Альбина Борзова
«Помощь жителям леса». Конспект интегрированной НОД в старшей группе с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Коррекционно-образовательные задачи:
Систематизировать и закреплять знания детей об осени, ее характерных признаках, периодах (ранняя, поздняя, золотая).
Познакомить детей с новым нетрадиционным техникой рисования: «печать листьями» (капусты, петрушки). Учить детей видеть изменения в природе и передавать их в рисунке, соблюдая колорит, характерный для осени.
Учить создавать композицию «Осенний лес», располагая изображение по всей поверхности листа (ближе – крупнее, дальше - меньше).
Коррекционно-развивающие задачи :
Публикация «„Помощь жителям леса“, Конспект интегрированной НОД в старшей группе с задержкой психического развития» размещена в разделах
- Дикие животные, лесные звери
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Развивать зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением.
Развивать эмоциональное восприятие произведений поэзии, живописи, передавать настроение в рисунке.
Развивать чувство сопереживания, желание помогать окружающим в беде.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, заботливое отношение к животным, птицам.
Воспитывать художественный вкус, чувство цвета.
Ход совместной деятельности:
Оргмомент.
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? Я хочу пригласить вас в лес волшебной красоты. Согласны?
Дети: Да.
Воспитатель: А отнесет нас туда волшебный ветерок. Давайте закроем глаза, осторожно покружимся и подуем на свои ладошки, сначала тихо, потом посильнее, потом еще сильнее. (Дети, под музыку П. И. Чайковского «Осень» из альбома «Времена года», выполняют движения, заходят в музыкальный зал, украшенный под осенний лес: деревья (береза, дуб, клен, на которых висят по одному листу. другие листья - на земле, на экране мультимедийного проектора - осенний лес. (Слайд 1)
Введение в тему.
Воспитатель: Вот и очутились мы с вами в лесу. Как здесь красиво! Вам нравится?
Дети: Да. Очень.
Воспитатель: Поздороваемся с лесом.
Речевая разминка «Здравствуй, лес!» :
"Здравствуй лес, осенний лес
Полный сказок и чудес.
Здравствуй, солнце золотое! (Показывают солнце)
Здравствуй, небо голубое! (Показывают небо)
Здравствуй, вольный ветерок! (Показывают "ветерок")
Здравствуй, маленький дубок! (Показывают "дубок").
Воспитатель: Ребята, садитесь на пенечки. Послушайте, как шумит лес, полюбуйтесь его красотой. (Звучит запись шума леса).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какое время года в лесу?
Дети: Осень.
Воспитатель: Почему вы так думаете?
Дети: Потому, что листья на деревьях красные, желтые, оранжевые. Они падают на землю. Это бывает только осенью.
Воспитатель: Как можно одним словом назвать разные по цвету листья?
Дети: Разноцветные.
Воспитатель: Правильно, листья разных цветов, они разноцветные.
Воспитатель: А как долго длится осень?
Дети: Осень длится три месяца.
Воспитатель: Кто помнит, как называются осенние месяцы?
Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь- осенние месяцы.
Воспитатель: Ребята, у осени три периода. Ранняя – начало осени, золотая – середина, поздняя.
Дети: (Повторяют вместе). Ранняя, золотая, поздняя.
Игра «Какая осень?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите на репродукции картин (слайд 2, если это ранняя осень - прикрепите зеленый листочек, если золотая - желтый, если поздняя - снежинку.
Воспитатель: Ребята, а вам нравится осень? Какая осень вам нравится: ранняя, золотая, поздняя? Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Что происходит осенью в жизни зверей и птиц? (Ответы детей)
Воспитатель: А в нашем лесу какая осень?
Дети: Золотая.
Воспитатель: А какая она золотая осень? ( Дети называют определения осени: красивая, золотая, долгожданная, дождливая, красочная, хмурая, багряная и т. д.)
Воспитатель: А знаете ли вы стихи об осени? (Дети читают стихи)
Воспитатель: Смотрите. сколько здесь листьев! Давайте мы их соберем. Интересно, с какого же дерева они упали?
Дидактические игры: «С какого дерева листочки?»
Воспитатель: С какого дерева этот листок?
