Любовь Дубровская
Конспект НОД по развитию логического мышления с использованием методов ТРИЗ и блоков Дьенеша «На остров Логики»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Образовательные:
Познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по форме, цвету,
размеру и толщине. Продолжать знакомить с карточками – символами и научить «читать» знаки. Продолжать учить детей работать с карточками - схемами перехода одного состояния в другое.
Развивающие :
Развивать классификационные умения, опираясь на свойства блоков.
Публикация «Конспект НОД по развитию логического мышления с использованием методов ТРИЗ и блоков Дьенеша „На остров Логики“» размещена в разделах
- Блоки Дьенеша
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логическое мышление
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Развивать речь, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения; наблюдательность, познавательный интерес.
Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное внимание, память,
Развивать фантазию, творческое воображение.
Воспитывающие:
Воспитывать любознательность и интерес к новому, чувство товарищества, взаимовыручки. Воспитывать стремление оказывать помощь другим, которые оказались в трудной ситуации.
Методы и приемы :
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации. Вопросы
к детям. Дидактические пособия.
Оборудование и материалы:
Карточки – схемы с использованием метода Маленьких человечков. Карточки – инструкции с признаками (цвет, форма, величина, толщина).
Иллюстрации с изображением гор, водопада, вулкана.
Обручи, наборы логических блоков Дьенеша, контейнеры, иллюстрации с изображением корабля, плоскостные геометрические фигуры, мольберт.
Ход НОД:
В. : Ребята, Я очень рада встрече с вами и очень хочу с вами поздороваться играя
Игра – приветствие «Поздороваемся».
Друг к другу лицом повернулись,
Улыбнулись.
Руку правую подали,
А потом ее пожали
И друг друга мы обняли.
Отошли, И поклонились,
И немного покружились.
Все готовы отправляться?
Дети: Очень будем мы стараться.
Мы настроились на хороший лад и я приглашаю вас в путешествие на «Остров логики»
Хотите там побывать? Ответы детей.
В. : Вы не против, если я буду капитаном. (Надеваю фуражку).
Я думаю, что вы все ребята смекалистые и не растеряетесь, даже, если задания на этом острове будут необычными, и это путешествие для вас будет очень интересным.
Но на чем же нам отправиться в путь?
Мольберт. Вы видите на листе точки, рядом с каждой стоит цифра. Все точки надо соединить между собой линиями по порядку, который подскажут цифры. Последнюю точку 8 соединяем с точкой 6, а точку 1 с точкой 4.
(Звучит спокойная музыка, дети выполняют задание «соедини точки»).
Что же у нас получилось? (Кораблик).
На этом корабле мы и отправимся в путешествие.
В. : Разрешаю принять туристов на борт корабля!
Детям раздаются карточки - инструкции, прочитав которые они должны взять нужный блок – билет.
Все вместе проверяем правильность выполненного задания. Дети занимают свои места согласно билетам Корабль к отплытию готов!
В. : Корабль к отплытию готов! Поднять трап! Отдать швартовы!
Чтоб водить корабли,
Чтобы в небо взлетать,
Надо много уметь
Надо многое знать!
И на свете нет профессий,
Вы заметьте – ка,
Где бы нам не пригодилась ло – ги –ка!
В. : Впереди я вижу остров и думаю, что нам стоит причалить к берегу. Высаживаемся на сушу.
Позади осталось море со своими прекрасными волнами. Мы ступили на землю. Посмотрите, пожалуйста, на верх, мы видим могучие высокие горы с заснеженными верхом, справа от нас красивый водопад, а что же слева?
Правильно, это вулкан, над которым туча из скопившегося пара. (дыма) А сейчас обратите
внимание на столы. Что вы там видите? Ответы детей. (схемы МЧ)
Что они обозначают? Ответы детей.
Давайте подумаем, что мы можем сказать о МЧ, которые «живут» в твердых веществах? Как себя ведут МЧ в жидких веществах? Какие МЧ в газообразных веществах?
А сейчас обратите внимание на дом и скажите, что вы там видите? (капелька воды)
Она везде одинаковая? Ответы детей.
Что же происходит с водой, если ее заморозить? Покажите мне схему перехода МЧ из жидкого в твердое состояние.
А что будет, если ее нагреть очень сильно? Найдите схему, на которой МЧ переходят из жидкого состояния в газообразное. Объясните свой выбор.
