Елена Онищенко
Конспект НОД по развитию речи и валеологии в старшей группе «Наши органы чувств»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи и валеологии
в старшей группе
Тема. НАШИ ОРГАНЫ ЧУВСТВ.
Цель: закреплять знания детей об органах чувств человека (зрение, слух, вкус, осязание, обоняние, как наших помощниках в познании окружающего мира.
Задачи:
Образовательные: закрепить знания об органах чувств человека.
Публикация «Конспект НОД по развитию речи и валеологии в старшей группе „Наши органы чувств“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы чувств человека и их назначение
- Осанка. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Эмоции. Конспекты занятий на тему настроения, эмоций
- Темочки
Развивающие : развивать речь при ответах на вопросы, тренировать тактильные, зрительные, слуховые, вкусовые ощущения.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение детей к органам чувств, культуру их охраны.
Оборудование: картинки с органами чувств; кубики льда; объемные геометрические фигуры; баночки с запахами; зеркала; запись звуков; яблоки.
Словарь: органы чувств, обоняние, осязание, зрение, слух, вкус.
Предварительная работа: беседа «Знакомимся с органами чувств»; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций органов чувств.
Ход НОД:
- Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем сегодня с вами говорить.
На земле он всех сильней, потому что всех умней. (Человек)
- Правильно, это человек. Сегодня мы с вами будем говорить о человеке. Кто такой человек? Мы с вами относимся к категории «Человек»? В мире проживает много людей. Все они чем-то похожи друг на друга, а чем-то отличаются. Посмотрите друг на друга и скажите, чем вы похожи, а чем отличаетесь? (ответы детей).
- Хоть мы все и разные, но все похожи между собой строением тела, у каждого есть руки, ноги, голова, туловище. Все это называют частями тела. Покажите и назовите свои части тела (дети показывают и называют).
Игра «Доскажи словечко»
Быть у каждого должна очень умной… (голова).
Я верчу ей, как умею, голова сидит на… (шее).
Живот, спина и грудь, их вместе как зовут? (туловище).
Съел еду я всю, и вот мой наполнился… (живот).
На прогулке не забудь закрывать от ветра… (грудь).
Быть сутулой не должна у дошкольника. (спина).
На руке сидят мальчики очень дружные… (пальчики).
Бегут по дорожке резвые… (ножки).
Я споткнулся через Генку и ушиб себе… (коленку).
- А можете ли вы на ощупь найти названную часть тела?
Игра «Найди на ощупь названную часть тела»
Дети становятся парами, одному ребенку из пары закрывают глаза, и он должен найти названную педагогом часть тела. Потом дети меняются местами.
- У нашего тела есть помощники, они помогают нам изучать мир, который полон красок, звуков и запахов. Как вы думаете, что это за помощники? (ответы детей)
Есть пять помощников на службе у тебя,
Не замечая, их используешь, шутя.
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать.
Язык во рту, чтоб вкус понять,
А носик – запах различать.
И не к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут.
- Глаза, уши, нос, рот и руки – это части нашего тела, а еще их называют органами чувств. У каждого человека есть система органов чувств и каждый из таких органов реагирует на какие-то раздражители окружающей среды.
- Скажите, с помощью какого органа чувств вы искали друг у друга части тела? (С помощью рук). Этот орган называют органом осязания. Благодаря ему мы ощущаем прикосновения, а также они дают понять нам что кошка, которую вы гладите – пушистая, доска – шершавая и твердая. Попробуй взять в руки лед. Какой он? (ответы детей)
- А вспомните, как вы хватали кружку с горячим чаем? Это и есть работа органа осязания. Мы прикасаемся к предметам с помощью пальцев рук, а чтобы пальцы хорошо работали, с ними нужно заниматься.
Пальчиковая гимнастика «Помощники»
Вот помощники мои
Их как хочешь, поверни.
Хочешь, эдак, хочешь так,
Не обидятся никак. (Действия выполняются в соответствии с текстом).
- Следующий орган чувств – это зрение. Какая часть тела относится к органу зрения? (Глаза).
Разберемся вместе, дети, для чего глаза на свете?
И зачем у всех у нас, на лице есть пара глаз?
- Для чего людям глаза? (Ответы детей). Закройте глаза и скажите, что я делаю? Почему вы не можете сказать, что я делала? Как вы думаете, хорошо или плохо, когда человек не видит? Давайте с вами выясним, что могут наши глаза. Посмотрите, что стоит ближе/дальше, выше/ниже к вам, кубик или конус? Что еще можно сказать про эти фигуры? (Дети говорят про цвет, размер, форму).
- Наши глаза могут определить, какую форму имеет тот или иной предмет, какого он цвета, размера. Глаза дают самую большую информацию об окружающем мире. А вы знаете, что смотреть глазами вы можете только в одном направлении? Попробуйте, посмотрите назад. А некоторые животные могут вращать глазами, как им хочется (хамелеон, морской конек). Но чтобы наши глаза хорошо видели, их надо беречь. Вы знаете правила по охране зрения? (Ответы детей).
