Степанова Людмила Николаевна
Конспект НОД по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5–6 лет с ОНР на тему «Транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
К]онспект
непосредственно-образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР
на тему : «ТРАНСПОРТ»
Возраст: 5-6 лет
Цель: закрепление и обобщение знаний о транспорте.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Учить образовывать приставочные глаголы;
Уточнить и расширить словарь по теме «транспорт»
2. Коррекционно-развивающие :
Публикация «Конспект НОД по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5–6 лет с ОНР на тему „Транспорт“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Занятия по развитию речи
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
Развивать логическое мышление и связную речь детей;
Закреплять употребление существительных в различных падежах;
Закреплять знание о частях транспорта;
Закреплять знания о профессиях, связанных с транспортом.
3. Коррекционно-воспитательная:
Воспитывать навыки правильного поведения на дороге и соблюдения правил дорожного движения.
Ресурсное обеспечение: мультимедийный экран, проектор, предметные картинки с изображением различного вида транспорта, частей различных видов транспорта, письмо, мяч, маленькие машинки, гаражи и мост из строительного материала, дорожные знаки.
Предшествующая работа:
1. Рассматривание специализированных альбомов по транспорту
2. Экскурсии на проезжую часть дороги с целью наблюдения за транспортом
3. Беседа о правилах дорожного движения
4. Выставка детских рисунков «Безопасная дорога»
5. Тематическая неделя встреч с людьми, работающими на транспорте
6. Дидактические игры: «Собери по частям», «Внимание, дорога!», «В пути», «Какой транспорт», «Домино».
Ход :
1. Организационный момент.
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие. А на чем мы будем путешествовать, мы сейчас узнаем. – Ребята, посмотрите на стол. Как можно назвать все это одним словом? (Транспорт). А как вы думаете, что обозначают символы в маленьких кружочках? Верно, транспорт бывает наземным, подземным, водным и воздушным. – А как вы думаете, какой транспорт называется воздушным? А наземным? Подземным? Водным? А кто сможет разложить транспорт к соответствующим символам. – Таня, какой транспорт относится к воздушному транспорту? Миша, а какой транспорт ты отнёс к наземному?
Объявление темы.
Логопед: Сегодня мы поговорим о различных видах транспорта и узнаем, на каком транспорте лучше всего путешествовать.
2. Развитие лексико-грамматических категорий.
Логопед: Прежде чем отправиться в путешествие нужно убедиться в том, что наш транспорт в полном порядке.
Игра «Назови части» на мультимедийном экране.
Цель: обучать детей узнавать транспорт по его частям.
Правила игры: Дети называют части транспорта и по ним угадывают, какой это транспорт.
Колеса, фары, руль, кабина – легковая машина.
Колеса, кузов, фары, руль, кабина – грузовая машина.
Якорь, корма, нос, каюта – корабль.
Крылья, кабина, хвост, мотор – самолет.
Руль, сиденье, два колеса, педали – велосипед.
Посмотрим сзади и с боков,
Теперь вперед. Ну как готов?
Логопед: Весь наш транспорт в полном порядке, можно отправляться в путешествие. Выберете себе подходящее средство передвижения и вперед (Дети выбирают картинки с транспортом и заканчивают предложение по образцу логопеда «Я отправляюсь в путешествие на ….».).
Дети: Я отправляюсь в путешествие на самолете.
Я отправляюсь в путешествие на корабле.
Я отправляюсь в путешествие на велосипеде.
Я отправляюсь в путешествие на автомобиле.
Физкультминутка «Путешествие»
-Приготовьтесь, мы отправляемся в путешествие.
Корабли загудели, (вращение перед грудью согнутыми в локтях руками)
Самолёты полетели, (руки в стороны, поочередно наклоны в стороны)
На велосипед мы тихо сели, (присесть, руки вперед, согнутые в кулачки)
Дети в транспорте запели.
Под песню «Песенка друзей» дети выполняют свободные движения, имитируя соответствующий транспорт.
Логопед: Ехали, мы ехали и к письму приехали! О, это письмо нам прислал инспектор дорожно-патрульной службы. Он решил устроить нам испытание. Ребята, а вы готовы пройти испытания инспектора? (ответы детей). Я буду читать вам начало предложения, а вы должны закончить его подходящим словом (образование приставочных глаголов) :
Дети получают от логопеда машинки и располагаются у гаражей из строительного материала.
Маша, машина в гараж ….(заезжает,
Миша, машина из гаража (выезжает,
Юля, машина вокруг гаража…. (объезжает,
Илья, машина к гаражу (подъезжает,
Данил, машина от гаража…. (отъезжает,
Ульяна, машина на мост…. (въезжает,
Юля, машина с моста…. (съезжает).
Логопед: с этим заданием вы, ребята, справились. Молодцы!
А вот и сам инспектор пришел к нам. Но у инспектора есть для вас более сложное задание.
Инспектор – ребё нок: Здравствуйте, ребята! А знаете ли вы правила дорожного движения? (ответы детей) Вот я сейчас это и проверю:
1. Какой это знак?
2. Как называется место, где 2 дороги пересекаются? (перекресток)
3. Какой прибор нам покажет, когда переходить улицу? (светофор)
4. На какой свет можно переходить дорогу? (зеленый)
5. Все дети без исключения должны знать что?
Инспектор: И с этим заданием вы справились. Молодцы!
Логопед: А вы знаете, ребята, что на транспорте работают люди разных профессий. Кто чем управляет? (игра с мячом)
Водитель управляет (чем) - ….
Машинист управляет (чем) - ….
Летчик управляет (чем) - ….
Мотоциклист управляет (чем) - ….
Велосипедист управляет (чем) - ….
Космонавт управляет (чем) - ….
Капитан управляет (чем) - ….
3. Итог.
Инспектор: А на каком транспорте вы сегодня путешествовали? Что вам больше всего понравилось?
Логопед: Наше путешествие, к сожалению, подошло к концу и мы с вами возвращаемся обратно в группу.
Список литературы:
1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Старшая группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2012.
2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в старшей логогруппе. - М. : Издательство ГНОМ, 2011.
3. Косинова Е. М. Лексическая тетрадь : Транспорт, растения, профессии. - Издательство: «ТЦ Сфера». – 2008 г.
4. Теремкова Н. Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР, альбом 3, 2-е издание - «Издательство ГНОМ и Д».