Татьяна Ивановна Холопова
Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии исследования в обучении (по методу Савенкова А. И.)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: через технологию исследовательской деятельности способствовать формированию представлений об окружающем мире (животный мир).
Задачи.
Образовательные:
1. Упражнять в умении использовать имеющиеся знания для решения значимых задач.
4. Упражнять в умении добывать информацию известными путями, через исследования, наблюдения и опыты.
5. Упражнять в умении составлять рассказ из имеющейся и полученной информации с использованием графического наглядного материала.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с использованием технологии исследования в обучении (по методу Савенкова А, И,)» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
1. Развивать умение выделять необходимое из воспринимаемой информации для решения поставленных задач.
2. Способствовать развитию логического мышления, устойчивого внимания, памяти.
3. Развивать познавательную активность и самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы.
4. Развивать коммуникативные навыки, умение выражать свои мысли последовательно, используя в речи распространённые предложения.
Воспитательные:
1. Воспитывать наблюдательность, любознательность.
2. Воспитывать навыки культурного поведения: не перебивать товарища, уметь дослушивать до конца поставленный вопрос.
3. Воспитание активного отношения к собственной деятельности.
4. Воспитание интереса к обучению через исследовательскую деятельность.
Организация детских видов деятельности:
Тип, форма и методы используемые в НОД:
Тип – занятие по проведению исследования с использованием пиктограмм
Методы:
Словесные – беседа, объяснение, пояснение, уточнение, дополнение, указание
Практические – работа с карточками, исследовательский.
Форма - групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная)
Вид детской деятельности: социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, речевая.
Материалы и оборудование: карточки с изображением методов исследования, цветные карандаши, карточки для зарисовок, энциклопедия «В мире животных».
Технологии:
• Технология исследования в обучении
• Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
• Технология обучения в сотрудничестве
Предварительная работа:
• Чтение литературы
• Тренировочные занятия по методике Савенкова.
Ход образовательной деятельности
Вводная часть (мотивационный момент)
Дети стоят свободно перед фланелеграфом или магнитной доской.
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас загадку, послушайте внимательно:
Ну, а это кто в кольчуге
Целый день ползёт к подруге:
Снизу – крыша, сверху – тоже,
На коробочку похожа.
Ни копыт, и ни рогов
Панцирь скроет от врагов!
Путешествует без страха
Кто же это?
Дети: Черепаха!
Воспитатель: Сегодня мы с вами поиграем в исследователей. Наша задача как можно больше получить сведений о черепахе. Но самое главное, получить ответ на вопрос: «Может ли черепаха быть другом человека?»
Сбор материала
Дети стоят свободно перед фланелеграфом или магнитной доской.
Воспитатель приготовил карточки с методами исследования.
Воспитатель: Для того чтобы выполнить это задание, нам надо собрать всю информацию. Вы уже знаете, как можно это сделать, давайте вспомним.
Дети вспоминают методы исследования (вспомнить самому, спросить у специалиста (друга, прочитать в книге, провести опыт, понаблюдать, и выкладывают на доске карточки с изображением методов.
Метод «Подумать»
Дети могут присесть полукругом на стулья или на ковёр.
Двое детей (на выбор или по желанию) сидят за столом и делают зарисовки.
Воспитатель: Первый метод получения информации у нас будет?
Дети: «Подумать самостоятельно и вспомнить, что мы знаем о черепахе»
Воспитатель: Правильно, давайте вспоминать, что нам уже известно о черепахе, а Коля с Ниной, помогут нам зарисовать на карточках информацию.
Дети выставляют карточку с изображением метода.
Дети зарисовывают полученную информацию.
Метод «Спросить у специалиста (друга)»
Воспитатель: Откуда мы ещё можем узнать о черепахе?
Дети: «Можно спросить у специалиста или другого человека!»
Воспитатель:Правильно, давайте спросим у специалиста, я сегодня пригласила в гости Ирину Николаевну, воспитателя из 6 группы, она очень любит животных и много знает о черепахах.
Дети выставляют карточку с изображением метода. Дети задают вопросы (с помощью воспитателя если потребуется).
«Где живут дикие черепахи?»
«А каковы особенности черепах?»