Дети: Этот листок с дуба (клена, березы).
Воспитатель: А как называются листья, которые упали с дуба (клена, березы?
Дети: Дубовые (кленовые, березовые).
Воспитатель: Разложите, пожалуйста, дубовые листочки в один ряд, березовые - в другой. (Дети выполняют задание педагога). Сосчитайте, сколько березовых листьев, сколько -дубовых. Каких больше? На сколько?
Воспитатель: А теперь разложите кленовые листья. Посмотрите, все ли кленовые листья одинакового размера.
Дети: Нет.
Воспитатель: Разложите кленовые листья по величине в порядке убывания.
Самостоятельная деятельность детей. Вместе с детьми педагог проверяет правильность выполнения задания.
Воспитатель: Молодцы! А теперь предлагаю превратиться в осенние листочки.
Динамическая пауза. “Мы листики осенние”.
Сюрпризный момент, мотивация.
Музыка смолкает, на экране появляется печальный заяц.
Воспитатель: Смотрите, ребята, к нам заяц пожаловал. (Слайд 3). Почему-то он грустный. Спросите, может быть что-то случилось.
Дети: Зайка, зайка, скажи нам, что с тобой случилось, почему ты такой грустный?
Заяц: Совсем недавно осень разукрасила наш лес яркие красные, желтые, оранжевые цвета. Всем было радостно, у всех было хорошее настроение, все готовились к зиме. Но вдруг в лесу прошел холодный ледяной дождь. Все деревья покрылись тяжелыми сосульками, не выдержали и сломались. Зверям негде спрятаться, все они куда-то разбежались, не слышно пения птиц, они тоже улетели. Опустел наш осенний волшебный лес. Стало в лесу грустно и скучно. Хожу и ищу, может кто мне поможет восстановить наш лес, вернуть зверей и птичек. Я так хочу, чтобы лес снова надел свою разноцветную одежду и все жители леса вернулись обратно».
Воспитатель: Ребята, а мы можем чем-нибудь помочь зайцу?
Дети: Да. Мы можем нарисовать красками осенний лес, и все птицы и звери вернутся обратно.
Воспитатель: Да, я тоже так думаю. А каким цветом мы будем раскрашивать листья деревьев?
Дети: Красными, желтыми, оранжевыми. Эти цвета - цвета золотой осени.
Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть, как русские художники изображали осенний лес и передавали характер золотой осени красками. (Рассматривают картину Левитана "Золотая осень".(Слайд 4).
Воспитатель: Какими красками нарисовал художник осень? Какие чувства, какое настроение вызывает эта картина? (легкую грусть, радость, счастье. Почему? (Ответы детей).
Воспитатель: Сегодня, я хочу предложить вам нарисовать осенний лес необычным способом - при помощи капустных листьев, листьев петрушки и гуаши. Посмотрите, как это делаю я.
Воспитатель: (объясняет технику рисования, по ходу рисования составляет мнемотаблицу.) Беру капустный лист и кладу его обратной стороной, где имеются прожилки, на пластиковую тарелку, чтобы не пачкать стол при окраске. Набираю на кисточку коричневую краску и обратную сторону листа, где прожилки, смазываю коричневой краской. Беру аккуратно лист капусты и прикладываю к белому листу бумаги. Сверху нажимаю салфеточкой и осторожно снимаю лист. Отпечаток готов. У меня получилось дерево со стволом и веточками. И так печатаю несколько деревьев. Теперь мне остается одевать мои деревья в разноцветную одежду. Так как в лесу золотя осень, я беру яркие, теплые цвета: желтый, оранжевый, красный. Теперь берём другой капустный лист и закрашиваем его красной (желтой, оранжевой) краской и печатаю. И так на все деревья. Затем я беру листья петрушки и рисую траву, предварительно окунув ее в зелёной гуаши. И у меня получился осенний лес в яркой одежде. Надеюсь, у вас тоже получится.
Воспитатель: Перед работой разомнем наши пальчики, чтобы они стали послушными и умелыми.
Пальчиковая гимнастика «Дружные пальчики» :
"Будем пальчики считать.
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики,
Крепкие, дружные (сжимают и разжимают кулаки,
Все такие нужные".
