Татьяна .Козекаева
Внедрение технологии исследовательской деятельности Савенкова в процесс экологического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
В декабре 2017 года проходила III Всероссийская заочная научно-практическая конференция "Дошкольное образование : опыт, состояние и перспективы" с изданием печатного сборника работ, в которой я приняла участие. Статью мою приняли и опубликовали в сборнике. Был выдан сертификат
У современного ребёнка, который живёт в век научно – технического прогресса, ослабевает интерес к растительному и животному миру, стремление к познанию гармонического взаимодействия общества с природой.
Публикация «Внедрение технологии исследовательской деятельности Савенкова в процесс экологического воспитания дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
А исследовательская деятельность детей является прекрасным средством повышения интереса к природе, и удовлетворяет познавательные потребности ребенка. Так как объекты исследования очень эмоциональны, поэтому всегда вызывают большой интерес у детей.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов предполагает использование новых развивающих педагогических технологий. Это и стало главной причиной внедрения технологии исследования в образовательный процесс.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности. Поэтому, детям предоставляется дополнительная возможность приобщиться к исследовательской работе, как к ведущему способу познания окружающего мира и воспитания экологического сознания маленького человека.
Большую роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность.
Для развития исследовательских навыков детей используются методики "исследовательского обучения" В. Савенкова. Построена данная методика на игровой основе. Используется простое оборудование: стенд с кармашками и карточками для руководства исследовательской работой ребенка.
Исследование в природе формируют любознательность, симпатию, желание помочь, заботиться, ухаживать, любить природу. Оно побуждает детей к самостоятельности, ответственности за живую и неживую природу, за порученное дело, к осознанию смысла значимости своего исследования, т. к. объекты исследования зачастую - это живые существа. Опытно - исследовательская активность способствует становлению субъектной позиции дошкольника в познании окружающего мира.
Исследования через экологическую тропу отличается от других, тем, что процесс исследования строится на основе непринуждённого усвоения информации (не на подготовленном заранее материале) и норм поведения непосредственно в природном окружении.
Исследовательскую деятельность на экологической тропе позволяет детям дошкольного возраста :
- наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе;
- изучать живые объекты в их естественном природном окружении;
- получить навыки простейших экологических исследований;
- понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.
Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
В этот период ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.
И если в этом возрасте не сделано, то ребёнку трудно будет привить основы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
По мнению академика Н. Н. Поддъякова в деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий на окружающие его предмет и явления с целью более полного их познания и освоения. В ходе экспериментальной работы создаются ситуации, которые ребенок решает посредствам проведения опыта и, анализируя, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевая представлением о том или ином законе или явлении.
Для экологического развития была поставлена цель:
- Создание условий для развития системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка - дошкольника через исследовательскую деятельность на экологической тропе.
Для достижения цели мной были поставлены следующие задачи:
1. Способствовать развитию исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира (умению выдвигать гипотезы, делать выводы
2. Способствовать развитию элементарных представлений о взаимосвязи и взаимодействиях живых организмов со средой обитания;
3. Способствовать развитию умения выделять характерные особенности внешнего вида растений, птиц, способов питания, приспособления; бережного отношения к природе.
1. Разработать перспективный план по развитию исследовательской деятельности на экологической тропе;
2. Пополнить развивающую предметно – пространственную среду на участке детского сада (создание новых точек на экотропе) и в группе.
3. Содействовать повышению уровня экологической культуры родителей.
Ведущая педагогическая идея:
Исследовательская деятельность может являться эффективным средством экологического воспитания старших дошкольников при условии :
- систематического проведения экскурсий, наблюдений, опытов на экологической тропе;
- прослеживания в интеграции с другими областями.
Основой моей работы стал деятельностный метод, который делает ребёнка активным участником. Все наблюдения и эксперименты обязательно доводятся до логического конца. Дети ясно видят их результаты. Выстраивают гипотезы о том, что получилось, а что нет.
Все наблюдения и эксперименты обязательно доводятся до логического конца. Дети ясно видят их результаты. Выстраивают гипотезы о том, что получилось, а что нет.
В практической работе с детьми для реализации поставленной мной цели эколого – исследовательскую работу распределила по двум направлениям:
Живая природа (многообразие живых организмов, их приспособление к окружающей среде);
Сюда входят видовые точки: «Берёза», «Муравейник»,
«Цветник», «Лекарственные травы», «Огород»(гиперссылка);
Неживая природа (воздух, почва, вода, свет) - «Метеостанция» (гиперссылка)
В своей работе с детьми я придерживалась следующих принципов:
- сознательности и активности, основанной на осознанном включении детей в исследовательскую деятельность;
- систематичности и последовательности
- индивидуальности и вариативности;
- наглядности;
- доступности;
- интеграции.
Для проведения исследовательской деятельности на экотропе я использую такие методы и формы работы с детьми:
- многоразовые наблюдения объектов природы и явлений на экотропе;
- целевые прогулки и экскурсии;
- опыты, эксперименты;
-- обсуждать увиденное;
- осуществлять различные виды деятельности : уход за обитателями зоны
природы, общения с ними, моделирование явлений природы;
- отражать впечатления природы в разных формах художественной и игровой деятельности;
- праздники, развлечения;
- чтение книг, рассматривание иллюстраций;
Анализируя свою деятельность, могу сказать, что исследовательская деятельность на экологической тропе даёт большие возможности для развития мышления, памяти, речи, формирование чувства близости к природе, сопереживания живым организмам, желание их беречь, сохранять и преумножать.
Литература:
Венгер Н. Поддъяков, А. Запорожец «Теоретическое обоснование экологического воспитания и доступности наглядно – образного мышления»
Дыбиной О. В. «Ребёнок в мире поиска, «Неизведанное рядом»
Залкинд Э. И., Веретенникова А. С., Сизенко– Казанец З. Д., Виноградова Н. Ф. «Методы познания окружающего мира»
Каменский Я. А. «Великая дидактика»
Марченко Л. И., Рыжова Н. А., Смирнова В. В., Балуева Н. И., Парфенова Г. М. «Организация работы на экологической тропе
Николаевой С. Н. «Юный эколог»
Рыжовой Е. «Наш дом – природа»
Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в д /саду»