«Сколько лет живут черепахи?»
«Чем питаются черепахи?»
i]Метод «Прочитать в книге»[/i]
Дети сидят на ковре у литературного центра.
Двое детей (на выбор или по желанию) сидят за столом и делают зарисовки.
[Воспитатель: Спасибо Ирине Николаевне за её рассказ, наши запасы информации о черепахе пополнились новыми карточками. Какой же следующий метод мы используем, чтобы ещё больше узнать о черепахе и ответить на наш вопрос?
Дети:«Прочитаем в энциклопедии»
Воспитатель: Правильно, у нас есть энциклопедия «В мире животных», 27 страница которой посвящена черепахам.
Дети выставляют карточку с изображением метода и отвечают на вопросы:
«Какие бывают черепахи?» - наземная и пресноводная
«Что необходимо для содержания черепахи дома?»
«Чем можно кормить черепах?»
«Что нельзя давать есть черепахам?»
«Как узнать, что черепаха голодна?»
Метод «Посмотреть в интернете»
Предложить детям перейти в учебную зону и присесть за столы.
Воспитатель: «Можно ли играть с черепахами? Есть ли правила игры с черепахами?» Ребята, ответа на этот вопрос нет в энциклопедии. Подумайте, как можно узнать на него ответ?
Дети: «Посмотреть в интернете»
Воспитатель открывает ноутбук, в котором стоит закладка на сайт с необходимой информацией или вводит в «поисковик» вопрос.
Дети выставляют карточку с изображением метода.
Далее воспитатель с детьми отвечают на следующие вопрос:
«Как ухаживать за черепахой, чтобы она была здорова?»
Метод «Посмотреть в интернете»
Дети стоят полукругом у террариума с черепахой.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточки с методами, что мы ещё можем сделать?
Дети: «Понаблюдать за черепахой!»
Дети выставляют карточку с изображением метода.
Метод «Провести эксперимент»
Дети стоят свободно в обозначенном воспитателем месте.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам провести опыт. Сначала мы пустим черепаху по гладкому полу, а затем по ковру. Оба передвижения мы с вами засечём по времени, будем использовать песочные часы. Какой путь будет длительней: по полу или по ковру? И почему?
Дети выставляют карточку с изображением метода.
Наблюдают за ходом эксперимента и следят за песочными часами, а затем делают выводы:
По гладкому полу черепаха движется медленней, а по ковру быстрее, так как при передвижении по ковру она цепляется коготками, а по полу скользит.
Воспитатель: Есть ещё один интересный опыт. Спрячем любимый корм черепахи так, чтобы был виден лишь небольшой кусочек и посмотрим, найдёт ли черепаха любимое лакомство? И почему?
Дети: «У черепахи хороший нюх и зрение, поэтому она быстро нашла любимое лакомство!»
Обобщение полученных данных
Дети стоят перед магнитной доской, на которой прикреплены изображения методов исследования.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько карточек мы с вами нарисовали. Давайте вспомним, как называются у исследователей эти карточки?
Дети: «Пиктограммы»
Воспитатель: Теперь нам необходимо наши пиктограммы прикрепить на магнитной доске напротив методов исследования в той последовательности, в какой мы с вами получали информацию.
Дети делятся на подгруппы и поочерёдно прикрепляют карточки напротив методов.
Рефлексия: подведение итоговРассказ воспитанников (доклад)
Дети сидят за столами или свободно на ковре перед магнитной доской.
Воспитатель: Теперь, когда мы с вами собрали всю необходимую для нас информацию, мы можем составить рассказ о черепахе и ответить на вопрос: «Может ли черепаха быть другом человека?» .
Ребёнок (двое детей поочереди) делает доклад.
Дети отвечают на главный вопрос:
«Черепаха дикое животное и свободно живёт в природе, добывает себе корм. Но так же может жить в неволе, приручённая человеком, который за ней ухаживает, любит её. Когда человеку грустно он может поговорить с черепахой, погладить ей. Поэтому черепаха может быть другом человеку»
Литература
1. А. И. Савенков «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников». Ярославль: Педагогический университет «Первое сентября», 2007.
2. А. И. Савенков «Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания». Ярославль: Академия развития, 2003.