Ольга Севастьянова
Конспект занятия по развитию речи «Истории весеннего леса» (пересказ рассказа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ТНР «Истории весеннего леса» (пересказ рассказа)
Автор-разработчик Севастьянова О. В.
Задачи
Коррекционно-образовательные:
Развивать связную монологическую речь. Учить детей использовать сложные речевые конструкции.
Развивать выразительность и эмоциональность речи.
Отрабатывать различные грамматические конструкции (сочетание числительного с существительным, предлога с существительным)
Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Истории весеннего леса“ (пересказ рассказа)» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Учить использовать предлоги для определения местоположения предмета.
Развивающие
Развивать психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие, воображение.
Развитие мелкой моторики, стимуляция речевых зон коры головного мозга.
Развитие физиологического и речевого дыхания.
Осуществлять профилактику плоскостопия.
Воспитательные:
Воспитывать интерес к рассказу, как особой литературной форме.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
В ходе организованной образовательной деятельности использованы:
Инновационные технологии : мнемотехника.
Авторские разработки :
- Мнемодорожка к рассказу.
Информационно-коммуникативные технологии.
- Фонограмма «Весенний лес», «Поезд»
- Видеоролик «Говорящий заяц»
Здоровьесберегающие технологии
- Дыхательная гимнастика «Поезд»
- Комплекс упражнений для профилактики плоскостопия «Тропинка»
- Массаж ладоней «Еж»
Материал: Компьютер для демонстрации видео и аудио материалов; игрушечные заяц, белка,еж,елочка, пенек; картинки для деления на команды; мячи для массажа (малые); картинки к мнемодорожке; искусственные цветы «ландыши» и «подснежники».
Ход:
-Дети к нам в детский сад пришло письмо. Давайте, его посмотрим.
Видеописьмо «Приглашение»(Видеоролик «говорящий заяц», в котором Заяц приглашает детей прогуляться по весеннему лесу и послушать интересные лесные истории)
-Дети, вы хотите побывать в весеннем лесу? Как нам туда добраться? (ответы детей) Вы слышите, что-то гудит.
Фонограмма «Поезд»
- Догадались что это? (поезд)
-Мы поедем в лес на поезде. Вставайте за мной, я буду поезд, а вы вагончики…(дети встают за педагогом)
Дыхательная гимнастика «Поезд»
Едет, едет паровоз- две трубы и сто колес: Чух-чух-чух…».(Руки согнуты в локтях,делаем вращательные движения, сильный выдох ртом.)
В паровозе мы сидели,видим, гуси полетели: «Га-га-га.» (Взмахи руками, вдох носом,сильный выдох ртом.)
Разогнался паровоз и на горку нас привез: «Ух-ух…» (Поднимаем руки вверх –вдох носом, опускаем вниз – сильный выдох ртом.)
Через рощу едем мы вдыхаем аромат листвы. (Стоим на месте- глубокий вдох и выдох носом.)
Ехал, ехал паровоз, нас в весенний лес привез. (Руки согнуты в локтях,делаем вращательные движения, сильный выдох ртом.)
На мольберте картина «Весенний лес»
-Дети как красиво в весеннем лесу и много разных звуков, закройте глаза и прислушайтесь.
Аудиозапись «Звуки весеннего леса»
- Дети, что вы услышали? (ответы детей)
- Дети, давайте прогуляемся по весеннему лесу. Идите за мной. Пойдем на носочках, чтобы не испугать лесных обитателей
Профилактика плоскостопия гимнастика «Дорожка».
- По полянке мы пойдем всю полянку обойдем, всю полянку обойдем и друзей своих найдем. (дети идут за педагогом на носочках, подходят к елочке и пеньку)
- Дети, а под елочкой кто-то спрятался. Кто приглашал нас на прогулку? (педагог достает игрушечного зайца), а там еще кто то прячется, отгадайте кто это: «В густом лесу под елками лежит клубок с иголками» (достает ежика)
Ежик и зайчик очень любят прыгать и скакать и хотят с вами поиграть.
Игра «Что изменилось»
- Дети где сидит заяц? (за пеньком) Где сидит еж? (на пеньке)
А теперь закройте глазки (педагог меняет положение игрушек: заяц перед елкой, еж за пеньком) Откройте глаза и скажите, что изменилось? (заяц сидел за пеньком, а теперь сидит перед елкой и тд.)
Игра повторяется несколько раз в конце игры дети закрывают глаза, а педагог прячет игрушки.
- Дети, заяц и еж убежали,а нам теперь самое время отдохнуть. Идите за мной на пяточках.
Профилактика плоскостопия гимнастика «Дорожка».
