Инесса Утте
Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «Путешествие в страну зверей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по развитию лексико-грамматических категорий в старшей разновозрастной группе комбинированной направленности с использованием ИКТ.
Тема: «Путешествие в страну зверей»
Лексическая тема : Дикие животные
Публикация «Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий „Путешествие в страну зверей“» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2016
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Коррекционно-образовательные цели.
- Закрепление представлений о диких животных, их внешнем виде, образе жизни.
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Дикие животные» (дикие, животное, зверь, медведь, волк, лиса, заяц, лось, рысь белка дупло, берлога, нора, логово).
- Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -енок-, -ат-, -ят-; притяжательных прилагательных)
- Развитие фонематических представлений (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове).
Коррекционно-развивающие цели.
- Развитие связной речи, речевого слуха, чувства рифмы, зрительного восприятия и внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
- Развитие внимания, памяти, мыслительных процессов.
Коррекционно-воспитательные цели.
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук в количестве 7 штук, электронное пособие, карточки с наложенными контурами диких животных по количеству детей, шапочки с изображением диких животных (зайца, лисы, волка, медведя, белки, цветные карандаши, картинки с изображением диких животных, малины, ореха, моркови, мяса, мыши, игрушечные фотоаппараты.
Предварительная работа. Просмотр слайдов с изображениями диких животных наших лесов и их детенышей, беседа о жизни диких животных. Разучивание пальчиковой гимнастики «Белка». Чтение сказки Л. Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята». Просмотр слайдов «Кто как зимует?» (по Г. Скребницкому).
Организационный момент
Создание релаксационной ситуации:
Учитель-логопед:
Глаза закрываем и представляем.
Думаем только о том, что сейчас
Хороший, красивый каждый из вас
Вы – самое лучшее, что есть на свете
Глаза открываем. Здравствуйте, дети!
- Сегодня я хочу пригласить вас в страну зверей, а как вы думаете, что это за страна и как она называется? (Лес). Где живут звери? (В лесу). Вы принимаете моё приглашение? (Да)
- Нам пора в путь, отправляемся в лес. Посмотрите, какая узкая тропинка (идут по веревке, какая высокая и густая трава перед нами (раздвигают траву руками); какие большие и глубокие лужи (перешагивают через них); дети идут, преодолевая разные препятствия.
Слайд 1
-Вот мы и пришли в лес.
Сл/и «Назови какой»
- Посмотрите на этот лес и назовите как можно больше слов о лесе. Какой он? (Большой, зеленый, красивый, дремучий, густой и т. д., прислушайтесь, а какие звуки вы слышите? (включается аудиозапись шум леса). Ответы детей.
- Давайте присядем, отдохнем! Мы прошли такой длинный путь, преодолевая разные препятствия. (Дети садятся на стульчики)
Слышится звук шагов.
-Ребята, кажется кто-то идет. Кто это может быть (ответы детей).
Слайд 2 (на экране появляется Лесовичок).
-Как вы думаете, кто это (ответы детей).
Старичок – Лесовичок:
- Здравствуйте ребята! Я лесной житель, зовут меня Старичок - Лесовичок. Я очень рад видеть вас! Сегодня нас ждут волшебные загадки, увлекательные игры и ещё много чего интересного. Я хочу, чтобы у вас всё получилось, и целый день было хорошее настроение! Вам будут помогать мои друзья.
Учитель-логопед:
-А вы хотите узнать, какие друзья есть у Лесовичка. (Ответ детей)
Старичок - Лесовичок приготовил для вас загадки. Отгадав их, вы узнаете его друзей. Если правильно отгадаете загадку, отгадка появится на экране.
Слайд 3
Загадки
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле. (Белка)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Рыжая плутовка,
Хитрая да ловкая.
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Что за зверь такой лесной,
встал как столбик под сосной?
Кто стоит среди травы,
уши больше головы? (Заяц)
Учитель-логопед:
-Молодцы ребята, все загадки отгадали правильно!
-Как назвать белку, лису, волка, медведя и зайца одним словом? (Животные)
-Какие это животные? (Дикие)
-Почему этих животных называют дикими? (Они живут в лесу, сами строят себе жильё и добываю пищу)
- Каких диких животных вы еще знаете, живущих в лесу? (ответы детей)
- А теперь я проверю, кто из вас самый внимательный. Найдите на картине животное, в названии которого есть звук [в].
Упражнение «Самый внимательный». (подбор слов с заданным звуком, определение места звука в слове).
Ребенок. Это волк.
Учитель-логопед:
- Верно, Ариша. Ты сегодня самая внимательная. А теперь определите место звука [в] в слове волк.
Дети. Звук [в] стоит в начале слова.
- Молодцы! Вы выполнили очень трудное задание.
- Старичок – Лесовичок хочет вам что-то сказать. Послушаем его.
Слайд 4
Д/и «Кто спрятался?»
Старичок – Лесовичок:
-Ребята, дикие животные решили поиграть с вами в прятки. Посмотрите внимательно, назовите, чью часть тела вы видите, и отгадайте, кто спрятался за деревом.
Дети рассматривают изображения на слайде и отвечают на вопрос логопеда:
-Я вижу лисий хвост, значит, за деревом спряталась лиса;
-Я вижу медвежью голову, значит, за деревом спрятался медведь;
-Я вижу заячьи уши, значит, за деревом спрятался заяц и т. д.
