Зуля Гатаулина
«Ты детям сказку расскажи…» «Основные положения, необходимые воспитателю при работе с родителями»
▼ Скачать + Заказать документы
Прежде чем начать работу с родителями и детьми по реализации программы, воспитатель должен обдумать, усвоить, принять несколько положений:
1. Он сам должен глубоко и искренне осознавать проблему чтения как общегосударственную задачу развития культуры, науки, благосостояния нации.
«Страна с нечитающим населением – это страна отверточных технологий, страна – поставщик сырьевых ресурсов и дешевой рабочей силы»
Публикация «„Ты детям сказку расскажи…“ „Основные положения, необходимые воспитателю при работе с родителями“» размещена в разделах
Почему так? Потому что, не читая, человек не развивается, не совершенствует свой интеллект, память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Чтение развивает душу человека, учит сострадать, быть милосердным, чувствовать чужую боль и радоваться чужому успеху.
Чтение развивает речь человека, делает ее правильной, четкой, понятной, образной, красивой.
Человек читающий умеет пользоваться информацией, исследовать ее. В наше время умение извлечь информацию, способность принимать правильное и быстрое решение на основе анализа ценится как высокое профессиональное достижение.
Чтение – это импульс к творческому озарению, к созданию нового художественного творения.
Задумайтесь:
Идея «Сказки о рыбаке и рыбке» у А. Пушкина родилась в процессе чтения сборника немецких народных сказок, собранных братьями Гримм. Таких примеров множество.
2. Воспитатель должен быть убежден в том, что детская литература, которую он каждодневно читает ребенку – это настоящее искусство, у которого свой объект изображения – ребенок, детство, детская жизнь, своя тематика и специфика. Уметь донести это искусство до сознания малыша, не разрушив целостной картины произведения, не превратив его в наставление, - задача взрослых.
3. Воспитатель должен знать, что детская литература лежит в основе базовой культуры личности. Прислушаемся к тому, что по этому поводу говорит знаток и критик детской литературы М. Петровский: читатель из ребенка вырастет или не вырастет, но «прочитанное им в детстве, прочитанное ему в детстве может оказаться единственным его литературным багажом – и единственной точкой культурного пересечения с другими его соотечественниками. Для тех же, кто, вырастая, делается читателем, прочитанное в детстве превращается в пожизненную базу культурного развития. Так или иначе, через детскую литературу проходят все. Следовательно, прочитанное в детстве – общая свойственная всем и усвоенная всеми часть общенационального богатства – его самая демократическая часть. При таком подходе резко меняется ценностный статус детской литературы. Из чего - то симпатичного, но несерьезного и второстепенного она возводится в ранг основоположения национальной культуры».
4. Воспитателю нужно знать самому и объяснять родителям, что литература оказывает на человека скрытое, не проявляющееся сразу воздействие. Приобщая ребенка к литературе, взрослому придется рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды.
5. В процессе общения с детской литературой взрослый человек (и воспитатель, и родитель) заметит, как меняется он сам, как меняются его взгляды на природу детства, на ребенка, на детское произведение, как все то, что в общении с ребенком раньше казалось незначительным, наполнится глубоким смыслом, воспринято по – иному.
6. Необходимо убедить родителей в том, что общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Время чтения зависит от возраста, усидчивости дошкольника, его интереса к читаемому, с одной стороны, возможностей взрослого, с другой. Читать малышу могут не только родители, но и старшие дети, бабушки, дедушки. Художественное слово может звучать в устном исполнении: сказку можно рассказать, стихотворение прочитать наизусть. Но делать это нужно каждый день, и не только в детском саду, но и дома.
Только осознав, обдумав ранее сказанное, воспитатель может начинать работу с детьми и родителями. Работа с родителями может быть трех видов: просветительская, консультативная, информационная.
Формы работы.
1. Просветительская: родительский лекторий; родительское собрание; выставка книг; диспуты; дискуссия; деловая игра; практикумы; конкурсы; круглые столы;
2. Консультативная: групповые и индивидуальные устные консультации по тем вопросам, которые возникают у родителей; письменные консультации; привлечение родителей для решения общих вопросов семьи и ДОУ (формирование круга детского чтения); индивидуальные консультации; вечера вопросов и ответов; открытые занятия;
3. Информационная: устная и письменная информация (выпуск информационного листка); газета; папки – передвижки; памятка для родителей; уголок родителей; анкетирование.
Работа с родителями начинается, по возможности, в то время, когда ребенок еще не появился на свет. Задача родителей – подготовиться к появлению малыша, проявить о нем не только физическую, но и духовную заботу. Задача ДОУ в лице воспитателя – сделать родителей психологически, педагогически, интеллектуально готовыми к воспитанию и развитию малыша.
Гатаулина Зулира Акрамовна
Воспитатель 2 младшей группы МБДОУ Детский сад № 3 «Росинка», г. Салехард ЯНАО