Олеся Баринова
Факторы психологической безопасности
▼ Скачать + Заказать документы
Факторы психологической безопасности
С поступлением ребенка двух-трех летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: более строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения.
Публикация «Факторы психологической безопасности» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Ребенок должен приспособиться к новым условиям, т. е. адаптироваться. Термин "адаптация" означает приспособление, но адаптация не возможна без эмоциональной защищенности и благополучия.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности и высокая цена, которую платит организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к дошкольному учреждению или, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться.
Адаптация неизбежна в тех ситуациях, когда возникает противоречие между нашими возможностями и требованиями среды.
Итак, чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения - проблема адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада. Для этого нужна подготовительная работа в семье. Выработка единых требований к поведению ребенка, согласование воздействий на него дома и в детском саду - важнейшее условие, облегчающее его адаптацию.
Ребенок от 1 года до 3 лет наиболее подвержен влиянию психотравмирующих факторов. Повышенная восприимчивость, эмоциональная возбудимость малыша приводят к тому, что нередко возникает негативный фон психического развития, препятствуя и искажая это развитие. Зависимость ребенка от взрослого нередко провоцирует у него негативные формы поведения. Вхождение ребенка в целесообразно организованную образовательную среду детского сада позволяет начать систематическую работу по формированию его психологической безопасности.
Психологическими угрозами для развития ребенка в раннем возрасте являются:
-нецелесообразное удовлетворение естественных потребностей (в пище, отдыхе, нарушение режима дня;
-игнорирование потребностей в сенсомоторной активности, доброжелательном внимании взрослого и его помощи;
-ограничения самостоятельности;
-выбор неадекватных возрасту форм общения, не предполагающих возможности сотрудничать со взрослым;
-игнорирование особенностей нервной системы ребенка;
-стремление к раннему обучению не свойственным возрасту видам деятельности: чтению, счету, английскому языку;
-бедность или, наоборот, избыточность, перенасыщенность предметной среды, в которой растет ребенок;
-слабость эмоциональных контактов с ребенком, невнимание к его эмоциональным состояниям.
Факторы, являющиеся угрозами для развития ребенка, могут накапливаться в течение длительного времени, а потом взрослые «вдруг» замечают у него стойкие проблемы поведения, эмоций, общения.
В итоге значительно снижается способность ребенка противостоять неблагоприятным факторам внешней среды, что становится особенно заметно в период его адаптации к условиям ДОУ. Снижается так называемый ресурс сопротивляемости, обеспечивающий психологическое здоровье подрастающей личности. В дальнейшем нарушаются проявления физической и психической активности малыша, развитие его личности становится дисгармоничным, искажаются представления о себе.
Возникающее у детей в раннем возрасте длительное психоэмоциональное напряжение порождает поиск суррогатных выходов в виде вредных привычек, протестных действий, аффектов, нарушения правил поведения. Данные проявления и характеризуют нарушение психологического здоровья ребенка раннего возраста.
Вредные привычки являются очень распространенным явлением в детской среде, особенно в ранние периоды развития малыша. Сосание пальца, языка, губ, одежды, постельного белья, выкручивание и выдергивание волос, раскачивания, биение головой о подушку, грызение ногтей, онанизм имеют происхождение одной и той же природы.
Известный врач В. И. Гарбузов так определил механизм возникновения вредных привычек: ребенка воспитывают по гиперсоциальному типу или по типу неприятия. В ситуации родительского неприятия на первом году жизни его надолго оставляли без внимания, ему отказывали в соске и редко брали на руки, не укачивали, когда он не мог уснуть. Малыш, предоставленный сам себе, постоянно ощущал недостаток тепла и ласки, приятных впечатлений. При гиперсоциальном воспитании ребенок, являющийся центром семьи, по мере взросления вдруг начинает ощущать, что он не главный, ведь мать не может постоянно находиться рядом и развлекать его, но опыта самостоятельных действий у него нет. А симбиотическая привязанность к матери приводит к тому, что ребенок не испытывает доверия к миру.
И в первом, и во втором случае состояние малыша характеризуется скукой, страхом, тоской. Он ищет успокоения и отвлечения в доступных ему действиях, которые часто имеют ритмичный характер. Ритмичные автоматизмы способствуют синхронизации, до созреванию механизмов мозга. Так ребенок компенсирует недостаток впечатлений, под влиянием которых только и может происходить совершенствование высшей нервной деятельности, и одновременно успокаивает себя. Сначала малыш выполнял эти невротические действия, когда отсутствовала мать, а затем мать перестает его интересовать. Он занят самостимуляцией, замыкается, сам успокаивает себя. Ребенок привык быть один, и появление матери ему мешает.
