Елена Воронцова
Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОНР 6–7 лет «Родственные слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
• познакомить детей с понятием «родственные» слова.
• показать богатство родного языка и его выразительных средств;
• привлечь детей к активному участию в процессе словообразования;
Коррекционно-образовательные задачи:
• учить выделять в слове одинаковую часть;
• формирование умения анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию.
Коррекционно-развивающие задачи :
• развитие зрительного восприятия, слухового внимания, логического мышления;
Публикация «Конспект НОД по речевому развитию для детей подготовительной группы с ОНР 6–7 лет „Родственные слова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2017
• развитие связной речи.
Воспитательные:
• воспитывать бережное отношение к живой природе;
• воспитывать умение работать в коллективе;
• воспитывать доброе отношение к своим близким и родным; окружающим детям, взрослым.
Оборудование: презентация на тему «Сад», муляжи грибов, корзинка; кукла - лесовичок, ведерко и картонные рыбки, сюжетные картинки, удочки, муляжи деревьев.
Ход НОД
1. Организационный момент:
Учитель - логопед: «Ребята, когда я шла в ваш детский сад, встретила лесовичка. У лесовичка большая проблема – он не может найти свою семью. Как мы можем помочь лесовичку поискать своих родственников?»
Примерные ответы детей : «Отправиться на поиски его семьи»
Учитель - логопед: «Совершенно верно, а поможет нам в этом волшебная тропинка. Отправляемся на поиски!»
Дети вместе с учителем – логопедом и лесовичком отправляются на поиски.
2. Основная часть:
Учитель-логопед: «Ребята, а здесь растет гриб. А вот и лукошко, а в лукошке целая семейка грибов. Возьмите по одному грибочку и подумайте какие слова могут образоваться от слова «гриб»?
1-й ребенок: «Грибочек»
2-й ребенок: «Грибы»
3-й ребенок: «Грибник» и т. д.
При затруднениях учитель-логопед задает следующие наводящие вопросы:
- Как назвать маленький гриб? (грибок, грибочек).
- Как назвать одним словом много грибов? (грибы).
- Как назвать человека, который любит ходить за грибами? (грибник).
- Как называется огромный и большой гриб? (грибище).
- Как называется суп, который можно приготовить из грибов? (грибной) и т. д.
Учитель-логопед: «Прислушайтесь к этим словам. Какое одинаковое слово вы в них слышите?»
Примерные ответы детей : «гриб»!
Учитель-логопед: «Слова, в которых встречается одинаковое слово, называются «родственными» («родными») словами. У нас с вами образовалась целая семейка слов. А «родственные» слова должны жить вместе, поэтому предлагаю оставить свои грибочки на полянке слов.
Учитель-логопед: «Ребята, а можем мы оставить нашего лесовичка на полянке с грибами?»
Примерные ответы детей : «Да, можем!»
Учитель-логопед: «Послушайте, есть ли в словах «гриб» и «лесовичок» одинаковое слово?
Примерные ответы детей : «Нет, такого слова нет»
Учитель-логопед: «Значит эти слова не являются «родственными».
Учитель- логопед обращается к лесовичку: «Лесовичок, здесь мы твоих родственников не нашли. Значит нам нужно двигаться дальше. Пойдем мы нашей тропинкой».
Дети с учителем-логопедом отправляются дальше по тропинке.
Учитель-логопед: «Вот мы с вами шли, шли и в сад пришли. Предлагаю присесть на стульчики и заглянуть в волшебный сад».
Дети рассматривают презентацию с изображением сада.
Учитель-логопед: «Как вы думаете, а у слова «сад» есть «родственные» слова?»
Примерные ответы детей : «Да, есть».
Учитель-логопед: «Какие слова вы можете назвать?»
1-й ребенок: «Садовник»
2-й ребенок: «Садовые» и т. д.
Учитель-логопед: «Посмотрим, живут ли такие слова в нашем саду»
На презентации появляется 1-слайд с изображением садовника.
Учитель-логопед: «Как называют человека, который ухаживает за садом?»
Примерные ответы детей : «Садовник».
Учитель-логопед: «Как называют инструменты, которые используют для работы в саду?»
Примерные ответы детей : «Садовые».
Учитель-логопед: «Как называют молодые растения, приготовленные для посадки в землю?»
Примерные ответы детей : «Рассада».
Учитель-логопед: «Какое одинаковое слово встречалось во всех этих словах?»
