Оксана Михайлова
Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической старшей группе «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
Коррекционно – образовательные: - уточнить и активизировать словарь детей по теме: «Зима. Зимующие птицы»; - учить выделять характерные особенности птиц; - упражнять в составлении предложений по вопросам воспитателя; - закреплять образование относительных и притяжательных прилагательных; - совершенствовать навыки образования сложных прилагательных путем слияния прилагательного с существительным; - закрепить употребление предлогов НА, НАД, ПОД, МЕЖДУ.
Публикация «Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической старшей группе „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Коррекционно – развивающие : - развивать диалогическую речь; - развивать внимание и память, словесно-логическое мышление; - корригировать общую и мелкую моторику; - формировать пространственные представления.
Коррекционно – воспитательные: - воспитывать умение выслушивать ответы своих товарищей до конца; - воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Оборудование: презентация по теме; шапочки с изображениями птиц; мяч; тесто для изготовления угощения для птиц; семена, крупа, ягоды; салфетки.
Ход ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент. (Дети на ковре)
Воспитатель: - Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться на прогулку в зимний лес. Давайте произнесем вместе волшебные слова «Раз, два, три, повернись, на лесной полянке окажись». (Дети поворачиваются вокруг себя.)
2. Основная часть. (Презентация)
1) Введение в тему. (2-ый слайд)
Воспитатель: - Ребята, какое сейчас время года? - Зима.
Воспитатель: - Назовите зимние месяцы. (3-ый слайд)
- Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: - Какая погода зимой на улице? - Погода морозная,
- Погода холодная,
- Погода снежная,
- Погода ветреная.
Воспитатель: - Давайте покажем, как мы с вами замерзли на улице, съёжились. А теперь отогрелись, расслабились.
Воспитатель: - Как птицы спасаются от холодной зимы? - Многие птицы
улетают в теплые края.
Воспитатель: - Как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? -
Воспитатель: (4-ый слайд) - Вновь разгулялась вьюга
Срывает снежные шапки.
Совсем замерзла пичуга,
Сидит, поджимая лапки.
- Мы сегодня поговорим о зимующих птицах. А какие птицы остались зимовать, вы узнаете, отгадав мои загадки. (Дети садятся на стульчики.)
2) Развитие словесно-логического мышления через работу с загадками.
Воспитатель читает загадки, дети называют птицу.
1) (5-ый слайд)
Спинкой зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика.
(6-ой слайд) - Это синица.
2) (7-ой слайд)
Вот птичка так птичка,
Не дрозд, не синичка,
Не лебедь, не утка.
Но эта вот птичка,
Хоть и невеличка,
Выводит птенцов
Только лютой зимой.
(8-ой слайд) - Это клёст.
3) (9-ый слайд)
Чернокрылый,
Красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды
- С первым снегом
Тут как тут!
(10-ый слайд) - Это снегирь.
4) (11-ый слайд)
Птичка-невеличка
Ножки имеет,
А ходить не умеет.
Хочет сделать шажок
- Получается прыжок.
(12-ый слайд) - Это воробей.
5) (13-ый слайд)
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её.
(14-ый слайд) - Это сорока.
6) (15-ый слайд)
Столяр есть у нас в бору,
Целый день долбит кору.
В красной шапочке своей
Виден он среди ветвей.
(16-ый слайд) - Это дятел.
7) (17-ый слайд)
Во дворе я - королева.
Вон мой дом, на ветке слева.
Птица в перьях серо-черных,
Я умна, хитра, проворна.
(18-ый слайд) - Это ворона.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Правильно ответили на все загадки. Посмотрите, куда же прилетели и сели наши птички? (19-ый слайд)
- Птицы прилетели и сели на дерево.
3) Употребление предлогов в предложении. Ориентировка в пространстве.
Воспитатель: - Назовите птицу, которая сидит на нижней ветке.
- На нижней ветке сидит … синица.
Воспитатель: - Назовите птицу, которая сидит над воробьём.
- Над воробьем сидит … сорока.
Воспитатель: - Назовите птицу, которая сидит между снегирем и воробьем. - - Между снегирем и воробьем сидит …клёст.
Воспитатель: - Назовите птицу, которая сидит под деревом.
- Под деревом сидит …ворона.
Воспитатель: - Кто сидит выше всех? - Выше всех сидит …дятел.
Воспитатель: - Молодцы ребята! Правильно ответили на все вопросы.
