Получи документы

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ОНР «Я и моё имя»

Светлана Пермикина
НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ОНР «Я и моё имя»
▼ Скачать + Заказать документы

Учитель-логопед С. Г. Пермикина

Цель:

Помочь детям в познании и принятии собственного имени.

Задачи

Обучающие:

Познакомить детей с положением «Конвенции о правах ребёнка» - каждый человек имеет право на имя.

Ознакомить детей с понятием «Свидетельство о рождении»

Познакомить детей с миром имён, их значением.

Познакомить с историей возникновения имен.

Расширить знания детей о полоролевых отличиях людей на примере имени человека, его внешности.

Публикация «НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ОНР „Я и моё имя“» размещена в разделах

Упражнять в словообразовании на примере подбора ласкательной формы имени, образовании имен человека по его внешности, характеру и различным видам деятельности, на примере образования отчества человека.

Упражнять детей в построении полных простых и сложных предложений.

Развивающие :

Развивать познавательный интерес к своему имени, любознательность, умение анализировать.

Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова.

Развивать речь, расширять словарный запас, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, внимание и память.

Развивать умение соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

Формировать уверенность в себе, осознание своей самоценности и индивидуальности.

Воспитывающие:

Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям, доброжелательное отношение друг к другу.

Побуждать к стремлению расти хорошим человеком, беречь своё доброе имя.

Словарная работа

Право, свидетельство о рождении, отчество, тёзка.

Доброе - худое имя, след человека (многозначность слов).

Оборудование:

Свидетельство о рождении, символ «Право на имя», предметные картинки,, кукла Незнайка, книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей», А. Толстого «Приключения Буратино или Золотой ключик», картина Васнецова «Три богатыря», картина И. Шишкина «Утро в сосновом бору» портреты космонавта Германа Титова, поэтов Ивана Крылова, Сергея Михалкова, художника Ивана Шишкина, мультимедийный проектор, стихи о именах, фотографии воспитанников, мяч.

Предварительная работа:

Беседы о происхождении имён, отчеств; о Конвенции, о правах ребёнка.

Домашнее задание с родителями :

- создание «Солнышка моего имени»,

- разговор «Кто дал мне имя?»,

- исследование «Что означает моё имя?»,

- создание альбома «Моё имя»,

- создание мультимедийной презентации о имени и его значении.

Чтение художественной литературы в группе и беседа по прочитанному:

А. Барто «Имя и фамилия», Б. Житков «Чудесное имя», В. Сухомлинский «Какой след должен оставить каждый человек на земле», Р. Сеф «Имя у меня одно».

Заучивание стихотворений Илоны Грошевой об именах из книги «Почему нас так зовут»,

разучивание считалок, пальчиковой игры.

Знакомство с знаменитыми тё зками: Иван Шишкин, Иван Крылов, Сергей Михалков, Алексей Толстой, космонавт Герман Титов

Практическая работа, художественно-изобразительная деятельность:

- налеп из пластилина «Моё имя»,

- вензель - Первая буква имени ребёнка.

Методические приемы и методы:

словесные:

вопросы, уточнения, активизация словарного запаса, художественное слово;

наглядные:

оформление выставки художественной литературы и картин по теме

практические:

представление результатов совместной с родителями деятельности –

«Солнышка имени»

игровые:

динамическая пауза-игра «Эстафета имен», игра «4 лишний

Педагогические технологии:

интерактивная (постановка проблемной ситуации в начале занятия, ее разрешение.

Постановка проблемы побуждает детей к активной мыслительной деятельности, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к материалу, активизирует внимание);

здоровьесберегающая (проведение динамической паузы в виде игры с мячом для профилактики утомления, развития двигательных навыков и навыков взаимодействия между детьми);

технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми (педагогическая помощь в выявлении личных индивидуальных особенностей каждого ребенка, поддержка самопознания)

Ход занятия

Введение в занятие: (Звенит колокольчик, дети встают у столов)

Речь с движением

Буратино потянулся, раз – нагнулся, Два – нагнулся, три – нагнулся.

Руки в стороны развёл – видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать, надо на носочки встать!

Проблемная ситуация

Л. Мальчик, скажи, какой сегодня день? Девочка, спроси у воспитателя, нравится ли ей у нас?

? Легко ли выполнить эту просьбу? Почему? Может ли человек жить без имени?

? А может ли имя само по себе гулять по свету, где-то спать, кушать, играть?

