ЗЕМФИРА ГОЛУБЕВА
Конспект НОД по формированию представлений о лесе в старшей группе «На помощь к лесным жителям»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе
«На помощь к лесным жителям".
Цель: продолжать формировать представления о лесе, его обитателях, правилах поведения в лесу.
Программное содержание
Образовательные задачи: расширять и систематизировать знания детей о природе, формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с нормами и правилами поведения в природе.
Публикация «Конспект НОД по формированию представлений о лесе в старшей группе „На помощь к лесным жителям“» размещена в разделах
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес к окружающей природе, кругозор, мышление, связанную речь.
Воспитательные: воспитывать природоохранное отношение к природе.
Предварительная работа : чтение литературы о лесе; наблюдение на прогулках; разгадывание загадок; рассматривание иллюстраций о растительном и животном мире, просмотр видео мультфильмов о природе, составление коллажей.
Словарная работа: кислород, углекислый газ, хвойные, лиственные, подорожник, родник, ожог.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением леса; модель дерева, листья берёзы, рябины, сосны, дуба; карточки со знаками «правила поведения в природе», СD – диск «Голоса леса».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами отправимся в гости, а куда вы отгадайте:
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт,
Заходи в зеленый дом –
Чудеса увидишь в нем. (лес)
Воспитатель: Дети, о чем эта загадка?
Дети: О лесе.
Воспитатель: Ребята скажите, а что растёт в лесу?
Дети: Деревья.
Воспитатель: Ребята, кто знает, какую пользу приносят деревья?
Дети: Очищают воздух, украшают улицы, под деревом можно спрятаться от жары.
Воспитатель: Правильно, дети, деревья приносят огромную пользу: украшают наши улицы и дворы, очищают воздух, выделяя кислород и усваивая углекислый газ, уменьшают скорости ветров, увеличивают влажность воздуха, дают тень и прохладу, смягчая тем самым жару.
Воспитатель: Лес - это многоэтажный дом для самых разных жильцов, в котором все, нужны друг другу и все друг от друга зависят, а человек приходит к ним в гости и не должен нарушать распорядок их жизни.
(Раздаётся стук в дверь почтальон вручает срочную).
Воспитатель: Ребята, нам пришла срочная телеграмма из леса. Интересно, что же произошло в лесу? (воспитатель зачитывает телеграмму).
Воспитатель: Ой, ребята, старичок-Лесовичок просит нас о помощи. Дело в том, что приходили люди, которые не соблюдали правила поведения в лесу и причинили ему вред. Лес заболел: деревья погибают, трава не растёт, родник пересыхает.
Воспитатель: Ребята, ну что поможем старичку-Лесовичку?
Воспитатель: А как вы думаете, что можно сделать для спасения леса? (Ответы детей)
Воспитатель: Верно, ребята, мы возьмём с собой знаки, которые учат правилам поведения в лесу.
Воспитатель: Ну что, ребята, в путь! А на чём можно отправиться в лес?
Дети: На поезде, на машине, на автобусе, на самолёте…и т. д.
Воспитатель: А на чем вы бы хотели поехать?
Дети: На автобусе.
Воспитатель: Для того, чтобы оправиться в лес на автобусе, нужно приобрести билеты, а для этого вы должны отгадать загадки.
Воспитатель загадывает детям загадки и раздает «билеты».
Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом -
Чудеса увидишь в нём! (Лес)
Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки. (Дерево)
Она под осень умирает
И вновь весною оживает.
Иглой зелёной выйдет к свету,
Растёт, цветёт всё лето.
Коровам без неё - беда: Она их главная еда. (Трава)
Мягок, а не пух,
Зелен, а не трава. (Мох)
Воспитатель: Проходите ребята в автобус и садитесь поудобнее на свои места.
Воспитатель: Ну, вот мы и приехали.
Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите. (Воспитатель показывает макет сухого дерева берёзы).
Воспитатель: Как вы думаете, что случилось с этим деревом?
Дети: Оно заболело и может погибнуть.
Воспитатель: Ранней весной многие люди собирают берё зовый сок: сделают надрез, и сок стекает, набирают нужное количество сока и уходят. А сок продолжает течь. Спустя некоторое время на этом месте образуется красная полоса. В народе говорят: «берёза плачет кровавыми слезами». Ребята, кто знает, как нам помочь берёзе?
Дети: Надо замазать ранку на стволе глиной или землёй.
Дети вместе с воспитателем замазывают ранку на стволе.
Воспитатель: Вот теперь берёзка обязательно выздоровеет. А сейчас, ребятки, давайте поставим знак, чтобы другие люди, когда придут в лес не совершали таких поступков.
Знак «Не повреждай кору деревьев!».
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Собери дерево» (подходят к модели дерева).
(Дети подходят к частям дерева, собирают модель дерева на мольберте и озвучивают значение каждой части)
Воспитатель: Какую ты часть взял?
Дети: Корни.
Воспитатель: Корни, что делают?
Дети: Поглощают воду и питательные вещества из почвы.
Дети: Корни удерживают дерево.
Воспитатель: Даша, ты какую часть взяла? (ствол)
Воспитатель: Какую функцию выполняет ствол?
Дети: По стволу и веткам вода и питательные вещества поступают к листьям.
Воспитатель: Света, что есть на ветках?
Дети: Есть листья, цветы, плоды.
Воспитатель: Ребята, что выделяют листья?