Молодцы!
Раз уж мы заговорили о воде, я думаю, пришла пора купаться!
Физкультминутка «К морю быстро мы спустились. (Дети выполняют движения в соответствии с текстом).
К морю быстро мы спустились.
Наклонились и умылись.
А потом поплыли дружно:
Обеими руками – раз: это брасс!
Одной рукой, потом другой – это кроль!
А теперь все как один
Плывем мы, как дельфин!
Здорово поплавали, а сейчас приступим к дальнейшему освоению острова. Этот остров не только очень красивый, но он еще таит в себе сюрпризы.
Посмотрите, что это на берегу? (Обруч)
Что это может быть? (ответы детей- карусель, сеть, и т. д.)
Что же может находиться в сети? (Рыба) ЛБД выкладываю в обруч.
Ребята, представляете, перед нашим отправлением в плавание нам пришло письмо от директора рыбоконсервного завода с просьбой о том, что, если нам в пути представится возможность
наловить рыбы, он бы бал нам очень благодарен за доставку ее на завод. На удачу, островитяне оставили сеть с рыбой. Давайте попробуем отсортировать всю рыбу синего цвета (кладу еще 2 обруча) и всю рыбу желтого цвета. Дети работают группами при выполнении этого задания.
Замечательно справились, но для того, чтобы приготовить вкусные консервы работники завода
очень тщательно сортируют рыбу по размеру и по другим признакам. Попробуем побыть в роли работников и для более тщательной сортировки директор приложил в письме карточки - инструкции, у каждого ребенка своя карточка с признаками нужных блоков (рыбы).
Дети выполняют задания индивидуально, объясняют свой выбор.
Какие вы молодцы и я думаю, что директор завода и работники будут очень довольны. При возвращении на корабль мы соберем отсортированную рыбу в контейнеры и обязательно
доставим по адресу. Продолжаем наш путь.
Этот остров не только очень красивый, но он еще таит в себе сюрпризы. Здесь много скал,
похожих на «лабиринты». Задание «Таинственные лабиринты»
В. : Запомните, друзья! Из любого лабиринта есть выход, только надо быть внимательным и сообразительным. Итак, попробуем выбраться из лабиринта. Нам помогут волшебные камни –
блоки.
Я положу первый блок.
Он желтого цвета, круглой формы, большой по размеру.
Следующий изменяет только цвет
Размер
Форму и размер
Цвет и размер
Цвет и форму
Форму
Цвет и размер
Форму
Замечательно справились с лабиринтами, и нашли из них выход.
Мои дорогие туристы, я слышала, что давным - давно на красивые острова приплывали пираты.
Интересно, что же они делали на них? (ответы детей).
Сейчас нам предстоит побывать в роли искателей клада. Подходите к пещере и посмотрите, здесь очень много сокровищ (ЛБД, но каждый из вас может взять только одно сокровище и каким оно будет вы узнаете, прочитав карточку - инструкцию.
(детям раздаются карточки - инструкции с 4-мя признаками- цвет, форма, размер, толщина).Проверяем правильность выбора. Молодцы! Вы очень собранные и внимательные.
Глядя на красоту этого острова, мне бы очень хотелось, чтобы мы оставили в подарок
островитянам иллюстрации с изображением корабля и рыбаков на нем.
(Работа в парах. Выкладывают картины из блоков, используя плоскостные фигуры, где они необходимы. Проверяем.)
Как вы считаете, будут ли рады нашему подарку жители острова? (ответы детей)
Вы замечательные путешественники, смелые, отважные, смекалистые и очень внимательные.
Ребята, я слышу, что нас зовет в обратный путь гудок парохода. Помните, что нам нужно забрать отсортированную рыбу и положить ее в трюм.
(Дети берут контейнеры и складывают рыбу - блоки и берут с собой на корабль).
Сейчас я предлагаю всем занять места на корабле! Поднять якорь!
Звучит аудиозапись шума моря.
В. : Вот мы и вернулись домой!
Опустить якорь! Всем покинуть корабль!
Ребята, скажите, кто запомнил, как назывался остров, который мы сегодня посетили?
Что вам понравилось? Ответы детей.
Я думаю, что мы туда еще вернемся, когда овладеем новыми знаниями?
Мне было очень приятно путешествовать с вами.
До новых встреч!