Старичок – Лесовичок:
-Молодцы, всех животных нашли. А теперь помогите животным найти свои дома и расскажите, кто, где живет.
Слайд 5
Д/и «Кто, где живет?»
Дети подходят к столу, где стоят ноутбуки, садятся парами и выполняют задания.
- Белка живет в дупле. Это беличье дупло;
-Медведь живет в берлоге. Это медвежья берлога;
-Лиса живет в норе. Это лисья нора;
- Волк живет в логове. Э волчье логово.
Учитель-логопед:
-Молодцы ребята, помогли животным найти свои дома.
А теперь еще раз расскажем Старичку-Лесовичку, кто, где живет. А помогут нам в этом наши пальчики.
Выполняют пальчиковую гимнастику «Есть у каждого свой дом»
У лисы в глухом лесу
Есть нора - надежный дом.
Не страшны зимой метели
Белочке в дупле на ели.
Под листами еж колючий
Нагребает листья в кучу.
Из ветвей, корней, коры
Хатки делают бобры.
Спит в берлоге косолапый,
До весны сосет он лапу.
Есть у каждого свой дом
Всем тепло, уютно в нем.
(Дети загибают пальцы на обеих руках по одному пальцу на каждое двустишие. На последнее двустишие поочередно хлопают в ладоши и ударяют друг о друга кулачками обеих рук)
Учитель-логопед приглашает детей пройти на ковер, берет в руки мяч.
Игра с мячом «Назови детеныша».
- Встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч, и называть дикое животное. Вы будете ловить мяч, называть сначала одного детеныша, а потом детенышей этого животного и возвращать мяч мне. Волк.
1-й ребенок. Волчонок, волчата.
Логопед. Лиса.
2-й ребенок. Лисенок, лисята.
Логопед. Медведь.
3-йрсбенок. Медвежонок, медвежата.
Логопед. Заяц.
4-й ребенок. Зайчонок, зайчата.
- Ребята, мне кажется, за нами кто-то наблюдает. Вы никого не видите? (смотрят по сторонам). Возьмите фотоаппараты, сфотографируем лес, чтобы узнать, кто на нас смотрит.
-Приготовьте фотоаппараты и выполняйте мою инструкцию. Фотографируйте внизу, фотографируйте вверху, фотографируйте справа, фотографируйте слева.
-Молодцы, много кадров сделали! (предлагает сесть за столы)
Слайд 6
- Посмотрите на экран, какая странная фотография у вас получилась. На ней все животные перепутались. На столах у вас лежат «фотографии» - карточки и цветные карандаши. Найдите на этой «фотографии» диких животных и обведите их цветным карандашом.
Д/и «Узнай по контуру»
– Вася кого ты нашел? (я нашел лису). Возьмите карандаш и обведите лису по контуру и т. д.
Учитель-логопед:
- Какие яркие и красивые «фотографии» у вас получились!
Д/и «Превращение» (Релаксация)
-А сейчас подойдите ко мне, закройте глаза и представьте, что вы превратились в диких животных. (дети закрывают глаза). Представили? (Да). Давайте, скажем волшебные слова:
-Раз, два повернись, ребята в диких животных превратись (Дети поворачиваются и произносят волшебные слова).
- Подойдите к столу и наденьте шапочку с изображением того животного, в которого вы превратились. (Дети подходят к столу, надевают шапочки с изображением диких животных и отвечают на вопросы учителя-логопеда:
- Вася, ты кто? Я заяц.
-Какой ты заяц? Я серый, трусливый.
-Что ты умеешь делать? Я умею прыгать, скакать, грызть морковку и т. д.
(Дети выполняют движения)
Учитель-логопед предлагает детям снять шапочки и произнести волшебные слова:
-Раз, два повернись, обратно в деток превратись (Дети поворачиваются и произносят волшебные слова).
Слайд 7
Д/и «Угощение для зверей»
- Дети посмотрите на экран, пока мы с вами играли, выполняли упражнения, Старичок – Лесовичок приготовил для своих лесных друзей угощение, но не знает, кто, чем питается. Помогите ему в этом разобраться.
Дети рассматривают картинки с изображением диких животных, малины, ореха, моркови, мяса, мыши, соединяют нужные картинки и отвечают на вопрос логопеда:
- Я угощу медведя малиной;
- Я угощу белку шишкой;
- Я угощу волка мясом;
- Я угощу зайца морковкой;
- Я угощу лису мышкой.
-Молодцы ребята! Теперь Старичок - Лесовичок знает, кто, чем питается.
Учитель-логопед подводит итог:
-Наше увлекательное путешествие в страну зверей подошло к концу. С кем сегодня вы путешествовали? Старичок - Лесовичок познакомил вас с загадками леса, вы помогли Старичку – Лесовичку, угостить животных, помогли животным найти свои дома. Скажите, а что вам понравилось больше всего? (ответы детей).
Учитель-логопед оценивает работу детей в НОД и благодарит всех за старание.
Слайд 8
Старичок – Лесовичок:
-До свидания ребята! Приходите ко мне в гости.
Учитель-логопед:
-Попрощайтесь со Старичком – Лесовичком. Нам нужно возвращаться в детский сад.
- Кружись, кружись, кружись и в детском саду очутись.