Наталья Николаевна Турко
«Организация деятельности детей по развитию и формированию математических знаний и умений и навыков»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра "Математическая карусель" была придумана осенью 1997 года Игорем
Соломоновичем Рубановым совместно с Константином Александровичем Кнопом и Сергеем Геннадьевичем Волчёнковым для I Кубка памяти А. Н. Колмогорова, возникшего на базе Уральских турниров юных математиков. Игра оказалась весёлой, азартной и с того времени прочно вошла в программу Кубков и Уральских турниров.
Но этим дело не ограничилось, карусель, распространяясь после турниров и летних лагерей, хорошо прижилась во многих городах России.
Публикация «„Организация деятельности детей по развитию и формированию математических знаний и умений и навыков“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Математическая карусель – это командное соревнования по решению задач.
Побеждают в нем 2 команды, набравшие наибольшее число очков.
Порядок решения задач.
Задачи решаются на двух рубежах – исходном и зачетном. В начале игры все члены команды располагаются на исходном рубеже, причем им присвоены номера от 1 до 6.
По сигналу ведущего команды получают задачу и начинают ее решать. Если команда считает, что задача решена, ее представитель, имеющий номер 1, предъявляет решение судье. Если оно верное, игрок №1 переходит на зачетный рубеж и получает задачу там, а члены команды, оставшиеся на исходном рубеже, тоже получают новую задачу. В дальнейшем члены команды, находящиеся на исходном и зачетном рубежах, решают разные задачи независимо друг от друга.
Принцип перехода игроков с одного этапа на другой.
Чтобы понять следующую часть правил, надо представить себе, что на каждом рубеже находящиеся на нем члены команды выстроены в очередь. Перед началом игры на исходном рубеже они идут в ней в порядке номеров. Если члены команды, находящиеся на каком-либо из двух рубежей, считают, что они решили очередную задачу, решение предъявляет судье игрок, стоящий в очереди первым.
Если решение на исходном рубеже правильное, то с исходного рубежа этот игрок переходит на зачетный.
Если решение на исходном рубеже неправильное, то на исходном рубеже игрок возвращается на свое место в очереди.
Если решение на зачетном рубеже правильное, то на зачетном рубеже игрок
возвращается на свое место в очереди.
Если решение на зачетном рубеже неправильное, то с зачетного рубежа игрок переходит на исходный.
Игрок, перешедший с одного рубежа на другой, становится в конец очереди.
И на исходном, и на зачетном рубежах команда может в любой момент отказаться от решения задачи. При этом задача считается нерешенной.
После того, как часть команды, находящаяся на каком-либо из двух рубежей,
рассказала решение очередной задачи или отказалась решать ее дальше, она получает новую задачу. Если на рубеже в этот момент нет ни одного участника, задача начинает решаться тогда, когда этот участник там появляется.
В работе с дошкольниками также можно применить принцип игры «Математическая карусель».
Игра «Математическая карусель» :
• Развивает мыслительные умения : анализировать, обобщать, абстрагировать.
• Помогает усвоить элементарные навыки мышления.
•Развивает познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение, волю.
• Развивает интеллектуальные способности детей.
Если на занятии ребёнок выполняет задание взрослого, то в игре он решает свою собственную задачу.
В игре скрыта возможность самостоятельно находить ответы. Качества личности (самостоятельность и инициативность, креативность и др.) ; умения (комбинировать, предполагать, видоизменять и др., приобретённые в играх, применимы в любой учебной и жизненной ситуации.
Главная цель дидактической игры - эффективное развитие интеллектуальных и умственных способностей дошкольников. В дошкольном возрасте важно разбудить мышление ребёнка, его познавательную активность, чтобы он научился сам искать знания. Они интересны для детей, эмоционально захватывают их. А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе к задаче, невозможен без активной работы мысли. В ходе игры с занимательным математическим материалом дети овладевают умением вести поиск решения самостоятельно.
В работе я ставила следующие задачи:
- познакомить детей с данной игрой, развивать интерес к игре;
- формировать у детей способность принимать предложенные им задачи и решать их самостоятельно ;
- развивать у воспитанников активную мыслительную деятельность, вызвать интерес к поставленным задачам.
