Богдана Максимова
Конспект НОД по природе «Факторы, необходимые для роста растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у детей представление о живой природе, научить разделять основные части растений, дать представление о этапах роста растения (зерно- росток- взрослое растение, при помощи эксперимента дать наглядное представление о необходимой среде, для роста растений, вызывать и развивать чувство прекрасного, желание заботится и ухаживать за цветами.
Оборудование: зерна, наглядное пособие «Этапы роста растений», карточки строения цветов (корень-стебель- цветок, цветы комнатные.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Растения. Изучаем мир растений
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: замочить зерна для проращивания в 4 емкостях: - с водой и поставить на подоконник, с водой и поставить на улицу, с водой и в темное место, и без воды.
Словарная работа: лаборатория, росток, корень, стебель, эксперимент.
Ход занятия:
- Добрый день, ребята. Сегодня к нам в гости пришел доктор Знайка, Он работает в научном институте и занимается исследованиями. Доктор приглашает нас с вами отправиться на экскурсию в настоящую лабораторию. Лаборатория-это место, где что-то изучают. В этих лабораториях работают доктора наук и лаборанты, их помощники. Ну, а мы с вами станем настоящими лаборантами и будем изучать растения. Только туда нельзя без специальной одежды. Я вам и принесла шапочки, давайте мы их наденем и в путь…. (Дети проходят и садятся за столы)
-Какое сейчас время года?
-Что происходит с растениями. (они спят, без листьев)
- Посмотрите на наши цветы, как вы думаете, почему они зеленого цвета и у них есть листья. (Потому, что они комнатные)
- Ребята, сегодня я хочу рассказать вам о наших друзьях меньших, растениях.
-Наши растения прорастают из зернышек. Вот так, как на этой картинке. (Зерно-росток-взрослое растение) Падает зернышко в землю, прорастает и превращается в красивое растение.
-А сейчас мы превратимся в маленькие семечки.
Психогимнастика:
(дети садятся на корточки, сжимаясь в комочек) Далее учитель рассказывает, как развивается из семени растение :
- Маленькому семени зимой в почве было холодно, оно сжималось, чтоб согреться. (мышечное напряжение, глаза зажмурены) Весной солнечные лучи согрели землю и семя отогрелось, расправило свои плечи. (расслабление мышц) Ему так стало интересно, что там, наверху, что оно потихоньку стало расти. У него появились корешки (дети встают на ноги, открывают глаза) и первые листочки (поднимают руки над головой, полусогнуты в локтях). Солнышко так согрело росток, появившийся из семени, что он решил стать высоким-высоким, чтоб помахать солнцу своими листьями (дети вытягиваются вверх, поднимаются на цыпочки, машут кистями рук). И вот однажды на ростке расцвёл цветок, он улыбнулся солнышку и другим цветкам (дети улыбаются учителю и друг другу, поворачиваясь из стороны в сторону). А потом наступила осень и на месте цветка образовались семена, которые растение сбросило в почву (движения руками, будто стряхивают воду, направлены на снятие накопившегося мышечного напряжения). Вот так, целый год росло растение.
- Скажите, что нам дает силы, чтобы играться, заниматься, гулять. (Еда)
-Да, все живое на земле должно питаться. Как вы думаете, растение живое или не живое. (Живое)
- А дерево живое. А горшок, в котором растет наше комнатное растение живой? Какие еще живые существа вы знаете? А не живые?
-Для того, чтобы жить всему живому необходимо питание. Для растений, питание это вода и растворенные в ней полезные вещества.
-На прошлой неделе, мы с вами начали наш эксперимент. Помните, мы с вами часть зерен положили на влажную ткань, др. часть намочили и поставили в темный шкаф, 3 часть намочили и выставили за окно и 4 часть оставили сухими. Давайте посмотрим, что же у нас получилось.
-Наши ученые считают, что для жизни растений нужна вода, свет и тепло. Проверим их утверждения.
- В первом стаканчике, мы положили просто зерна. И что за эти дни произошло с ними. Ничего, они какие были, такие и остались.
-Давайте теперь посмотрим, что случилось с нашими зернами в шкафу. НИЧЕГО. Почему, ведь у них тоже была вода и им тепло? А потому, что у растений не было света.
-Значит, для того чтобы растения хорошо росли, нужна не только вода, но и свет.
- Я вот коробочка, которая стояла за окном. Посмотрите, что там. Опять ничего. Почему же такое получилось, ведь свет и вода у них были. Как вы думаете? Правильно, для продолжения жизни растению нужна не только вода и свет, но и тепло. Вот почему и тут ничего не получилось.
-Ну и 4 стаканчик, в котором мы замочили зерна и поставили на подоконник. Давайте посмотрим что случилось. У наших зернышек и вода была и тепло и свет. Вот они и проросли, и теперь мы можем с вами увидеть, что от них вверх тянутся росточки.
- Скажите мне, что нужно для жизни растениям? Правильно, свет, вода и тепло.
Пальчиковая гимнастика:
На окне цветок колючий
(Показать прямоугольник перед собой)
Смотрит за околицу
(Сделать «бинокль»из ладошек)
Вы его не троньте лучше
(Погрозить пальчиком)
Очень больно колется.
(Уколоть пальчиком ладошку и сморщится)
Не подушка для иголок,
(сложенные ладошки под щёчку)
И не ёжик, и не ёлка,
(сложить ладошки. растопырить пальцы, «нарисовать» ёлку перед собой)
Но не даст себя в обиду,
(Отрицательный жест головой и указательным пальчиком)
Потому что весь в иголках.
(Уколоть пальчиком ладошку)
- Поздравляю, коллеги, наш эксперимент прошел успешно. Когда пророс росток, его нужно посадить в землю и там поливать, чтобы он дальше рос. Но в землю нужно закапывать не все растение, а только его корни.
-Доктор Знайка, но наши дети еще не знают, что такое корни. Давай им расскажем. (Демонстрация картинки с изображением структуры растения)
- Ребята, скажите, для чего растениям необходим корень? Где он находиться? (Корень находиться под землёй, он добывает влагу и полезные вещества для растений).
- Дети, а для чего растениям нужен стебель? (Соединяет корень и листья, по нему движутся полезные вещества).
-Спасибо, доктор. Теперь мы точно сможем посадить красивый сад.
Д/И «Собери цветок»
Вот какой у нас получился чудесный сад. Он цветет и благоухает. Даже насекомым понравился. Вот посмотрите, сколько их прилетело.
Итог урока.
– Правильно ли я сделаю вывод, что растения – часть живой природы?
– Почему? (они дышат, питаются, растут, оставляют потомство, погибают)
– Правда ли, что у всех растений есть одинаковые части? (да).
– Назовите их (корень, стебель, листья, цветы, плоды, внутри которых семена).
– У вас на столе есть весёлые и хмурые рожицы. Если вам понравилось занятие, и вы запомнили всё, о чём мы говорили, то покажите весёлую рожицу, если не понравился, и вы ничего не запомнили, то покажите хмурую рожицу.