Лилия Чуркина
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «Зима, чудная пора»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима, чудная пора».
Коррекционно-образовательные: уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах. Уточнить и активизировать словарь по теме. Упражнять детей в образовании родственных слов. Учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами. Обогащение лексики синонимами, действительными причастиями настоящего времени.
Коррекционно-развивающие : развивать внимание, память, мелкую моторику рук.
Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброжелательность, любовь к природе.
Публикация «Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий „Зима, чудная пора“» размещена в разделах
Оборудование: презентация с поэтапным изображением занятия, микрофон, Снегурочка, раздаточный материал.
Дети входят в кабинет под звуки хруста снега и встают на свои места, рядом со стульчиками.
На доске призентация, 1 слайд – «Картинка зимы».
1. Организационный момент
Лог. Ребята, придя сегодня в детский сад, я обнаружила конверт с заданиями и очень странными посланиями. 2-слайд «Письмом».
Давайте я прочитаю вам письмо?
Здравствуйте ребята.
Я приглошаю вас в увлекательное путешествие
с множеством игр и интерестных заданий.
Кто я, Вы пока не знаете.
Но я могу точно сказать, что мне нравиться играть и удивлять.
Появляюсь я только зимой.
А кто я, вы узнаете когда выполните все мои задания.
До встречи.
Ну, что ребята Вы готовы отправиться в увлекательное путешествие?
Дети; Да…
Лог; Ну тогда в путь. 3-слайд «Волшебная палочка»
Загадки + слайды
Странная звездочка Что за нелепый человек
С неба упала Пробрался в 21 век?
Мне на ладошку Морковка – нос, в руке – метла,
Легла и пропала. Боится солнца и тепла.
(снежинка) 4-слайд (снеговик) 7-слайд
Художник-невидимка Прозрачен, как стекло,
По городу идет: Да не вставишь его в окно.
Всем щеки нарумянит, (лед) 8-слайд
Всех ущипнет за нос.
(мороз) 5-слайд
Наступили холода, Он летает белой стаей,
Обернулась в лед вода, И сверкает на лету.
Длинноухий зайка серый Он звездой прохладой тает
Обернулся зайкой белым. На ладони и во рту.
Перестал медведь реветь – (снег) 9-слайд
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(зимой) 6-слайд
Лог; Молодцы ребята вы прекрасно справились с этим заданием. 10-слайд
- А кто догадался, о чем мы будем сегодня говорить?
Ответ детей….
2. Основная часть.
1. Беседа о времени года
- Какое сейчас время года?
- По каким признакам можно догадаться, что наступила зима?
- А давайте с Вами вспомним зимние месяцы. 11-слайд
Дети перечисляют зимние месяцы.
А сейчас давайте выполним ещё одно задание и поиграем со Снегурочкой.
12-слайд
В игру «Какая погода зимой?» передаём Снегурочку и даём ответ.
- Давайте раскажем Снегурочке, что вы знаете о зиме?
Давайте с вами подумаем и скажем, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты:
- Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – (снежная);
мороз – (морозная);
ветер – (ветреная);
стужа – (студёная);
холод – (холодная).
- А какой бывает снег?
белеет - белеющий,
хрустит – хрустящий.
А ветер, если он
свистит – свистящий,
дует -,
воет - ….
Сосулька тает – тающая, висит - ….
Молодцы и с этим заданием вы справились.
А сейчас мы поиграем в волшебников. Стоит только в микрофон назвать предмет как он сразу станет маленьким.
3. Игра «Назови ласково» с микрафоном
- Я буду называть слово, а вы будете говорить о нем ласково. 13,14,15,16,17,18-слайды
Снег-снежок Сосулька — сосулечка
Мороз- морозец Дерево- деревце
Ветер- ветерок Горка — горочка
Лёд- ледок Холод- холодок
Зима- зимушка Санки- саночки
Физминутка «Белый пух» 19-слайд не переключаем на игре.
Отдохнули? Продолжим выполнять задания которые нам прислали в письме?
4. Игра «Доскажи словечко». не переключаем слайд.
Тихо, тихо, как во сне, Все бегут вперегонки,
Падает на землю. (снег) Все хотят играть в. (снежки)
С неба всё скользят пушинки - Снежный ком - на снежный ком,
Серебристые. (снежинки) Всё украсили. (снежком,
Кружатся над головою Словно в белый пуховик
Каруселью. (снеговою) Нарядился. (снеговик)
На посёлок, на лужок Рядом - снежная фигурка -
Сыпется сильней. (снежок) Эта девочка -. (Снегурка).
Землю белой, чистой, нежной На снегу - то, посмотри -
Застелил постелью. (снежной) С красной грудкой - (снегири).
Вот веселье для ребят - Словно в сказке, как во сне,
Всё сильнее. (снегопад) Землю всю украсил. (снег).
Уточнить, что все слова, которые дети добавляли произошли от одного слова - «снег».
А давайте и мы с вами составим цепочку из родственных слов от слова «снег».20-слайд
снег, снежинки, снежки, снегопад, снегири, снеговик, Снегурка.
Молодцы Вы опять справились с заданием.
А теперь пусть наши глазки отдохнут и сделают гимнастику
«Весёлые глазки» 21-слайд
Наши глазки отдохнули и мы продолжаем играть.
5. Игра «Что наделала зима?» 22,23,24,25,26-слайд
Логопед: Зимушка-зима, что же ты наделала?
Зима пришла с морозами и всё… – (заморозила).
Метель мела и все тропинки – (замела).
Река покрылась льдом и вся… – (заледенела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
6. Пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять» 27-слайд
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному.
Мы во двор пошли гулять. Идут по указат. и средн. пальч.
Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками.
С горки мы потом катались, Ведут указ. пальцем по ладони.
А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на одной и другой стор.
Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.
Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» суп
Лог: Ребята посмотрите кто нам прислал письмо с заданиями.
Кто это? 28-слайд
Дети отвечают.
Лог: Я думаю, что снеговику скучно поэтому он и решил с Вами поиграть прислав письмо с заданиями. Ведь сегодня только началась зима и у него пока ещё нет друзей снеговиков. Давайте поблагодарим за увлекательное путешествие снеговика и слепим ему друзей «Снеговичков».
А лепить снеговиков мы с Вами будем на коврике из деталей на липучках.
7. Работа с раздаточным материалом (изготовление снеговиков из геометрических фигур с липучками).
4. Итог занятия.
Молодцы ребята за то, что Вы и все задания правильно выполнели, и снеговику друзей слепили он дарит Вам символ зимы «Снежинку».