Воспитатель: Ребята, в процессе работы при необходимости вы можете пользоваться мнемотаблицей с последовательностью выполнения осеннего дерева (на доске).
Самостоятельная работа детей (звучит произведение П. И. Чайковского «Времена года»,«Осень»,педагог оказывает детям индивидуальную помощь).
Воспитатель: Вижу, у всех готов осенний лес. Я предлагаю вывесить все наши рисунки на доску и у нас получится один большой осенний лес. (Слайд 4).
Анализ детских работ.
Воспитатель: Какой получился наш лес? (Каждый рассказывает свои впечатления от рисунка)
Воспитатель: Какое настроение вызывают у вас эти рисунки?
Воспитатель: Получилось у нас передать образ осеннего леса в золотом одеянии?
Дети: Да.
Воспитатель: (читает стихотворение И. Бунина "Лес словно терем расписной. ". Мне кажется, ребята, что это стихотворение очень хорошо отражает настроение, которое создают ваши рисунки,и вселяет в нас радость скорого прихода жителей леса. Вы сегодня все отлично поработали. Спасибо вам.
Воспитатель: Как вы думаете, чего не хватает в нашем лесу, без чего не может быть настоящего леса?
Дети: Не хватает жителей леса.
Воспитатель: Кто же является жителем леса?
Дети: Звери, птицы, насекомые, растения.
Воспитатель: Правильно, надо их возвращать. Предлагаю сначала вернуть зверей. Согласны?
Дети: Да, согласны.
Воспитатель: Посмотрите на экран. Кого вы там видите? (Слайд 4).
Дети: На экране мы видим медведя, зайца, белку, ежа, волка, лису.
Воспитатель: Как можно назвать их одним словом?
Дети: Они - дикие звери.
Воспитатель: Ребята, отправим наших убежавших от ледяного дождя диких зверей к себе домой. Для этого вы мышкой перетащите, пожалуйста, диких зверей в лес.
Компьютерная дидактическая игра «Верните зверей домой». (Слайд 4).
Воспитатель: Почему не отправили в лес собаку, кошку и лошадей?
Дети: Они - домашние животные, они не живут в лесу, они живут рядом с человеком.
Воспитатель: Правильно, ребята. Всех ли зверей мы с вами вернули в лес?
Дети: Да, всех.
Воспитатель: А теперь позволим нашим глазкам немного отдохнуть.
Гимнастика для глаз «Мы листочек увидали.)
Воспитатель: Кого еще не хватает в лесу?
Дети: Птичек.
Воспитатель: А для того, чтобы вернуть птиц в лес, предлагаю собрать их из разрезных картин, назвать и рассказать о них.
Дидактическая игра "Собери картину".
Воспитатель: Как вы думаете, вы справились с заданием?
Дети: Справились, все птицы вернулись в лес.
Воспитатель: Посмотрите, как в лесу стало светло. Запели свои песни птицы (включается фонограмма пения птиц, ходят-бродят по лесу звери, выползли насекомые. Ребята, вы тоже закройте глазки и представьте:
Релаксационное упражнение Мы - друзья природы" :
Ярко светит солнце,
Дует лёгкий осенний ветерок
Мы вдыхаем чистый
Свежий воздух леса.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать всё живое.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы помогли лесному зайцу?
Дети: Да.
На экране появляется заяц с веселой улыбкой.
Заяц: Спасибо, ребята, вы - настоящие друзья.
Воспитатель: Наше путешествие подошло к концу. Нам пора возвращаться обратно в детский сад. А поможет нам в этом наш волшебный ветерок.
Дыхательная гимнастика «Волшебный ветерок».
Вот мы и в садике.
Рефлексия.
Вам понравилось наше путешествие?
Где мы сегодня побывали?
Что делали? (ответы детей).
Воспитатель: Мы сегодня с вами сделали доброе дело: помогли лесу возродиться и помогли вернуться в лес диким зверям и птицам. А теперь улыбнемся друг другу. Ведь когда помогаешь кому – нибудь в беде, становится весело и радостно. Спасибо всем за работу. Вы у меня очень способные и замечательные.