Елена Фрейганг
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
-пополнение словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы», совершенствование грамматического строя речи, обучение составлению описательного рассказа.
Задачи
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с перелетными птицами, выяснить, почему их так называют, дать понятие – "насекомоядные", "водоплавающие"; изучить новые понятия (летят: стаей, вереницей, поодиночке, клином); закрепить понятия о сложных словах (насекомоядные – едят насекомых и так далее).
Публикация «Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
-активизация и пополнение словаря по теме «Перелетные птицы»;
-развитие навыка словообразования;
-упражнение в построении грамматически правильно построенных предложений;
-обучение составлению описательного рассказа по предметной картинке и схематическому плану.
Развивающие:
-развитие внимания, памяти, мышления;
-развитие общей и мелкой моторики (физ. минутка);
Воспитательные задачи:
-воспитывать бережное отношение к природе и желание защищать ее и все живое;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
-воспитывать терпение, усидчивость, умение слушать и доброжелательно оценивать рассказы товарищей.
Приемы:
загадки, наводящие и подсказывающие вопросы, реплики, напоминания, речевой образец, оценка участия детей в занятии
Материалы:
силуэтные картинки с изображением перелетных птиц, схема для составления описательного рассказа, магнитная доска и силуэтные картинки для упражнения «Четвёртый лишний».
Ход занятия.
Ребята! Я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь её отгадать.
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет. (Весна)
-Весна какая? (теплая, светлая, радостная, звонкая, солнечная, зеленая,
ласковая, добрая.)
-Какие чудеса происходят весной? А какое самое главное событие происходит? (К нам прилетают перелётные птицы). Ребята! А вы можете назвать перелётных птиц?
Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы постарайтесь их отгадать.
Хочет — прямо полетит,
Хочет — в воздухе висит,
Камнем падает с высот.
И в полях поет, поет (жаворонок).
Прилетает к нам с теплом,
Путь, проделав длинный,
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
Часами носятся ласточки в небе, ловят комаров и различных мошек, а потом садятся на провода и отдыхают, чистят перышки. Крылышки у них длинные, узкие, хвост вилочкой, сами черные, грудка белая, горло красновато-коричневое. Гнездо ласточки вьют в деревнях под крышей. Само гнездо состоит из глины, смешанной со слюной и сидят потом в таком гнезде как в чашке.
Бродит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек (цапля, журавль).
Кто эта птица?
Гнезда не строит никогда.
Яйцо соседям оставляет
И птенчика не навещает. (кукушка).
Это старый наш знакомый.
Он живет на крыше дома
Длинношеий, длинноклювый,
Длинноносый, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист).
На шесте дворец.
Во дворце певец.
А зовут его (Скворец).
Перья у скворца чёрные-чёрные, с блеском, с пестринкой. Он живет около человека, в скворечнике, хотя это и не всегда бывает. Скворцы любят старые парки и леса, где много душистых деревьев, в дуплах строят свои гнезда. Скворцы едят личинок насекомых, гусениц.
Сегодня мы с вами поговорим о перелетных птицах. Как вы думаете, почему их так называют? Правильно, потому что они улетают в теплые края. А в какое время года это происходит? Назовите, каких вы знаете перелетных птиц?
- А вы знаете, каким образом птицы летят к нам? Правильно, стаей, но еще могут лететь: вереницей, поодиночке, клином. (Вывешиваю соответствующие картины).
Раньше всех нас покидают насекомоядные птицы. В слове насекомоядные прячутся два слова: едят насекомых. Повторите – насекомоядные. Они едят майских жуков, бабочек, ос, стрекоз и пчёл. А улетают эти птицы сразу после первых заморозков, как только исчезают насекомые. Раньше всех улетают мухоловки, горихвостки, трясогузки, дрозды, жаворонки, овсянки, скворцы. Когда замерзают водоёмы (реки и озёра, направляются к югу водоплавающие птицы – гуси, утки и лебеди. В слове водоплавающие тоже прячется два слова – плавать в воде. Повторите – водоплавающие.
