Инна Проскурякова
Конспект НОД по развитию математических умений в старшей группе на тему «Свойства предметов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: - Закрепить представления о свойствах предметов (цвет, форма, размер, материал, назначение)
-Уточнить представления о формах геометрических фигур – квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал.
-Приобщать к правилам безопасного поведения во время путешествия
Ход НОД
I. Организационный момент
Публикация «Конспект НОД по развитию математических умений в старшей группе на тему „Свойства предметов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- Ребята, у зайца Федьки сегодня день рождения. Он ждёт гостей. Для них он приготовил угощение, расставил тарелки. На угощение он приготовил фрукты. Давайте поможем ему разложить фрукты по тарелкам. Надо сделать так, чтобы тарелка с яблоком стояла между тарелкой с грушей и тарелкой с персиком, а тарелка с апельсином стояла рядом с тарелкой с яблоком. Дети обратили внимание на то, что одна тарелка осталась пустой.
- Дети, как вы думаете, почему одна тарелка осталась пустой?
Ответ детей: «- Не хватило фруктов.»
- Как сделать так, чтобы количество тарелок и фруктов стало одинаковым?
Ответ детей: «- Добавить фрукты или убрать тарелку.»
-Как вы думаете, что будет правильнее? Ведь кому то из гостей может не хватить угощения?
Дети предлагают добавить банан
Воспитатель добавляет банан.
- Что теперь можно сказать о количестве тарелок и фруктов?
Ответ детей: «- Оно стало одинаковым.»
- А теперь дайте сложим все фрукты в одну тарелку. Стало ли фруктов больше? А тарелок?
Ответ детей: «- Число тарелок и фруктов не изменилось – мы ничего не брали и не добавляли, а только переложили фрукты.»
- Ребята, а по какому признаку можно разложить эти фрукты тарелки?
Дети предлагают разные варианты, например:
1) Фрукты можно разложить по цвету: в одной тарелке будут фрукты жёлтого цвета - груша и банан, персик, в другой оранжевого – апельсин, в третьей тарелке красные – яблоко.
2) Фрукты можно разложить по размеру: маленькие и большие. Тогда в первой
тарелке будут лежать персик и яблоко, во второй – груша, апельсин и банан.
Свои варианты дети моделируют на фланелеграфе.
Воспитатель предлагает детям поиграть с зайкой.
II. Физкультминутка. «Зайка»
Руки перед грудью, прыжки на двух ногах.
Зайка по лесу скакал,
Зайка корм себе искал.
Указательным и средним разведёнными пальцами дети изображают «ушки» :
Вдруг у зайца на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки.
Дети пугливо оглядываются:
Шорох тихий раздаё тся:
Дети скачут, бегают по кругу и «петляют» :
Заяц путает следы,
Убегает от беды.
Делают большой прыжок в сторону, «сворачиваются в клубок»
Прыгнул вбок и обернулся
И под кустиком свернулся,
Словно беленький клубок-
Чтоб никто найти не смог.
III. Основная часть
-Своим гостям Заяц Федька решил приготовить подарки. Он разложил их в открытом шкафу стр. 5 по цвету, форме и размеру
- В первом столбце у нас цвет, во втором форма, а в третьем размер – все они обозначены разными символами.
-Посмотрите, как разложил заяц подарки. Какое общее свойство у предметов в первом и третьем столбце?
Ответы детей: «- Они одинакового размера»
- Теперь давайте попробуем нарисовать фигуры по символам Задание №2 стр. 5
Геометрическая мозаика.
Предварительно взять плотную бумагу разных цветов и вырезать из нее квадраты одного размера - скажем, 10 х 10 см. Каждый квадрат разрезать по заранее намеченным линиям на несколько частей. Один из квадратов можно разрезать на две части, другой - уже на три. Самый сложный вариант - набор из 5-6 частей. Теперь давайте ребенку по очереди наборы деталей, пусть он попробует восстановить из них целую фигуру. Детям даём набор геометрических фигур для работы на столе в парах.
- Ребята, давайте разложим перед собой фигуры. Сам воспитатель выполняет задание на фланелеграфе с комментариями.
Он напоминает детям, что для того чтобы использовать геометрические фигуры, необходимо различать их свойства.
Каждый ребёнок выкладывает фигуры на своём столе.
-Помогите Федьке угадать и рассказать, что изменилось.
Ответы детей: «- Был большой зелёный квадрат, а получился большой красный квадрат. Изменился цвет, а форма и размер не изменились.
За большим зелёным квадратом идёт большой зелёный треугольник. Изменилась форма, а цвет и размер остались прежним.
- Какие вы умнички! Помогли Зайке.
- А теперь, ребята, Зайка предлагает вам отгадать загадки:
1) Нет углов у меня, а похож на блюдце я, на тарелку и на крышку, на кольцо и колесо, кто же я такой, друзья? Назовите вы меня. (КРУГ)
2) Он давно знакомый мой, каждый угол в нем прямой.
Все 4 стороны, одинаковы длины, всем его представить рад, а зовут его. (КВАДРАТ)
3) Злая рыба хвост-лопата откусила полквадрата целый угол, верь не верь!
Кто же он, бедненький, теперь! (ТРЕУГОЛЬНИК)
- Правильно. Давайте с вами скажем, чем отличаются эти геометрические фигуры друг от друга.
(Ответы детей)
- У круга нет углов, а у квадрата и треугольника есть. Ещё у них есть стороны, а у круга нет сторон.
IV. Подвижная игра «Лис и зайчата»
Стой, зайчонок, не беги
По тропинке узенькой,
Лучше ты побереги
Хвостик свой кургузенький.
Лис крадётся вдоль тропы
Вряд ли ищет он грибы!
Один ребёнок изображает крадущегося лиса, а остальные – бегущих зайчиков. Зайчики замирают, а потом разбегаются от лиса по местам – «домикам»
-Зайка приготовил для своих гостей ещё одну игру, которая называется «Отгадай фигуру» стр. 6 №5
- Нарисуйте фигуры, указанные в окошках.
V. Итог занятия.
-Заяц Федька был очень рад встрече со своими гостями и с вами: у него никогда ещё не было такого весёлого дня рождения. А вам понравилось в гостях у Зайки? Какая игра была самой интересной, а какая самой трудной?
-Какие подарки он приготовил своим гостям? Как он разложил подарки,
Ответ детей: «-По цвету.»
- Какие геометрические фигуры использовались в игре «Сложи квадрат»?
Ответ детей: «-Квадраты, треугольники»
-Давайте поздравим Зайку с днём рождения и пожелаем ему всего самого хорошего.