Олеся Попова
Конспект НОД по познавательному развитию (валеологии) в старшей группе «На помощь здоровячкам»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: активизировать умственные способности детей, логическое мышление, творческие способности детей.
Программные задачи:
Образовательные:
-систематизировать знания о строении и функции пищеварительной системы человека;
- закрепить представление детей о значении питания в жизни человека, о полезных и вредных продуктах; уточнить навыки правильного приема пищи;
Развивающие:
Развивать разговорную речь, логическое мышление и сообразительность, способность к умозаключению при отгадывании загадок,
-развивать коммуникативные навыки;
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию (валеологии) в старшей группе „На помощь здоровячкам“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье, валеология. Конспекты занятий
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осанка. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
-развивать мыслительные процессы (внимание, зрително-слуховую память) ;
Воспитательные:
- воспитывать умение работать в команде, используя план (маршрутный лист, доброту, взаимопомощь;
-продолжать воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Материал:
Схема пищеварительной системы человека, магнитофон, светящаяся палочка, корзинка, пластилин.
Ход занятия.
1. Организованный момент.
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости! Поздоровайтесь с ними. А теперь поздороваемся друг с другом. А знаете, вы ведь не просто поздоровались, вы подарили друг другу частичку здоровья, потому что вы сказали: «Здравствуйте!» Здоровья желаю. Ребята, сегодня к нам из леса прилетела сорока. В клюве она принесла какой-то странный предмет. Рассмотрите, что это?
Дети рассматривают принесённый сорокой предмет- конверт, в котором находится план-карта и говорящее письмо.
Воспитатель: Это письмо от здоровячков. А вы знаете, кто такие здоровячки?
Дети: Так называют людей, которые редко болеют, потому что они закаливаются, занимаются спортом, питаются здоровой пищей.
Воспитатель: Правильно, это люди, которые заботятся о своём здоровье. Давайте послушаем, о чём говорится в этом письме. (Запись).
« Дорогие ребята! Нас захватила в плен злая волшебница. Она заперла нас в своём дворце и все замки заколдовала. Нам здесь очень плохо, нас кормят только вредной пищей, и поэтому нашему здоровью грозит опасность. Пожалуйста, спасите нас! Высылаем вам план местности, где вас ждут испытания. Как только вы их преодолеете – злые чары разрушатся, и мы будем спасены. Здоровячки».
Здоровячки попали в беду, вы согласны им помочь?
Дети (хором) :да
Воспитатель: Ребята, перед тем как отправиться в путь, надо набраться сил, сосредоточиться. А поможет нам в этом дыхательная гимнастика.
Дыхательная гимнастика.
Весенние цветы прекрасны,
Вдохни их свежий аромат.
Ты сделай вдох спокойный, плавный.
На выдохе скажи ты: «А-ах».
Воспитатель: Ну что ж, давайте посмотрим карту и сориентируемся по ней, куда идти.
Дети и воспитатель рассматривают план - карту.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, откуда мы начнём наш путь? Куда мы пойдём дальше? Какой будет порядок наших действий?
Дети: Сначала нам надо пройти лес, найти волшебное деревце, перейти речку, найти цветок на поляне, ведро и деревце.
Воспитатель: Тогда не будем терять ни минуты. В путь!
Звучит марш. Дети отправляются на помощь здоровячкам.
Воспитатель: А вот и лес. Деревце волшебное, а на нём необыкновенные листочки висят с загадками. Чтобы пройти дальше нам надо отгадать загадки.
Яркий, сладкий, налитой,
Весь в обложке золотой.
Не с конфетной фабрики,
Из далёкой Африки (Апельсин).
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели (Лук).
В этих жёлтых пирамидках
Сотни зёрен аппетитных (Кукуруза)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок – зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький (Огурец).
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
И лоснится от похвал
Очень важный … (Баклажан).
Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах (Капуста)
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, ребята, под деревцем лежит волшебная палочка и она засветилась, а это значит, что вы справились с первым заданием.
Дети любуются палочкой, она гаснет.
Воспитатель: Палочка погасла – значит, нас ждёт новое испытание. Покажите куда идти дальше. Возьмём палочку с собой, она нам поможет. Дети и воспитатель рассматривают карту и под музыку идут дальше.
Воспитатель: Дорогу нам преградила речка молочная, кисельные берега. Ой, мост качается. Речка, речка, пропусти нас на другой бережок. Ребята, чтобы пройти через речку, надо назвать молочные продукты.
Дети называют молочные продукты и по одному переходят через мостик.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Знаете много молочных продуктов. А чем они полезны?
(в них содержится кальций, укрепляет кости и зубы). Смотрите, палочка опять светится. Вы справились ещё с одним заданием. Пойдём дальше.
Дети и воспитатель рассматривают карту и под музыку идут дальше.
Воспитатель: На карте нарисован цветок, ищите его на полянке.
Дети находят цветок, в нём записка.
Воспитатель: (читает записку): «Прочитайте сказку. Найдите ошибки, которые допустила Марфуша». Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.
Сказка:
Жили –были муж и жена, и было у них две дочери. Настенька да Марфуша. Как – то раз собрались родители на базар, а дочерям наказали обед сварить да грядку прополоть. Как только они уехали, Настенька в огород пошла, а Марфуша схватил со стола пирожок румяный и выбежала на улицу, а там ребята в жмурки играют. Она побежала к ним, размахивая руками и откусывая от пирожка кусочек за кусочком. Марфуша так торопилась, что споткнулась и упала, уронив пирожок на тропинку. Она быстро подобрала его, потёрла о сарафанчик, подула на него и, доев, принялась играть.
А Настенька тем временем вернулась в избу, увидела, что Марфуши нет, и принялась обед стряпать. Сестрица тем временем наигралась – кушать захотелось. Прибежала в избу, достала с печки щи с пылу с жару, налила полную миску до краёв и принялась, обжигаясь, есть. Отправляя в рот ложку за ложкой, она рассказывала, как интересно и весело они играли в жмурки. Едва отдышавшись от обеда она снова побежала играть.
Воспитатель: Итак, что неправильно делала Марфуша? Назовите её ошибки.
Дети: Не помыла руки перед едой, ела на ходу, спешила во время еды, плохо пережёвывала пищу, ела горячее, поднимала еду с земли и т. д.
Воспитатель: А теперь давайте немного поиграем.
Физкультминутка.
Живут мальчики – весёлые пальчики.
Озорные ножки ходят по дорожке.
Шея крутит головой,
Повторяйте все за мной.
Вправо, влево оборотик,
Покажите мне животик.
Наше тело подтянулось
И вперёд слегка нагнулось.
Как берёзонька стройна
Стала ровная спина.
А теперь все подтянулись
И друг другу улыбнулись.
Воспитатель: Молодцы! Немного отдохнули, а теперь отгадайте загадку:
Всё, что мы положим в рот,
Попадает к нам в (живот).
Воспитатель: Правильно, повторим, как работает пищеварительная система нашего организма.
Как вы думаете, чем занимается наш желудок?
Дети: переваривает пищу.
Воспитатель: Да, он перерабатывает всю пищу, которую мы едим. Чтобы организм человека хорошо работал, все должны питаться. Каждый день человек употребляет пищу. Давайте вспомним, как путешествует яблочко внутри нас. Итак, путешествие начинается! (Работа с иллюстрацией человека с изображёнными органами пищеварения и яблоко – крупный магнитик)
Откусили яблоко, а что с ним происходит во рту?
Дети: Его пережёвывают зубы, язычок смачивает слюной и переворачивает.
Воспитатель: перемололи зубками яблоко, проглотили и попало оно в трубку, которая называется … подскажите как?
Дети: пищевод
Воспитатель: А как вы думаете, для чего он нужен?
Дети: По нему пища спускается в желудок.
Воспитатель: Верно, он «ведёт» пищу, которую мы проглотили в желудок.
А что же происходит с пищей в желудке?
Дети: В желудке пища переваривается.
Воспитатель: Желудок вырабатывает специальную жидкость – желудочный сок, который пропитывает пищу, попадающая в желудок, и растворяет её. А это значит, что пища, съеденная нами, быстро переварится и превратиться в прозрачный раствор, который впитывает в себя кровь и разносит по всему организму. Далее всё, что не переварилось в желудке проходит в длинный извилистый кишечник и выходит наружу.
Ребята, а как вы думаете, пища в желудке переваривается быстрее, та которую мы тщательно пережёвываем, или та которую мы глотаем кусочками.
Экспериментально - опытная деятельность.
Давайте проверим надо ли пережёвывать пищу (пригласить два ребёнка для проведения опыта).
Опыт с сахаром. В каком стаканчике сахар растворится быстрее? (где мелкий). А в каком – долго растворяется? (с кусочками). Также происходит и в желудке. Если будем глотать пищу кусками, то желудку трудно её переварить. А если тщательно пережёвывать, то и желудку легче переварить еду.
Вывод: перед тем как проглотить еду – её надо тщательно пережевать!
Ребята, а кто нам помогает пережёвывать пищу?
Дети: Зубы.
Чтение стихотворения.
Тридцать два весёлых зуба,
Уцепившись друг за друга
Вверх и вниз несутся в спешке,
Хлеб грызут, грызут орешки.
Воспитатель: Посмотрите, а у нас здесь гости (иллюстрации зубов).
Посмотрите, какой это зуб (весёлый).
Почему он весёлый (потому что он белый и здоровый)
А почему этому зубу грустно? (у него дырочка, он болеет, у него кариес).
Воспитатель: Что нужно делать, чтобы наши зубки были здоровыми?
Дети: Чистить два раза в день, питаться полезными продуктами.
Воспитатель: Смотрите, палочка засветилась. Это значит, что вы справились ещё с одним заданием.
Ребята, посмотрите куда нам надо идти дальше
Дети: К корзинке.
Воспитатель: А вот и корзинка. (на столе лежит корзинка). Ребята, а давайте для злой волшебницы соберём корзинку с угощениями, может быть она подобреет и отпустит здоровячков.
Присаживайтесь за столы, но сначала подготовим пальчики. Правая рука в кулачок.
Пальчиковая гимнастика «Фруктовая ладошка».
Этот пальчик –апельсин.
Он, конечно, не один.
Этот пальчик – слива,
Вкусная, красивая.
Этот пальчик- абрикос,
Высоко на ветке рос.
Этот пальчик – груша,
Просит: «Ну-ка, скушай!»
Этот пальчик – ананас,
Фрукт для вас и для нас.
Наши пальчики готовы. Выбирайте, что вы будете лепить, подбирайте цвет пластилина. Не забывайте разогреть пластилин. (самостоятельная работа под музыкальное сопровождение). Вытрите руки салфетками.
Загорается палочка. Раздаётся музыка.
Воспитатель: Слышите, ребята, колдовские чары рухнули! Здоровячки свободны! Вы – молодцы!
Воспитатель: Посмотрите, кто-то прислал нам посылку. Она от здоровячков – благодарность за то, что мы помогли им в трудную минуту.
Открывают посылку и рассматривают ее содержимое. В посылке медали и письмо: «Дорогие ребята, спасибо вам за помощь. За то, что вы проявили такую смекалку, и знания мы награждаем вас самыми почетными медалями страны Здоровья. Будьте всегда здоровы! Здоровячки»
Воспитатель вручает медали
Воспитатель: Ребята, понравилось вам наше путешествие?
Нам пора возвращаться в детский сад, попрощайтесь с нашими гостями
Дети идут в группу.