1. Нельзя тереть глаза грязными руками.
2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.
3. Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.
4. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.
5. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.
Гимнастика для глаз.
Солнышко с тучками в прятки играло (закрыть, открыть глаза)
Солнышко тучки-летучки считало:
Серые тучки, черные тучки (глазки вправо, глазки влево)
Лёгких – две штучки, (глаза вверх)
Тяжёлых – три штучки. (глаза вниз)
Тучки попрощались, тучек не стало (закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе вовсю засияло. (широко открыть глаза)
- Ребята, давайте поиграем. Я принесла баночки с запахом. Попробуйте угадать, чей запах «спрятался» в каждом из них.
Дидактическая игра «Отгадай по запаху»
Дети определяют продукт (чеснок, лук, духи, кофе, апельсин, мандарин) и называют его.
- С помощью чего вы угадали, что находится в баночках? (С помощью носа). А для чего человеку нужен нос? (чтобы дышать; нос охраняет наш организм от пыли и микробов и т. д.)
- А еще он нужен для того, чтобы красиво говорить. Зажмите носик пальцами и повторите «ни-на». Что получилось? Нос ответственный за обоняние. Это главный орган, который помогает нам определять запах. Бабушка печет пирожки – вкусно пахнет? А теперь возьмите и посмотрите на себя в зеркало. Видите, у вас есть в носу маленькие волосики? Их называют реснички. Они задерживают грязь, пыль, вирусы и другие частицы, которые мы вдыхаем через нос вместе с воздухом, тем самым препятствуя их проникновению в дыхательные пути. А еще реснички работают над тем, чтоб вы чувствовали запах. О носике тоже надо заботиться, ведь он так нам помогает.
Дыхательная гимнастика «Ветерок»
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу, (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо, (голова прямо-вдох, голова направо, губы трубочкой-выдох)
Могу и вверх, (голова прямо-вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
- Еще один орган чувств – орган слуха. Какие части тела к нему относятся? (Уши). Что делают наши ушки? Давайте проверим, какой у вас слух.
Игра «Угадай на слух»
(Дети слушают разные звуки и называют, кому они принадлежат).
- Молодцы, все отгадали. Уши – тоже важный орган чувств. Благодаря ушам мы с вами слышим, как поют птицы, шумит море, стучит дождь. А как нужно заботиться об ушах? (мыть, чистить, надевать головной убор, если холодно и т. д.)
- А еще, для того, чтобы наши ушки были здоровы, делают массаж ушей. Давайте все вместе сделаем.
Самомассаж ушной раковины
(выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)
- Отгадайте загадку:
Всегда он в работе, когда мы говорим;
А отдыхает, когда мы молчим. (Язык)
- Язык отвечает за вкус. Вы наверняка не знаете, но язык – это обычная мышца. Накачать вы ее, конечно, не сможете, но почувствовать вкус еды можно запросто. Посмотрите в зеркало и покажите себе язык – и давайте разберемся, какой участок языка воспринимает какой вкус:
- кончик языка распознает сладкое;
- корень языка – скажет вам, что ты взял в рот горькое;
- бока языка знают много о кислом и соленом.
- Вы видите маленькие пупырышки на языке? Это вкусовые сосочки. Они определяют хорошая ли еда для вас. Поэтому у каждого человека свой вкус. Скажите, какими бывают продукты на вкус? (Горькими, сладкими, кислыми, солеными).
- Ребята, а вы знаете, что язык помогает не только определять продукты на вкус, но и правильно произносить звуки. Для того чтобы язык был чувствительным, и правильно произносил звуки давайте научим его выполнять специальные упражнения.
Артикуляционная гимнастика.
«Лягушка»
Улыбаюсь, как лягушка, губы тянутся до ушка!
(Растянуть губы в улыбке, обнажив зубы. Удержать под счет 1-5. Упражнение повторить 3-4 раза.)
«Слоник»
Подражаю я слону – губы хоботом тяну!
(Вытянуть вперед сомкнутые губы «трубочкой» и удержать их под счет Повторить упражнение 3-4 раза.)
«Рыбка»
Рыбка ротик открывает: пузырьки она пускает.
( С напряжением открывать губы: П-П-П, словно они «склеились»)
«Часики»
Тик-так, тик-так, - часы тикают вот так!
(Рот раскрыт. Тянуться языком то к правому, то к левому уголку рта.)
«Оближем губки»
Чтоб варенье с губ убрать, ротик надо облизать!
(Рот широко открыт. Широким языком облизать губы (слева направо и справа налево). Выполнить 5-7 раз.)
- Вот мы с вами и познакомились с помощниками нашего тела – органами чувств. Назовите их. (Орган осязания, обоняния, слух, вкус, зрения). Сегодня вы узнали много интересного об органах чувств. Вы должны беречь их и ухаживать за ними.
Сюрпризный момент.
- На прощание я хочу угостить вас яблоками, которые содержат много витамин. Они полезны для всех наших органов.