Упражнение «Зеркало»

Л. Дети, посмотритесь в зеркало. Кого вы видите? Что вы можете узнать о себе, глядя в зеркало? А видите ли вы своё имя? Может, оно спряталось в волосах? За ушами? Подмышками? Под веками? Никто ни у кого его не видел, а у каждого оно есть!

- Да, у человека есть тело, которое мы видим, и есть имя, которое мы знаем, но не видим. Имя не видно, но все друг к другу обращаются по именам, значит это тоже наша часть, хотя и невидимая.

- Имя нам может многое рассказать. Например, по имени мы можем определить пол человека – мужчина он или женщина. (Павел рисует. Надежда рисует.)

Пальчиковая игра

И у мамы есть, и у папы есть,

И у сына есть, и у дочки есть!

Чтобы его узнать – надо вслух сказать!

Игра «Давайте познакомимся!»

Л. Давайте по команде «Имя назови! Раз, два, три!» - хором назовем каждый свое имя! А теперь гости! Имя-отчество назови! Раз, два, три!

Л. Давайте назовём правила, как надо обращаться к человеку?

Упражнение на развитие слухового восприятия и внимания – 3-х ступенчатое поручение (шёпотом) :

- Пожми руку Максиму, подойди к зеркалу и скажи: «Я – хороший!» (Лёша)

- Подойди и поздоровайся с Ириной Анатольевной, покружись вокруг себя 2 раза и обними свою тёзку! (Даша П.) Что сделал Алёша? Что сделала Даша?

? Как вы думаете, когда у человека появляется имя?

Лишь появится ребенок

И дышать начнет едва,

У него уже с пеленок

Появляются права.

Демонстрация символа «Право на имя».

Л.? Что означает этот рисунок? О каком праве ребёнка он говорит?

- Да, у каждого человека есть имя. И его не может не быть, т. к. в Конвенции «О правах ребёнка» в статье №6 так и говорится, что каждый ребёнок имеет право на имя.

Л.? Откуда же берутся имена? Как их выдумывали?

Имя человеку давали

по внешним признакам (Чернава, Кудряш,

по черте характера (Добрыня, Молчун,

по профессии родителей (Рыбак, Муковоз, Кожемяка).

Наши предки в выборе имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было видеть дитя своё сильным, крепким, добрым, милым, отсюда и такие имена. Людмила – милая людям.

Демонстрация картины В. Васнецова «Три богатыря»

Л. Как зовут героев картины? Почему так назвали в народе Добрыню?

(Добрыня – делающий добро)

Введение кукольного персонажа. Появляется Незнайка.

Л. А это что за герой? Почему его так зовут?

? Какие имена дал писатель Н. Носов своим героям – коротышкам из Сказочного Цветочного города? Почему их так зовут?

Словообразовательное упражнение. (Доктора назвали Пилюлькиным, потому что он выписывает больным пилюли – лекарство.)

(Пилюлькин, Пулька, Цветик, Знайка, Торопыжка, Сиропчик, Коротышка, Молчун)

Л.? Кто же дал вам имя? В честь кого-то? (ответы)

Л. Родители, выбирая вам имя, желали, чтобы оно помогало вам в жизни стать хорошими, добрыми людьми.

Имя нам дает отраду,

Дарит счастье и удачу.

Оттого узнать бы надо,

Что же имя ваше значит.

Динамическая пауза. Игра «Эстафета имен»

Дети называют значение своего имени (с движением) Все повторяют значение каждого имени и движение

(Я – Дарья-победительница! Ты – Дарья победительница! Я – Алексей-защитник! Ты – Алексей защитник! Я – Анна, благодать! Ты – Анна, благодат

Л. Где хранятся имена? (Имена хранятся в памяти людей, в документах человека)

Демонстрация «Свидетельства о рождении»

Л.? Кому дома показывали этот документ? Как он называется и что в нём написано?

? Какое слово спряталось в слове «отчество»?

Словообразовательное упражнение - Игра с мячом. Какое у вас отчество и почему? (Моего папу зовут Иван, я Алексей Иванович)

Речевая задача - Имя у всех одно. Но какое оно бывает?

Как растёт имя вместе с человеком? Составление предложений, как меняется с возрастом обращение к человеку по имени?

Лексико-грамматическое упражнение (карточки – возраст человека)

(Когда я был младенцем, меня мама называла Сергунчиком, Серёженькой. Сейчас я дошкольник, и меня зовут Серёжей, Серёгой. Стану школьником, меня будут звать Сергеем. А когда я вырасту и стану взрослым мужчиной, меня будут звать Сергеем Александровичем.)