Дети: Кислород, а поглощают свет,
Дети: Плоды падают, семена, падая в землю, прорастают.
Воспитатель: Когда листья падают, что происходит
Дети: Гниют, образуют питательные вещества для дерева.
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Ребята, назовите, какие лиственные деревья растут в нашем лесу?
Дети: (дуб, береза, клен, рябина, осина).
Воспитатель: А ель и сосна – это, какие деревья?
Дети: (хвойные).
Дидактическая игра «Для чего нужно дерево?» – в этой игре вам нужно рассказать о значении дерева.
-Ответы детей:
- это столовая для животных, насекомых, птиц, так как листьями деревьев питаются: лось, птицы, гусеницы и другие обитатели леса;
- это место для постройки гнезда;
для жука это жилище где можно найти добычу, место для откладывания личинок;
- для зайца это пища, зимой кора, укрытие;
- для художника это объект для картин;
- для усталого путника это раскидистое дерево укрыться от знойного солнца, отдохнуть;
- дерево для человека это чистый воздух, прохлада в жаркую погоду, место отдыха).
Воспитатель: Молодцы.
Воспитатель: Ребята посмотрите сюда и скажите, что изображено?
(деревья)
Воспитатель: Какие?
Дети: Береза, дуб, ель, рябина, сосна, кедр.
Физ. минутка «Мы по лесу погуляли».
Мы по лесу погуляли
И немножечко устали.
Встанем, глубоко вздохнём
Руки дружно разведём.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами все стали.
Дружно мы похлопаем!
Тихонечко потопаем!
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали!
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто это прячется за кустиками? Да это же заяц! Не бойся нас, заяц, мы не сделаем тебе ничего плохого.
Заяц:
Вы скажите только слово,
Если вы помочь готовы,
Вам «Добро пожаловать!»
С радостью скажу,
Все тропинки тайные
Покажу в лесу.
Воспитатель: Вы согласны помочь, ребята?
Дети: Да, согласны.
Заяц: Я спрятался, потому что не могу бежать, лапку я поранил. А аптеки в лесу у нас нет.
Воспитатель: Заяц!
Лес - это сказочное царство!
Где кругом растут лекарства!
В каждой травке, в каждой ветке,
И микстура, и таблетки,
Ну, а чем, как что лечить,
Можем тебя мы научить.
Ребята, кто из вас знает, какое растение может помочь зайчику вылечить лапку?
Дети: Подорожник. Надо на ранку положить чистый лист подорожника и боль пройдёт, и скоро это место заживёт.
Воспитатель: Лапку вылечить несложно, вот совет наш от души: К свежей ране осторожно подорожник приложи.
Воспитатель вместе с детьми прикладывают лист подорожника.
Заяц: Спасибо вам, ребята!
Заяц: Послушайте мою историю, может вы сможете помочь лесным жителям. В нашем лесу было одно очень живописное место - родник, куда ходили на водопой звери. Он располагается в лесной глуши, и казалось, что люди сюда никогда не придут. Но вот однажды пришли туристы: развели костёр, полянка у родника сильно вытоптана, трава вырезана, они рубили деревья, не щадя лесной красоты. После обеда оставили мусор.
Все вместе подходят к роднику.
Воспитатель: Больно и обидно смотреть, что испорчено такое красивое место. Лесные родники часто бывают единственным источником воды для питья животных. Давайте все вместе наведём порядок.
Воспитатель: Дети, кто знает, как нам поступить с мусором? А какой вред наносят костры?
Дети: Земля получает ожог и на этом месте не растёт трава. Костёр надо как следует затушить.
Воспитатель: Костры без необходимости не разводят, но если без него не обойтись, используют старые кострища, чтобы не делать новый ожог земле. Место для костра не должно быть рядом с сухими деревьями.
Воспитатель: Ребята, а почему в лесу нельзя громко шуметь?
Дети: Шум и музыка сильно пугают животных. Птицы боятся подлетать к своим гнёздам, чтобы накормить птенцов. А без родителей птенцы могут погибнуть.
Воспитатель: Правильно, ребята! В лесу надо слушать дыхание леса, звуки леса и тишину.
Включается диск с записью «Голоса леса».
Воспитатель: Давайте и здесь оставим знаки, которые мы с собой взяли: «Не руби деревья!», «Не шуми!», «Старайся ходить по тропам тихо и осторожно!», «Не жги костры!», «Не оставляй мусор!».
(Появляется старичок-Лесовичок).
Старичок-Лесовичок : Спасибо вам, ребята, сегодня вы очень помогли нашему лесу и его жителям. Вы знаете, как вести себя в природе, чтобы не навредить ей. А теперь и знаки - правила поведения в лесу у нас появились. Они будут напоминать всем, кто придёт в лес, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе. А сейчас, ребята, за вашу доброту и отзывчивость я угощу вас лесными дарами. Вы всегда будете желанными гостями в нашем лесу.
(Ребята прощаются со старичком- Лесовичком и зайцем. Возвращаются в детский сад).
Воспитатель: Ребята, скажите, вам понравилось помогать старичку-Лесовичку?
(Ответы детей).
Воспитатель: А что вам понравилось делать больше всего? (Ответы детей).
Воспитатель: Какое задание было самым трудным? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а какое сейчас у вас настроение? (Ответы детей).
Воспитатель: У меня тоже очень хорошее настроение, я горжусь вами ребята, вы молодцы!