Выделение обучающих и развивающих задач подчиняла основной цели: развитию познавательных способностей детей, что обосновано идеями развивающего обучения.
Таким образом, я вооружила детей лишь схемой и направлением анализа занимательной задачи, приводящих в конечном результате к решению. Систематическое упражнение в решении задач таким способом развивает умственную активность, самостоятельность мысли. Стараюсь использовать различные формы организации детского коллектива - совместную игровую деятельность детей и педагога, самостоятельную игру детей.
Важно помнить о главном - не делать за детей то, что они могут сделать сами, не торопить, а дать время им подумать…
Игра предназначена для детей от пяти до семи лет.
При помощи данной игры можно не просто решать математические примеры и задачки, но и разрешать проблемные ситуации.
Игра «СЧИТАЙ ДАЛЬШЕ»
Воспитатель договаривается с детьми до какого числа будет производиться счёт. Педагог называет число, имя ребенка, бросает ему мяч (лучше матерчатый, средних размеров). Ребёнок считает до заданного числа, затем возвращает мячвоспитателю.
Когда упражнение увлекло детей, мяч можно не бросать, а просто назвать число и предложить кому-либо из детей считать дальше.
Можно по аналогии провести игру «Считай назад» от названного числа.
Игра «СКОЛЬКО НАС ОСТАЛОСЬ?»
Воспитатель вызывает к себе нескольких детей. Они становятся лицом к детям и пересчитываются, называя порядковые числительные. Кто –то из детей называет количество детей у доски (например 6). Шестой возвращается на место со словами: «Шестой ушёл, осталось …. Дети дружно отвечают: «осталось 5 человек». «Пятый ушёл, осталось…» и т. Д.
Игра «ЗА КАКИМ ЧИСЛОМ СПРЯТАЛСЯ ЗАЙКА?»
На наборном полотне ставятся цифры 1-9, но не по порядку. За одной цифрой (она перевёрнута обратной стороной) ставится рисунок зайца. Предлагается расположить числа по порядку и узнать, за каким спрятался зайка.
Игра «МОЛЧАНКА»
а) Воспитатель показывает на карточке какое-то количество предметов, дети поднимают цифру, которая показывает, сколько предметов.
б) Воспитатель ударяет несколько раз в ладоши (или карандашом по столу). Дети внимательно слушают, затем показывают цифру, соответствующую числу ударов. (Эта цифра требует напряжённого внимания, её не следует затягивать).
Игра «СКОЛЬКО ПРЕДМЕТОВ НЕ ВИДНО?»
У меня всего 8 карандашей. Два из них в руке. Остальные в коробке. Сколько карандашей в коробке?
Игра «ХВАТИТ ЛИ?»
а) Десяти детям 8 стульев?
б) Пяти мальчикам 9 пар варежек?
Игра «ПРОВЕРЬ НЕЗНАЙКУ»
Воспитатель пишет на доске, допуская ошибки в примерах. Предлагает детям найти ошибки, которые сделал Незнайка. (Например 6+1= 8; 5+2=10).
Игра «ЭСТАФЕТА»
Воспитатель делит детей на две группы. На доске написаны примеры в два столбика по количеству детей в команде. Игра начинается по команде воспитателя. Каждый ребенок решает один пример и передаёт мел следующему. Выигрывает та группа, которая быстрее и без ошибок решит все примеры.
Игра «КУПИТЕ ШАР У БУРАТИНО»
На доску прикрепляется рисунок. В руках у Буратино шары разного цвета, на обороте каждого шара - пример. Ребенок выходит к доске, берёт понравившийся шар и решает пример. Если ответ верный – шар куплен, если нет – шарик остаётся на месте.
Игра «ВЕРНО, НЕВЕРНО»
Даётся задача или пример. Дети считают. Вызывается дошкольник для ответа. Дети, у которых такой же ответ, поднимают руки, у которых другой ответ - закрывают уши, в знак того, что они не желают слушать неправильный, по их мнению ответ.