Елена Карпенко
Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР 6–7 лет «Слова-признаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по развитию речи детей с ОНР 6–7 лет
ель: формирование понятия о словах, обозначающих признак предметов.
Задачи:
1. Воспитывать уважение к товарищу, умение работать в коллективе, умение рассуждать, логически мыслить.
2. Формировать понятие «слова-признаки».
3. Закрепить умение согласовывать прилагательные с существительными.
4. Формировать умение задавать вопросы к словам-признакам.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР, нарушение речи
- ОНР. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
5. Закрепить понятие о словах признаках, словах-действиях.
6. Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование: предметные картинки, игрушки, карточки – символы слов-признаков, слов-предметов, слов-действий, карточки с маркерами-глаз, ухо, рука, нос, язык; картинно-графический план описания предмета на карточках, магнитная доска.
Этап 1
Логопед вносит в группу корзину с разными по форме, цвету и размеру мячами и приглашает ребят поиграть.
Логопед:
- Ребята, кто хочет поиграть? Смотрите, какие мячики я принесла.
Дети подходят к корзине. Логопед просит 1 из детей дать мяч. Ребенок подает, а педагог отказывается. Ребенок подает, а педагог снова отказывается.
Ребенок спрашивает:
-Какой?
Логопед:
- Большой.
Логопед:
-Ребята, что сейчас сказал Петя.
Дети:
-Слово (вопрос).
Логопед:
- Верно. А какое слово сказала я?
Дети:
-Большой.
Логопед:
- Понял Петя, какой нужно дать мяч, пока не задал вопрос.
Дети:
-Нет.
Логопед:
-Что помогло Пете сделать нужный выбор?
Дети: вопрос.
Необходимо подвести ребенка к тому, чтобы он задал вопрос: Какой?
Этап 2
Постановка цели воспитанниками
Логопед:
-Ребята, мячи в корзине одинаковые или разные?
Дети:
-Разные.
Логопед:
-Чем они отличаются?
Дети: цветом, размером.
Логопед:
-Ребята, мы уже с вами знаем слова, которые отвечают на вопросы: КТО? ЧТО?
Что они означают?
Дети: Живой-предмет и неживой предмет.
Логопед:
- Посмотрите вокруг на предметы, которые нас окружают, одинаковые они или разные?
Дети:
-Разные.
Логопед:
- Чем они отличаются?
Дети:
- Размером, формой, цветом.
Логопед:
-Если я вас попрошу принести, например игрушку? Что вам нужно спросить?
Дети: Какую?
Логопед:
-Верно. Отгадайте, о каких словах я хочу вам сегодня рассказать. Которые, отвечают на вопрос….
Дети: Какой? Какие? Какая?
Логопед:
-Кто из вас знает, как называются, эти слова?
-А кто хотел бы узнать?
Дети:
-Я.
Этап 3
Совместная деятельность педагога и воспитанников
Логопед выставляет на доску маркеры (глаз, ухо, нос, язык)
- Предмет можно увидеть, потрогать, понюхать, съедобный предмет можно попробовать.
Логопед:
- Когда мы сморим на предмет, что мы можем увидеть?
Дети:
-Форму, цвет, размер.
Логопед:
-Когда вы закроем глаза, а я буду действовать с каким–либо предметом вы, что услышите ушками?
Дети:
- Звук.
Логопед:
- Что мы можем ощутить во рту, откусив, какой–либо съедобный предмет.
Дети:
-Вкус.
Логопед:
-Что мы ощущаем, когда трогаем предмет?
Дети:
-Какая у него поверхность на ощупь.
Логопед:
-Вы сейчас можете выбрать себе любую игрушку в группе, которую хотели бы описать. А на доске висят подсказки.
Ребята по желанию описывают свои игрушки, используя маркеры подсказки.
Логопед:
-Все слова, которые вы называли, отвечают на вопрос: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКИЕ? Они называются – признаки. Писать слова мы еще не умеем, а рисовать умеем, поэтому обозначать мы их будем геометрической фигурой, у которой есть 3 угла и 3 стороны. Что это за фигура?
Дети:
- Треугольник.
Логопед:
- Все с этим согласны.
Дети:
-Да.
Если кто – то из детей считает иначе, проводится анализ геометрических фигур. И ребята приходят к выводу.
Физминутка
Девочки и мальчики прыгают как мячики.
Дети делают перед собой круги
Мячики большие, круглые такие.
Водят хоровод
Девочки и мальчики очень любят мячики
Разные, разные: голубые, красные.
Девочки и мальчики прыгают, как мячики
Мячики большие, упругие такие!
Дети прыгают.
Этап 4
Самостоятельная деятельность воспитанников
Логопед предлагает ребятам удобно расположиться на ковре. Раздает схемы слов-признаков (треугольники). И предлагает детям выложить столько треугольников, сколько слов-признаков они услышат.
Логопед:
-Будьте внимательны, вспомните, как мы начинаем выкладывать ряд?
Дети:
-Слева-направо.
Логопед:
- Слушайте слова :
• Большой, круглый, гладкий.
• Красный, черный, высокий, маленький.
• Упругий, коричневый, стол.
Ребята должны заметить ошибку педагога. Слово-стол – это не слово–признак, а слово-предмет. Если дети, не замечают ошибки, педагог задает вопрос. Все справились с заданием. Все ли правильно сделали. Идет анализ выполненного задания
Этап 5
Анализ.
Рефлексия
Логопед:
-Ребята, кто из вас узнал, что-то новое?
Дети:
-Мы узнали слова-признаки.
Логопед:
- Для чего нам эти слова?
- Чтобы лучше понимать друг друга, потому что все предметы, которые нас окружают разные.
Логопед:
- Легко вам было или трудно описывать предметы?
- Что вам помогло?
Дети:
-Подсказки: картинки – глаз, рука, ухо…
Логопед достает из подарочного пакета игрушки «КИНДЕР СЮРПРИЗ» и дарит детям.
-Ребята, вы сегодня были такие внимательные, старательные, сообразительные. Я хочу, чтобы ваша мама тоже послушала ваши – рассказы описания.
-Кто сможет описать свою игрушку дома маме?
Дети:
-Я.
Логопед:
- Пусть ваши мамочки тоже узнают, как вы умеете рассуждать, какие вы сообразительные и умные.
h3][/h3]