Речевая ситуация. Исправь Незнайку! (Игровой момент.)

(Коляска, в ней кукла-малыш.)

Незнайка говорит:

- Степан Петрович сладко спит в своей коляске.

(Карточки – профессии)

- Директор завода Сергунчик идёт на совещание.

- воспитатель Ирочка рассказала детям о космосе.

Логическая игра «4 лишний».

Фото наших детей. Исключение женского имени из мужских,

уменьшительно-ласкательного имени из полных.

Л. Вы создали с родителями Солнышко ласковых имён.

Словообразовательное упражнение - игра «Назови ласково – согрей меня!» (В кругу)

Выбираем считалкой

«Выбираю из друзей –

Леша, Гера и Сергей.

Кто один сейчас моргнёт,

тот из круга вон пойдёт».

(Воспитанник встаёт в круг. Дети вытягивают вперёд руки - лучики солнца, на каждый шаг к нему называют его ласковое имя. Приближаются и поглаживают его)

Стихотворение о именах детей нашей группы. Пальчиковая игра. Читаем все.

Есть на свете чудо сад!

В этот сад идти я рад.

Здесь и летом и зимой

Все друзья мои со мной.

Хорошо живётся тут!

А в саду у нас растут

Не черешни и не груши -

Аня, Ваня и Катюши.

Здесь живут не вишенки –

Кирилл, две Даши, Лёшенька.

И шумят не веточки -

Серёжа, Саша, Герочка.

Здесь не вырос ананасик –

А играет с нами Максик!

В саду любимом мы живём

Всех по имени зовём.

Я люблю наш детский сад.

В нём полным-полно ребят.

Все они - мои друзья,

Все, все, все - от А до Я!

? Какой след человек должен оставить на земле. Знаменитые тёзки.

Дети узнают по портретам: Ивана Крылова, Сергея Михалкова, Германа Титова;

По картине «Утро в сосновом бору» – Ивана Шишкина)

Л. И я вам я желаю вырасти умными, добрыми, отзывчивыми. И, может быть, имя кого-то из вас тоже прославится за добрые дела и поступки.

Имя у тебя одно,

Навсегда оно дано.

Жизнь длинна, и оттого

Ты побереги его.

Итог. Л. Ребята, мы сегодня так много говорили о имени каждого из вас. Вы рассказали друг другу, какое значение имеет ваше имя. Скажите, нравится ли вам, как назвали вас ваши родители? С каким чувством вы будете носить своё имя? Да, своё имя нужно носить гордо, достойно – и с уважением относиться к имени другого человека.

Сюрприз

– Мультфильм «Смешарики. Азбука прав ребёнка. Право на имя»

- Воздушные шары с именем воспитанника – каждому.

Публикации по теме:

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе Кончакова Т. М. учитель-логопед «Детский сад № 204 ОАО «РЖД», г. Абакан Цель: закрепление представлений об овощах. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Живая природа» Программное содержание: закрепить понятие, что природа – это наш общий дом, знания детей о животных, рыбах, насекомых, птицах; тренировать.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы 1. Организационный момент. Логопед обращается к детям: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о лете, побывав в сказке: «Дудочка и кувшинчик».

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий с использованием ЭОР для детей 5–6 лет по теме «Насекомые» Составила: Учитель-логопед Штанько Ирина Васильевна Учитель-логопед первой квалификационной категории ГБДОУ детский сад №5 Выборгского района.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР формированию лексико-грамматических категорий имён существительных Словарный запас детей с ОНР в значительной мере состоит из имен существительных. Уточнение значений слов и расширение словаря является важной.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи. Тема «Осень» Задачи. Образовательные: - систематизировать знания об осени и осенних явлениях; - обогащать и активизировать словарный запас по теме;.

Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Перелётные птицы» Логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. учитель-логопед: Ккутова Г. А. Тема: "Перелётные.

Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Овощи»Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Овощи» Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: «Овощи». Цель: закреплять, уточнять и расширять.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему «Семья» Тема: "Семья" Цель: познакомить воспитанников с членами семьи, родственными связями, формировать навыки лексико-грамматических категорий.

Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «На птичьем дворе в Простоквашино»Занятие по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «На птичьем дворе в Простоквашино» Программные задачи. Образовательные: • закрепить знания детей по теме “домашние птицы”; • активизировать предметный и глагольный словарь;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ОНР «Я и моё имя»
Опубликовано: 19 января 2017 в 17:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию речи в старшей группе для детей с ОНР «Я и моё имя»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Пермикина (УИ 581401) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД