Ирина Янгуатова
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию «Свойства стекла» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область: познавательное и речевое развитие
Теме: «Свойства стекла»(с использованием интеллект-карты)
Программное содержание:
Цель: Познакомить детей со свойствами стекла, используя методику Тони Бьюзена «интеллект-карта».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию „Свойства стекла“ в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Стекло. Изучаем свойства стекла
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
1. Образовательные:- познавательная :формировать умение выявлять свойства стекла через обследования предметов, используя анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный;
- обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества стекла; упражнять в подборе прилагательных к существительным;
- совершенствовать умение согласовывать слова в словосочетаниях;
- познакомить с понятием «умная карта», упражнять детей в умении рассказывать о свойствах стекла с опорой на интеллект-карту;
2. Развивающие :- развивать наглядно-действенное и словесно-логическое мышление, умение анализировать, делать выводы, наблюдательность, любознательность;
- развивать мелкую моторику, координацию речи с движением, диалогическую речь;
3. Воспитательные: - воспитывать интерес к исследовательской деятельности, дружеские взаимоотношения между детьми, умение выслушать товарища в процессе изготовления карты,
воспитывать бережное обращение с предметами из стекла.
Словарная работа:твердое, прозрачное, водонепроницаемое, холодное, музыкальное, хрупкое, «умная карта».
Индивидуальная работа: проговаривание трудных и новых слов, словосочетаний, помощь, если ребенок затрудняется в выполнении задания.
Материалы и оборудование: изделия из стекла, подносы, деревянные палочки, салфетки, картинка и эмблемы с Мудрой Совой, заготовка интеллект-карты, цветные фломастеры, картинки, обозначающие свойства стекла, картинки для игры «Какой, какая, какие?», маленькие бутылочки с водой, магнитная доска.
Ход занятия
Организационный момент
Воспитатель:Здравствуйте, ребята, давайте познакомимся. Как вас зовут, я вижу, а меня зовут Ирина Степановна. За руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. Молодцы!
Вступительная часть
Воспитатель:Я к вам в гости пришла не с пустыми руками (держит в руках коробку, отгадайте загадку и вы узнаете, что у меня в этой красивой коробочке.
На окошечках простое,
А в бутылочках цветное.
Не бежит, не льется,
А ударишь – разобьется
Дети: это стекло
Воспитатель:Правильно (показывает предмет)
- А что это за предмет? (дети называют предмет)
- Из чего сделан этот предмет? (из стекла)
- Значит он какой? (стеклянный)
-Ребята, посмотрите, кого вы видите?
Дети: Сову
Воспитатель:Это Мудрая Сова, она предлагает сегодня нам вместе узнать о свойствах стекла и приглашает всех в исследовательский центр.
(Педагог раздает эмблемы с изображением Мудрой Совы)
Воспитатель:Наденьте эмблемы, вы превратились в исследователей, пройдемте в центр.
Дети и педагог проходят и садятся за столы. Предметы на столе закрыты салфеткой.
Основная часть
Воспитатель:Сначала хочу познакомить вас с главным правилом в исследовательском центре – без разрешения предметы не брать!
Перед началом исследования Мудрая Сова предлагает поиграть в игру «Какой, какая, какие?»
Игра «Какой, какая, какие?»
Воспитатель показывает картинки – дети называют:
Воспитатель: Что это? Дети: Это шарик.
Воспитатель: Шарик какой? Дети: Шарик стеклянный.
Воспитатель: Что это? Дети: Это очки.
Воспитатель: Очки какие? Дети: Очки стеклянные.
Воспитатель: Что это? Дети: Это стакан.
Воспитатель: Стакан какой? Дети: Стакан стеклянный.
Воспитатель: Что это? Дети: Это ваза.
Воспитатель: Ваза какая? Дети: Ваза стеклянная.
Воспитатель: Что это? Дети: Это окно.
Воспитатель: Окно какое? Дети: Окно стеклянное.
Воспитатель: Что это? Дети: Это тарелка.
Воспитатель: Тарелка какая? Дети: Тарелка стеклянная.
Воспитатель:В процессе нашего исследования мы с вами составим интересный предмет, который мы с ребятами моей группы назвали «умная карта». Мы используем такие карты, чтобы с их помощью могли рассказать о том, что увидели, запомнили. Сегодня эта карта поможет нам рассказать о свойствах стекла.
В середине умной карты расположена картинка, на которой изображен предмет нашего исследования. А что мы исследуем?
Дети: стекло
Воспитатель (продолжает) : От картинки расходятся в разных направлениях разноцветные стрелочки, каждая стрелочка показывает на какое-то из свойств стекла, а вот какие у него свойства мы с вами и будем выяснять в процессе исследования.
Воспитатель: Ребята, снимите салфетки и передайте их мне, возьмите в руки любойстеклянный предмет, попытайтесь его согнуть. Получилось?
Дети: Нет, не получилось.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: Не гнётся, стекло твёрдое.
Воспитатель: Да, стекло жесткое, твёрдое. Первое свойство стекла – оно (дети продолжают – твердое).Обозначим это свойство стекла на карте.