Нарушение психологической безопасности ребенка происходит под действием сложного комплекса биологических и социальных причин: соматических заболеваний, дефектов физического развития, а также неблагоприятных факторов и стрессов, связанных с его социальным окружением.
В перинатальный период негативную роль играют отягощенная наследственность, хронические заболевания матери, алкоголизация и прием токсических веществ, инфекции и вирусные заболевания, конфликт по резус-фактору. Развитие плода в агрессивной среде, возникшей в утробе матери, приводит к разнообразным физическим дефектам, повреждениям мозга, нарушению анализаторов, низкой толерантности, к нежелательным для организма веществам: лекарственным препаратам, алкоголю, табаку, наркотикам. Чем старше становится ребенок, тем большую роль в нарушении его психического здоровья играют социальные факторы.
В ранние периоды развития ребенка его психологическая безопасность существенно подвержена нарушениям ввиду неправильно выбранной стратегии воспитания.
Игнорирование воспитателем особенностей типов нервной системы ребенка в период адаптации к дошкольному учреждению может привести к осложнению в его поведении. Например, строгость к детям не уверенным, малообщительным вызывает у них слезы, нежелание находиться в детском саду. Резкий тон обращения вызывает у легко возбудимых детей излишнее возбуждение, непослушание.
Быстрые темпы развития ребенка в раннем возрасте сопряжены с его повышенной чувствительностью ко всем воздействиям социальной среды. Неправильно понятые взрослым потребности малыша или их педагогически нецелесообразное удовлетворение приводят к тому, что атмосфера, в которой не просто растет, а взрослеет ребенок, становится психологически небезопасной для его развития, средой. В раннем возрасте от позиции взрослого зависит, насколько малыш будет благополучен в своем развитии.
Общим источником угроз психологической безопасности ребенка является информация, которая неадекватно отражает его мир, то есть вводит его в заблуждение (когда родители его обманывают – убеждают, что мама скоро придет, и малыш находится в состоянии напряженного ожидания). Это может привести к психологическому срыву ребенка.
Признаки стрессового состояния малыша при нарушении его психологической безопасности могут проявляться в следующих симптомах:
- в трудностях засыпания и беспокойном сне;
- в беспричинной обидчивости, плаксивости или, наоборот, повышенной агрессивности;
- в беспокойстве и непоседливости;
- в отсутствии уверенности в себе, которая выражается в том, что ребенок все чаще ищет одобрения у взрослых, буквально жмется к ним;
- в боязни контактов, стремлении к уединению. В отказе участвовать в играх со сверстниками.
- в повышенной тревожности.
Все вышеперечисленные признаки могут говорить нам, что ребенок находится в состоянии психоэмоционального напряжения, только в том случае, если они не наблюдались ранее. Следует отметать и то, что не все признаки стрессового состояния могут быть явно выражены. Но беспокоиться следует даже в том случае, если проявились хотя бы какие-то из них.
Отсюда следует, что в дошкольном учреждении должна быть разработана система обшей и индивидуальной психологической защиты детей.
Особенно часто к нарушениям психологической безопасности приводят : депривация; фрустрация потребностей; ошибки в воспитании.
Такой ребенок старается уединиться, отворачивается лицом к стене, чтобы только не видеть незнакомых людей, с которыми он не умеет вступить в контакт. Опыт общения ребенка с окружающими, полученный им до прихода в детский сад, определяет характер его адаптации к условиям детского сада. Поэтому именно знание содержания потребностей ребенка в общении является тем ключиком, с помощью которого можно определить характер педагогических воздействий на него в адаптационный период.
Непосредственно-эмоциональный контакт между ребенком и взрослым устанавливается, начиная с конца первого - начала второго месяца жизни.
Правильно поступают те родители, которые уже на первом году жизни ребенка не ограничивают его общение в узком кругу семьи.
Соблюдая необходимые гигиенические требования, целесообразно уже в этом возрасте расширять круг общения ребенка. Например, можно на некоторое время разрешить новому для него человеку подержать его на руках или даже оставить их одних.
Таким образом, на основании изученного материала можно сделать вывод: чтобы избежать стрессовых ситуаций, необходимо грамотно подойти к одной из проблем дошкольного учреждения - проблеме адаптации детей. Общая задача воспитателей и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.