Примерные ответы детей : «Слово «сад»».
Учитель-логопед: «Как можно назвать эти слова одним словом?»
Примерные ответы детей : «Родственные слова».
Учитель-логопед: «Ребята, можем мы оставить нашего лесовичка в саду?»
Примерные ответы детей : «Нет, не можем», «Да, можем».
Учитель-логопед: «Послушайте слова «лесовичок» и «сад». Есть ли в этих словах одинаковое слово?»
Примерные ответы детей : «Нет такого слова».
Учитель-логопед обращается к лесовичку: «Лесовичок, к сожалению здесь мы твоих родственников не нашли. Но ты не расстраивайся, ведь наша тропинка ведет нас дальше!»
Учитель-логопед вместе с детьми отправляются дальше по тропинке.
Учитель-логопед: «Вот мы шли, шли, шли – и к речке пришли».
Учитель-логопед: «А кто живет в нашей речке?»
Примерные ответы детей : «Здесь живут рыбы (рыбки)».
Учитель-логопед: «Какие волшебные рыбки. Предлагаю поближе их рассмотреть, а для этого их нужно поймать. Ловить мы их будем удочками».
Дети по очереди вылавливают по рыбке и складывают рыбу в ведро.
Учитель-логопед: «Вы – настоящие рыбаки! Такой богатый улов у нас получился!»
Учитель-логопед: «Обратите внимание, рыбки наши непростые. Они с заданиями. Предлагаю взять по одной рыбке и рассмотреть задания.
Учитель-логопед: «Кого вы видите на картинке?»
Примерные ответы детей : «Рыбака», «рыболова».
Учитель-логопед: «Вы совершенно правы. Предлагаю придумать историю об этом рыбаке».
Учитель-логопед: «Как вы думаете, с чего начиналась наша история? Как вы думаете, что произошло потом? Чем все закончилось?»
Дети с помощью учителя-логопеда придумывают историю о рыбаке и выставляют картинки-задания на доску по очереди».
Учитель – логопед обращается к одному из детей : «Маша, попробуй рассказать нам с ребятами историю о рыбаке. Мы с ребятами с интересом послушаем».
Девочка выходит к доске и рассказывает историю.
Учитель-логопед: «Ребята, лесовичок спросил у меня, что мы будем делать с нашими рыбками?
Примерные ответы детей : «Оставим здесь».
Примерные ответы детей : «Может отпустим».
Учитель-логопед: «Предлагаю вам взять по рыбке и отпустить их в реку к своей семье».
Дети отпускают рыбок в реку.
Учитель-логопед: «Ребята, можем мы оставить нашего лесовичка на берегу этой реки? Почему вы так думаете?»
Дети с помощью учителя-логопеда приходят к выводу, что слова «лесовичок» и «рыба» не являются «родственными».
Учитель-логопед: «Лесовичок, здесь тоже не оказалось твоих родственников. Но ты не расстраивайся, наша волшебная тропинка поведет нас дальше!»
Учитель-логопед: «Мы шли-шли-шли и в лес пришли. Как прекрасен этот лес!»
Учитель-логопед: «Как вы думаете, ребята, а есть ли у слова «лес» «родственные слова»?
Примерные ответы детей : «Да, есть»
Учитель-логопед: «Назовите их»
Дети перечисляют слова, образованные от слова «лес». При затруднениях учитель-логопед задает наводящие вопросы.
Учитель-логопед: «А можем мы оставить нашего лесовичка в лесу?»
Примерные ответы детей : «Да, можем»
Учитель-логопед: «Почему вы так думаете?»
Примерные ответы детей : «Потому что в словах «лес» и «лесовичок» есть одинаковое слова «лес»».
Учитель-логопед: «Ребята, наш лесовичок так обрадовался, что нашел своих родственников, свою семью. Он так вам благодарен. Теперь мы можем оставить его со своей семьей».
Дети прощаются с лесовичком.
3. Итог:
Учитель-логопед: «Ну а нам пора возвращаться в детский сад».
Учитель-логопед: «По тропиночке идем, в детский сад мы попадем».
Учитель-логопед: «Вы помогли лесовичку найти свою семью, а также узнали, что у слов есть «родственники. В родственных словах всегда есть одинаковое слово. Вспомните, к каким словам вы подбирали «родственные» слова? («гриб», «сад», «рыба», «лес»). Я думаю, вы хотели бы поделиться новыми знаниями со своими друзьями. Пройдемте!».