Ребята, а вы слышали такую поговорку: «Как с гуся вода?». Почему так говорят? Как вы её понимаете? Хотите узнать, почему так происходит? Почему вода не задерживается, а стекает? Вот это мы сейчас и выясним. Мы с вами проведём интересный эксперимент:(возьмите лист бумаги, с обеих сторон кистью нанесите на лист растительное масло, затем окуните лист в воду. Что произошло? Почему вода скатилась? Почему лист не намок? А что было бы, если мы окунули бумагу в воду без растительного масла? (Оказывается, перья у птиц не намокают и остаются сухими, потому что они смазаны жиром, так же как и наша бумага осталась сухой, потому что мы её смазали растительным маслом, а оно жирное. (Оказывается, у всех водоплавающих птиц есть специальная жировая железа, жиром которой водоплавающие птицы при помощи клюва смазывают перья, поэтому птицы не намокают.)
Игра"У кого какое тело?"
Посмотрите, ребята, это скворец. Какой у него хвост? (Короткий). Значит, скворец какой? - Короткохвостый.
Это ласточка, у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? – Длиннохвостая.
Это грач, у него острый клюв. Какой грач? – Остроклювый. У него чёрное крыло? – Чернокрылый.
Молодцы, ребята, правильно.
Физминутка.
Подвижная игра «Стайка».
Давайте немного отдохнем: превратимся в птичек и полетаем стайкой.
Вылетайте, птички, на лужок,
Быстро делайте кружок.
Мы играем в стайку.
Стайка, полетай-ка!
Полетели птички,
(Бежать на носочках по кругу друг за другом.)
Птички-невелички (Размахивать руками, как крыльями.)
Птички летают,
Устали не знают.
Стоп!
Сели птички на дорожку,
(Присесть, развернувшись лицом в круг.)
Поклевали птички крошки:
(Стучать указательными пальцами, как клювами, по полу.)
«Клю-клю-клю – поклюем, Потом песенку споем».
(Встать лицом у круг.)
Игра «Скажи наоборот» закончи предложение, я буду начинать предложение, а вы его должны закончить, словом противоположным по значению. Ребята, может кто-то знает, как еще называются по-другому противоположные слова? (Антонимы).
Молодцы ребята. И так, начнем.
Аист большой, а соловей …. (маленький)
У соловья грудка серая, а у ласточки … (белая)
У журавля длинная шея, а у кукушки… (короткая)
Аист белый, а грач … (черный)
Молодцы, а сейчас усложняем задание, вы должны будите сказать одним словом.
Упражнение «Скажи одним словом»
У аиста длинные ноги, он какой? … /длинноногий/.
У ласточки длинный хвост, она … /длиннохвостая/.
У соловья звонкий голос, он … /звонкоголосый/.и др.
У лебедя длинная шея, он …/длинношеий /
Ребята, какие вы молодцы, а вы знаете, какие птицы от нас улетают последними (Лебеди, гуси, утки).
Правильно, ребята, поздней осенью, когда уже на землю ложится первый снег, лебеди собираются в стаи и красивым клином улетают в теплые страны до следующей весны. Все виды лебедей занесены в Красную Книгу и охота на этих величественных птиц строжайше запрещена. Ребята, может кто-то уз вас видел лебедей, какие они? (Красивые, величественные, гордые).
Каким цветом бывают лебеди? (Белые и черные).
Молодцы ребята, а сейчас я узнаю, как вы запомнили перелетных птиц и зимующих.
Игра «Четвертый лишний»
Ласточка – снегирь – скворец – аист
Воробей – грач – журавль – цапля
Сорока – соловей – кукушка – ласточка
Цапля – голубь – аист – грач
Ворона – кукушка – журавль – соловей.
Итог занятия. Ребята! Давайте вспомним, о чём мы сегодня с вами разговаривали? Мы говорили о грачах, ласточках, скворцах, - они перелётные птицы, которые живут рядом с людьми. Вы сегодня молодцы!