайте загадку.
Голодна - мычит!
Сыта - жует,
Малым деткам
Молочка дает.
(Корова)
-Правильно, это корова.
2. Чтение адаптированного текста рассказа без установки на запоминание и пересказ. Развитие произвольного внимания, слуха, речевой памяти.
-Я хочу вам прочитать рассказ про корову. Внимательно послушайте.
Чтение адаптированного текста.
Стоит Пеструха на зеленом лугу, траву жует-пережевывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает мух да слепней отгоняет.
-А что тебе, Пеструха, вкуснее жевать - простую зеленую травку или разные цветочки? Может быть, ромашку, может, синий василек, или незабудку, а может, колокольчик? Поешь, поешь, Пеструха, повкуснее - молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить - надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.
3. Беседа по содержанию. Обучение ведению диалога по содержанию рассказа.
Рассматривание панно и знакомство с героями.
-Хотите посмотреть на корову?
Педагог выслушивает ответы детей и открывает панно.
-Кто это? (Это корова.)
-Как ее зовут? (Ее зовут Пеструха.) Пёстрый - это разноцветный, не одного цвета, составленный из чего-нибудь, что окрашено в различные цвета, такой, поверхность которого состоит из полос или пятен разного цвета.
-Где стоит корова Пеструха? (Стоит Пеструха на зеленом лугу.)
-Что она делает на зеленом лугу? (Она стоит и траву жует-пережевывает.)
-Стоит Пеструха на зеленом лугу, траву жует-пережевывает. А рога у Пеструхи, какие? (Крутые)
-Бока, какие? (Толстые)
-А что еще есть у Пеструхи? (Вымя с молочком)
-А зачем она хвостом помахивает? (Мух да слепней отгоняет.)
-Как вы думаете, ребята, а что корове вкусней жевать травку или цветочки? (Цветочки)
-Какие цветочки любит кушать корова? (Ромашку, василек, незабудку, колокольчик)
-Если корова любит цветочки есть, то, какое у нее молочко будет? (Вкусное, сладкое)
-Кто корову доить придет? (Корову придет доить доярка.)
Сюрприз: педагог показывает куклу доярку с ведром.
-«Придет доярка и надоит… (дети вместе с педагогом заканчивают предложение) вкусного, сладкого молока.»
4. Лексико-грамматические упражнения.
а) Упражнение. «Позовем теленка». Формирование целостного восприятия предмета. Уточнение и расширение словаря по теме.
-Ой, ребята, что-то наша Пеструха загрустила и мычит жалобно: «Му-у-у».
Как она мычит?
Дети повторяют звукоподражание хором и по одному.
-Она скучает по своему детенышу. Кто детеныш у коровы? (Теленок.)
-Давайте поможем Пеструхе встретить своего теленочка.
Дети собирают из частей теленка и прикрепляют его на панно.
-Вот какой красивый теленочек у нашей Пеструхи!
б) Упражнение. «Какая корова, какой теленок?» Сравнение предметов по величине. Развитие антонимии.
Педагог и дети рассматривают корову и теленка, сравнивают их.
-Ребята, посмотрите теленок маленький, а корова… (большая)
-У теленка хвостик коротенький, а у коровы хвост… (длинный)
-У теленочка бока тоненькие, а у коровы… (толстые)
-У теленочка нет рогов, а у коровы рога какие… (крутые)
-Теленок маленький, у него нет вымени, а корова большая у нее есть вымя с чем… (с молочком)
в) Упражнение. «Любимый цветок». Составление простых предложений.
-Ребята, а вы любите цветы и траву на лугу?
Педагог обращает внимание детей на траву и цветы на панно.
-Трава на лугу какая? (Зеленая.)
-А цветы? (Разного цвета.)
-Если цветы на лугу разного цвета, как можно про них сказать одним словом, они какие? (Разноцветные).
-На лугу растут, какие цветы? (Ромашки, колокольчики, васильки, незабудки.)
-Давайте сделаем для нашей коровы лужок.
Педагог подводит детей к столу, где разложены предметные картинки: ромашка, василек, незабудка, колокольчик,.
-Выберите любимый цветок и назовите его. Я люблю василек, а вы?
Дети выбирают цветок, прикрепляют его на мольберт и говорят:
«Я люблю колокольчик. Мне нравится незабудка. И т. д.»
-Посмотрите, какой замечательный луг получился, нашей Пеструхе с теленком обязательно понравится.
5. Повторное чтение рассказа. Развитие слухового, зрительного внимания и памяти.
-Я вам читала рассказ про корову, мне в этом помогала книга, а сейчас я расскажу про корову и мне в этом помогут схемы.
Педагог пересказывает рассказ и выстраивает мнемодорожку из схем.
.
6. Пересказ рассказа детьми. Развитие связной речи, памяти.
-Ребята, кто из вас хочет рассказать про корову Пеструху?
Дети рассказывают парами, по цепочке, индивидуально.
7. Итог занятия. Оценка деятельности детей.
-Ой, ребята, что-то наша корова промычала. Сейчас послушаю.
Педагог подходит к панно с коровой и прислушивается.
-Она промычала мне, что ей очень понравилось, как вы про неё рассказывали.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КОРОВА
Стоит Пеструха на зеленом лугу, траву жует-пережевывает. Рога у Пеструхи крутые, бока толстые и вымя с молочком. Она хвостом помахивает: мух да слепней отгоняет,
-А что тебе, Пеструха, вкуснее жевать - простую зеленую траву или разные цветочки? Может быть, ромашку, может, синий василек, или мышиный горошек, или незабудку, или гвоздичку, а может, колокольчик, а может, иван-да-марью? Поешь, поешь. Пеструха, повкуснее - молочко у тебя будет слаще. Придет доярка тебя доить - надоит полное ведро вкусного, сладкого молока.
(Е. Чарушин)