4) Называние частей тела. (19-ый – 24-ый слайды)
Воспитатель: - У всех птиц одинаковое строение. Назовите какие ещё части тела птиц вы знаете? - У птиц есть туловище, голова, хвост, клюв, крылья, лапки.
5) Д/и «Скажи одним словом» (с мячом)
Воспитатель: - Теперь давайте повторим, что мы знаем о птицах.
- У сороки белые бока, поэтому она какая? … сорока белобокая.
- У сороки длинный хвост, поэтому она какая? … сорока длиннохвостая.
- У синицы желтая грудка, поэтому она какая? … синица желтогрудая.
- У вороны черные крылья, поэтому она какая? … ворона чернокрылая.
- У дятла длинный клюв, поэтому он какой? … дятел длинноклювый.
- У снегиря красная грудка, поэтому он какой? … снегирь красногрудый.
- У воробья короткий хвост, поэтому он какой? … воробей короткохвостый.
- У дятла длинный хвост, поэтому он какой? … дятел длиннохвостый.
6) Физминутка «Скачет шустрая синица» (рядом со стульями)
Воспитатель: - Ребята, в лесу холодно, давайте погреемся.
Скачет шустрая синица, (Прыжки на месте на двух ногах.)
Ей на месте не сидится, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Прыг-скок, прыг-скок, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Завертелась, как волчок. (Кружимся на месте.)
Вот присела на минутку, (Присели.)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо.)
И с дорожки — на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге.)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге.)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах.)
- Вот мы и согрелись. Но пришла пора возвращаться в детский сад. Скажем вместе волшебные слова «Раз, два, три повернись, в детском саду окажись».
3. Продуктивная деятельность.
Воспитатель: - Вот вы и вернулись в нашу группу. С кем вы встретились в лесу? - С птицами. Воспитатель: - Как вы думаете, что самое страшное зимой для птиц?
- Голод. Воспитатель: - Почему вы так думаете? - Земля покрыта снегом, семена, ягоды – остались под снегом, всё замерзло.
Воспитатель: - За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Но когда корма мало для птиц наступают тяжёлые времена. Если им не помочь, они могут погибнуть.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, чем вы можете помочь зимующим птицам?
- Сделать кормушки и подкармливать птиц.
Воспитатель: - Чем можно подкармливать птиц. - Крошки хлеба, различные семена, кусочки несолёного сало или мяса.
Воспитатель: - Воробья – крошками, синицу – салом, снегиря – рябиной, голубя – пшеном, свиристеля – семечками. Птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки не солёного сала.
Воспитатель: - Можно ли корм для птиц рассыпать на земле? Почему?
- Нет, их может засыпать снегом, разнести ветром.
Воспитатель: - Как вы думаете, куда нужно насыпать корм для птиц?
- В кормушки.
Воспитатель: - Какие бывают кормушки? - Ответы детей. Воспитатель: - Да ребята, кормушки бывают самые разные. Укреплять их надо осторожно, нельзя обламывать ветки и повреждать стволы деревьев.
Воспитатель: - Ребята, я конечно люблю мороз, стужу, но птиц я тоже люблю. Поэтому я приготовила им необычное угощение. Вот оно (показывает) Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, из чего я приготовила это угощение? - Семена подсолнуха, разные крупы, ягоды и т. д., тесто.
Воспитатель: - Ребята давайте я вас научу, как можно сделать такое угощение? - Да.
Воспитатель: - Сначала мы скатываем из теста колобок, из него делаем блинчик. Затем блинчик украшаем разными семенами, крупой, ягодами. В конце, в угощение вставляем трубочку, для того, что бы, когда наше угощение подсохнет, мы вытащим трубочку, а в полученную дырочку вставим веревочку. Наше угощение готово, завтра вместе мы вывесим угощение на деревья, и будете наблюдать за птицами, которые прилетят к нам в детский сад полакомиться нашими угощениями.
8. Итог занятия.
Воспитатель: - Ребята, о ком мы сегодня говорили на занятии? Чем занимались?
Дети комментируют занятие.
Воспитатель: - Вот сколько нового и интересного вы узнали о зимующих птицах. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.
Воспитатель: - А на прощание для наших гостей ребята прочитают стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой!»
1 – ребенок:
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
2 – ребенок:
Небогаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
3 – ребенок:
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
4 – ребенок:
Разве можно забывать :
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
5 – ребенок:
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Воспитатель: - Спасибо за внимание!