- По полянке мы пойдем, всю полянку обойдем, всю полянку обойдем и немножко отдохнем. (дети идут за педагогом на носочках, подходят к стульчикам)
- Садитесь на стульчики, а я вам историю расскажу. (дети садятся на стульчики)
-Дети, а ведь еж и заяц не всегда были друзьями, как они подружились вы узнаете из лесной истории, которую я вам расскажу.
Рассказ воспитателя.
Рассказ «Как еж зайца спас»
Бежал еж по весеннему лесу. Он слушал пение птиц, журчанье ручейка. Вдруг видит, бежит заяц, а за ним злой, страшный, серый волк. Еж свернулся в клубок и бросился волку под ноги. Волк завыл от боли «у-у-у» и убежал в лес. А еж и заяц стали друзьями и сочинили песенку: «Тра-ля-ля, тра-ля-ля ежик с зайчиком друзья!.
- Дети, какой еж в этой истории? Почему еж бросился под лапы волку (ответы детей)
Мнемодорожка к рассказу. Вопросы педагога
- Дети,а теперь давайте вспомним, с чего я начала свой рассказ? Что было потом? Что случилось дальше? Что сделал еж? Что случилось с волком? Чем закончилась история (дети рассматривают мнемодорожку к рассказу и отвечают на вопросы)
Массаж ладоней «Еж»
- Дети, еж рад нашему приходу и приготовил для вас разноцветные мячики, похожие на ежей. (дети берут понравившиеся массажные мячики) Давайте с ними поиграем и стих про ежика расскажем.
Хитрый ежик, хитрый еж Катают мяч в ладонях
На клубочек он похож,
Только очень колки Сжимают мяч ладонями
У ежа иголки.
На ежа мы поглядим, Катают мяч в ладонях
Молочка ему дадим,
Но не тронем колкие Сжимают мяч ладонями
У ежа иголки мы.
-Молодцы поиграли, отдохнули. Ой, кто- то шуршит. Это белочка (педагог достает игрушечную белку) Она хочет, чтобы вы ей лесную историю про зайца и ежа рассказали. Расскажем?
- Рассказывать мы будем по подгруппам и сейчас мы на них разделимся.
(Дети делятся на подгруппы (в одной подгруппе 4 человека). Например, берут фишки с изображением «капельки», «звездочки» или «солнышка» (фишки лежат вниз картинкой)
- Выходи на полянку группа «капелька», решите кто будет начинать и заканчивать рассказ и встаньте друг за другом (дети встают) Рассказывать вы будете друг за другом,а помогут вам картинки. (дети рассказывают с опорой на мнемодорожку)
- Молодцы, хороший рассказ у вас получился. Белочка танцует, ей очень понравился ваш рассказ
- Посмотрите, что за цветы принесла рассказчикам белочка (ландыши) Давайте сосчитаем ландыши. (дети по очереди называют числительное, согласовывая его с существительным: Один ландыш», «Два ландыша», «Три ландыша» и тд. Ставят ландыши в вазу.)
- Похлопаем нашим рассказчикам и пригласим на полянку группу «Солнышко» (выходит другая подгруппа).Решите, кто будет начинать и заканчивать рассказ и встаньте друг за другом (дети встают и пересказываю рассказ)
Дети выполняют задания аналогично первой подгруппе, только считают не ландыши, а подснежники. Если позволяет время занятия, можно предложить детям пересказать рассказ самостоятельно, без опоры на мнемодорожку).
- Дети, белочка что то насторожилась.
- Давайте прислушаемся. Что вы слышите? (гудит поезд)
Фонограмма «Поезд»
- Пора нам собираться в обратный путь, а до железнодорожной станции мы пойдем как мишки - на внешней стороне стопы.
Профилактика плоскостопия гимнастика «Дорожка».
-По полянке дорожке мы пойдем, всю полянку обойдем и на станцию придем (дети идут за педагогом на внешней стороне стопы)
- Вот мы и пришли. Садитесь в поезд. Отправляемся в детский сад. (дети идут за педагогом)
Дыхательная гимнастика «Поезд»
Ехал,ехал паровоз
две трубы и сто колес: «Чух-чух-…» Руки согнуты в локтях, делаем вращательные движения, сильный выдох ртом
И привез он нас назад
В наш любимый детский сад: «Ух» Останавливаются, глубокий вдох носом-выдох ртом.
- Мы вернулись в наш детский сад. Вам понравилась наша прогулка? А что запомнилось больше всего?(ответы детей)
В завершении занятия педагог дает оценку работы детей и дарит небольшие призы (раскраски, наклейки и тп.)