Светлана Валерьевна Горбанева
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ТНР по теме: «Овощи — Фрукты».
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Овощи - Фрукты».
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнить знания детей об овощах и фруктах; о труде овощевода и садовода.
- Учить образовывать прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами -еньк-, -оньк-.
Коррекционно-развивающие :
- Упражнять в образовании и употреблении относительных прилагательных.
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе с ТНР по теме: „Овощи — Фрукты“,» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Фрукты и ягоды. Все на фруктовую тему для детей
- Темочки
- Совершенствовать умение детей в подборе слов-признаков, в согласовании прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Развивать память, мышление, зрительное внимание, мимическую мускулатуру, общую и мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность.
Оборудование:
- мультимедиа-проектор
- ноутбук
- презентация «Играем со Смешариками»
- презентация «Зрительная гимнастика с Копатычем»
- игра «Приготовим сок»
- «чудесный мешочек»
- 2 корзины для сбора овощей и фруктов
- муляжи овощей и фруктов
- конверт, 2 картинки с изображением овоща и фрукта (по количеству детей)
Предварительная работа: Рассматривание муляжей овощей и фруктов. Разучивание пальчиковой гимнастики «Компот», физкультминутки «В огород пойдем …». Проведение сюжетно-ролевой игры «Повара».
Ход.
1. Оргмомент.
Игра на внимание «Исправь ошибку».
синий помидор красный баклажан квадратный огурец
треугольная капуста сладкий чеснок прямоугольная репа
сладкий лимон овальная вишня треугольный персик
горький мандарин
2. Объявление темы.
- Сегодня на электронную почту пришло письмо. Посмотрим от кого оно?
(Слайд № 2)
(Загадывание загадки.)
Я знаток огородных наук,
Всех Смешариков я верный друг.
Часто я беру лопату,
А зовут меня … (Копатыч).
- Кто это? Вы узнали?
(Слайд № 3)
- Интересно, что он нам написал?
Загадывание загадки:
Мы сами сажали весной огород.
Мы сами сажали, пололи и вот …
Расселся, разлегся в большущей корзине
И красный, и желтый, зеленый и синий
Здоровый такой разноцветный народ.
- Что же это за народ? (Овощи.)
- Назовите овощи красного цвета (желтого, зеленого, синего цвета).
(Слайд № 4)
- Копатыч очень любит трудиться и в огороде, и в саду. У него всегда богатый урожай овощей и фруктов.
Чтение стихотворения В. Волиной.
Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла:
Яблоки душистые,
Персики пушистые,
Груши золотистые
Осень принесла.
(Слайд № 5)
- Как одним словом назовем эти подарки осени? (Фрукты.)
- Подберите слова-признаки.
- Яблоко какое?
- Персик какой?
- Груша какая?
- А еще он пишет: «Передаю вам привет от всех Смешариков и высылаю вам веселые игры и задания».
- Вы, ребята хотите поиграть со Смешариками?
3. Вводная беседа.
- Прежде чем играть со Смешариками, давайте с вами вспомним.
- Где растут овощи?
- Когда убирают овощи? (Летом, осенью.)
- Кто выращивает и убирает овощи? (Овощевод.)
- Что делают овощеводы, чтобы овощи выросли крупные, сочные, красивые?
(Поливают, удобряют, рыхлят, пропалывают сорняки.)
- Где растут фрукты? (На деревьях в саду.)
- Как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовые деревья.)
- Кто ухаживает за фруктовыми деревьями? (Садоводы.)
- Когда созревают фрукты?
- Теперь можно посмотреть, какие игры прислал Копатыч со своими друзьями.
4. Игра «Четвертый лишний».
(Слайд № 6)
- Крош собрался варить суп. Он взял картофель, апельсин, морковь, капусту. Что лишнее взял Крош? Почему?
(Слайд № 7)
- А для компота Ёжик взял яблоко, сливу, репу, грушу.
- Что лишнее взял Ёжик для компота? Почему?
