Любовь Михайловна Печикина
Консультация для воспитателей «Факторы, влияющие на социально-психологический климат»
▼ Скачать + Заказать документы
I Социально – психологический климат.
В конце 50-х – начале 60-х годов волна исследований была направлена на выявление характеристик социально – психологического климата. Впервые термин «психологический климат» ввел Н. С. Мансуров. В. М. Шепель одним из первых раскрыл понятие «психологический климат». Он считал, что это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающих на основе их близости, симпатии, совпадения характеров, интересов и склонностей. Психологический климат состоит из трех климатических зон.
Публикация «Консультация для воспитателей „Факторы, влияющие на социально-психологический климат“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Первая зона – социальный климат, определяющий, насколько высока осознанность работниками целей и задач.
Вторая зона – неофициальная атмосфера в непосредственном контакте работников друг с другом.
В конце 60-х годов было проанализировано состояние этого феномена. Занимались этой проблемой Г. А. Моченов и М. Н. Ночевник. Они считали, что социально – психологический настрой складывается в коллективе в процессе работы и проявляется в тех взаимоотношениях, которые устанавливаются на основе объективных и субъективных связей между членами коллектива.
В формировании понятия «социально – психологический климат» нашли отражения многие теоретические и методологические проблемы отечественной психологии прежде всего соотношение внешних и внутренних условий в детерминации поведения и проблема регулирующей функции сознания.
Здесь рассматривается воздействие на личность социальной среды, микросреды, коллектива. Выделяется группа исследований, в которых подчеркивается деятельный характер связей человека с внешним миром, анализируются особенности социальной деятельности, ее источники и структура.
Преобразуя существующее, человек изменяется и сам. Человек как необходимое звено во всеобщей системе связей и зависимостей. С. Л. Рубинштейн на основе этого предлагал такую формулировку: «Внешние причины действуют через внутренние условия».
В процессе жизнедеятельности, постоянно подвергаясь воздействиям из внешнего мира, занимая определенную позицию по отношению к ним, человек эмоционально их переживает. Эмоции делают индивидуальной всю целенаправленную сознательную деятельность человека.
Регулирующая функция сознания проявляется в волевых процессах. Воля – прежде всего власть человека над самим собой, способность управлять собой, регулировать свою деятельность, активно строить свою жизнь, но возникают проблемы. Успешность их разрешения зависит от наличия у человека определенных убеждений, интересов, ценностных ориентаций, моральных норм, которые выступают как форма осознания человеком его взаимодействия с условиями жизни и деятельности, с окружающими людьми, социальными обязанностями и обществом в целом.
Именно проблема соотношения внешних и внутренних условий в поведении и проблема регулирующей функции сознания оказались в центре большинства исследований социально – психологического климата трудовых коллективов.
Социально – психологический климат конкретных коллективов формируется под влиянием двух основных факторов : с одной стороны тех микросоциальных условий их жизнедеятельности, в которых действуют макросоциальные условия; с другой стороны социально – психологический климат формируется во время обучения, общения, отдыха, общественной деятельности, в быту.
II. Факторы, влияющие на социально – психологический климат.
Проблемы повышения эффективности на создание благоприятного социально – психологического климата была поставлена в ряд актуальных задач.
Так была сформулирована социально – психологическая проблема, от ее успешного решения зависело становление новых отношений внутри коллектива, активное участие и стойкость людей в строительстве нового общества.
Проблема возрастает по мере перехода в производстве, науке, обучении – этот переход предполагает повышение эффективности работы коллективов в целом и каждого человека в отдельности. Рост совместной трудовой деятельности сопровождается повышением зависимости каждого члена коллектива от результатов работы всех остальных. Эмоциональные отношения, сложившиеся в коллективе, дополненные эмоционально окрашенными взаимными оценками личностных свойств членов коллектива, характером профессиональных и личностных контактов, которые в совокупности воздействуют на эмоциональную сферу психики человека, вызывают подъем, пробуждение к активному действию или наоборот, снижают процесс жизнедеятельности человека.
Социально – психологический климат сочетает в себе интересы общества, коллектива и личности. Но существуют факторы, действие которых обнаруживается на уровне межличностных отношений, т. к. здесь реализуются взаимные ожидания делового и личного характера. На этом уровне психологического климата активно проявляются работающие в нем люди.