(педагог приглашает ребенка, он подходит к карте, выбирает картинку из имеющихся, которая обозначает данное свойство)
Воспитатель: Какую картинку ты выбрал и почему? Какого цвета стрелочка, которая ведет нас к этому свойству? Возьми нужный фломастер (ребенок показывает картинку, отвечает, приклеивает и обводит картинку, тем же цветом каким проведена стрелочка)
Воспитатель:Хорошо!
Воспитатель: Дети, возьмите с подноса и положите в стакан цветной кубик. Что вы видите в стакане?
Дети: В стакане я вижу цветной кубик.
Воспитатель: Почему вы его видите?
Дети: Потому что стекло прозрачное.
Воспитатель: И так, мы определили, что стекло прозрачное. Это еще одно свойство стекла. Обозначим его на карте.
(педагог приглашает ребенка, он подходит к карте, выбирает картинку из имеющихся, которая обозначает данное свойство)
Воспитатель: Какую картинку и почему? Покажи и скажи ребятам, каким цветом обозначена стрелочка?Выбери нужный фломастер (ребенок показывает картинку, отвечает, приклеивает, и обводит картинку, тем же цветом каким проведена стрелочка)
Воспитатель:Назовите прозрачные предметы.
Дети: Оконное стекло, аквариум, очки, электрические лампочки и т. д.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Дети, а сейчас налейте в стакан воды. Вытекает вода из стакана?
Дети: Нет, вода из стакана не вытекает.
Воспитатель: Подумайте, почему? Значит можно сказать, что стекло водонепроницаемое. Это новое слово, давайте его повторим.
(дети повторяют это слово хором и индивидуально 2 ребенка).
Воспитатель: И это свойство мы обозначим на карте.
(педагог приглашает ребенка, он подходит к карте, выбирает картинку из имеющихся, которая обозначает данное свойство)
Воспитатель: Какую картинку ты выбрал? Покажи ребятам. Почему?
(ребенок показывает картинку, отвечает, приклеивает и обводит картинку, тем же цветом каким проведена стрелочка.
А сейчас отдохнем
Физ. Минутка: Быстро встаньте.
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Дети, возьмите любой стеклянный предмет и приложите к щеке. Что вы ощущаете? Тёплое или холодное стекло?
Дети: Стекло холодное.
Воспитатель: Мы узнали еще одно свойство стекла. Обозначим его на нашей карте.
(педагог приглашает ребенка, он подходит к карте, выбирает картинку из имеющихся, которая обозначает данное свойство)
Воспитатель: Какую картинку ты выбрал и почему? Покажи ребятам, выбери нужный фломастер (ребенок показывает картинку, отвечает, приклеивает и обводит картинку, тем же цветом каким проведена стрелочка)
Воспитатель:А сейчас возьмите в руки палочки и зажмите их большими пальцами.
Пальчиковая гимнастика
Жили братья – не тужили.
Меж собою все дружили.
Крепче дружбы не найдешь
Здравствуй братец, как живешь?
Воспитатель: Молодцы! А сейчас постучите палочкой по стеклянным предметам. Что вы слышите?
Дети: Мы слышали звон, мелодичный звук.
Воспитатель: Да. У стекла есть ещё одно свойство : если по нему постучать, оно издаёт мелодичный звук, похожий на звучание металлофона.
Воспитатель: И это свойство мы обозначим на карте.
(педагог приглашает ребенка, он подходит к карте, выбирает картинку из имеющихся, которая обозначает данное свойство)
Воспитатель: Какую картинку ты выбрал? Покажи ребятам. Почему?
(ребенок показывает картинку, отвечает, приклеивает и обводит картинку, тем же цветом каким проведена стрелочка)
Воспитатель: Дети посмотрите у меня в руках стеклянная игрушка. Если я неосторожно её выроню из рук, что с ней произойдёт?
Дети: Игрушка разобьётся.
Воспитатель: Правильно, стеклянные предметы легко бьются. Значитстекло какое (дети продолжают)
Дети: стекло хрупкое
Воспитатель:Обозначим это свойство на карте.
(педагог приглашает ребенка, он подходит к карте, выбирает картинку из имеющихся, которая обозначает данное свойство)
Воспитатель: Какую картинку ты выбрал? Покажи ребятам. Почему? Возьми фломастер нужного цвета.
(ребенок показывает картинку, отвечает, приклеивает и обводит картинку, тем же цветом каким проведена стрелочка)
Заключительная часть
Воспитатель: Молодцы, у нас получилась умная карта. А теперь с помощью этой карты мы вместе расскажем о свойствах стекла.
Дети подходят к доске и вместе с педагогом рассказывают о свойствах стекла.
Воспитатель: Молодцы! Умная карта помогла нам узнать ирассказать о свойствах стекла.
Итог занятия, мотивация на будущую деятельность
Воспитатель:Ребята что вы нового и интересного узнали сегодня? (ответы детей) С каким новым словом познакомились? (ответы детей) Что составляли в процессе исследования? Молодцы! (дети отвечают)
Вы все старались и были активны. Я вам дарю нашу умную карту, когда придете в группу расскажите ребятам о свойствах стекла, и еще я дарю конверт в нем картинки по теме стекло, вы сможете вместе с ребятами и воспитателем дополнить и расширить эту карту.
Вы можете оставить себе эти эмблемы на память о Мудрой Сове.
Спасибо вам, ребята. До свидания!