- Давайте Ёжика научим варить компот из фруктов.
5. Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком»)
Фруктов много нужно. Вот: (правой имитируют помешивание в нем)
Будем яблоки крошить, (начиная с большого, загибают пальцы на обеих руках)
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот – (опять «варят» и «помешивают»)
Угостим честной народ.
6. Игра «Приготовим сок».
- А теперь с вами хочет поиграть Нюша.
(Слайд № 8)
- Здравствуйте, дети! Приезжайте к нам в гости. Я сварю к вашему приезду из яблок яблочный компот. Я испеку из слив яблочный пирог. Я сделаю из груш яблочное желе. Я отожму из апельсинов яблочный сок. Я сварю из вишен яблочное варенье. Я для вас приготовлю очень вкусные и полезные соки.
- Но в письме есть ошибки, которые нужно исправить. (Дети исправляют.)
- А давайте для Нюши сами приготовим соки из фруктов и овощей.
- Какая бытовая техника поможет нам быстро сок выжать? (Соковыжималка.)
(Проводится игра «Приготовим сок». Например: «У меня ананасы. Из ананасов получится ананасовый сок» и т. д.)
- Нюше понравилось, как вы готовите соки. Она хочет приготовить сок для своих друзей. Но только когда она приходит на огород и в сад, то овощи и фрукты прячутся.
- Ребята, поможем Нюше найти овощи и фрукты?
7. Игра «Что спряталось?»
(Слайд № 9)
- Я вижу зеленую капусту, крупный баклажан, хрустящую редиску. И т. д.
- Мы нашли с вами овощи и фрукты, а теперь Копатыч просит вас помочь ему собрать урожай.
8. Физкультминутка
В огород пойдем, (шаги на месте)
Урожай соберем.
Мы моркови натаскаем («таскают»)
И картошки накопаем. («копают»)
Срежем мы кочан капусты, («срезают»)
Круглый, сочный, очень вкусный, (показывают круг руками три раза)
Щавеля нарвем немножко («рвут»)
И вернемся по дорожке. (шаги на месте)
Овощи и фрукты –
(наклониться вниз, достать до пола руками (огород)
выпрямиться, потянуться руками вверх (сад)
вкусные продукты.
(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
в огороде
(наклоны вниз, достать руками до пола (собираем урожай на грядках)
и в саду
(выпрямиться, потянуться руки вверх (собираем урожай в саду)
для еды я их найду
(погладить правой рукой по животику, затем левой рукой)
Мимические упражнения.
- Представьте, что Крош попросил почистить вас горький лук. А Ёжик дал попробовать кислый лимон. Копатыч угостил сладким ароматным яблоком.
9. Развитие лексико-грамматических категорий.
- Вот какой урожай мы собрали. (Логопед показывает «чудесный мешочек» с муляжами овощей и фруктов.)
- Теперь мы должны разложить овощи и фрукты по корзинкам.
(Каждый ребенок достает овощ или фрукт из «чудесного мешочка» и комментирует: «У меня спелый банан. Это фрукт» и т. д.)
Игра «Большой - маленький».
- Я буду говорить о больших овощах и фруктах, а вы о маленьких.
кислый помидор – кисленький помидорчик
сочный огурец – кислый лимон -
круглый лук – спелый банан -
твердый баклажан – вкусная груша -
вкусный перец – крупный апельсин -
сладкая морковь – сочное яблоко -
красный перец – оранжевый апельсин -
спелый кабачок – сладкий мандарин -
Игра «Попробуем овощи и фрукты».
У каждого ребенка на столе конверт, а внутри 2 картинки с изображением овоща и фрукта.
- Что ты съешь сначала, а что потом?
(Сначала я съем красненький помидорчик, а потом сладенький мандаринчик.)
10. Итог.
- Ребята, вам понравилось играть со Смешариками?
- Смешарикам тоже очень понравилось с вами играть. Они угощают вас фруктами и овощами.