Ирина Липухина
Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы общеразвивающей направленности «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Непрерывная образовательная деятельность по познавательному развитию с детьми старшей группы общеразвивающей направленности
Тема: «Хлеб – всему голова»
Автор: Липухина Ирина Владимировна, МКДОУ ДС ОВ № 34, Приморский край, с. Вольно-Надеждинское.
Цель: обобщить знания детей о том, что хлеб – это ценный продукт, получение которого требует большого труда, систематизировать представления о процессе выращивания хлеба.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию с детьми старшей группы общеразвивающей направленности „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2016
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие.
Задачи.
Образовательные: закрепить представления детей о последовательности производства хлеба, название профессий и техники, которые трудятся над созданием хлеба; умение составлять предложения, правильно сочетая слова по смыслу.
Развивающие : развивать выразительность речи, память, внимание, способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные: воспитывать уважение к труду хлебороба, бережное отношение к хлебу.
Словарная работа: хлебороб, колос, зерно, комбайн, элеватор, пшеница.
Предварительная работа: разучивание стихов и песен о хлебе; отгадывание загадок; рассматривание колосков; объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе; изготовление альбома «Хлебобулочные изделия»; рассматривание иллюстраций на тему «Как выращивали хлеб наши предки»; дидактическая игра «Откуда хлеб пришёл?»; чтение С. Дрожжин «Каравай»,
М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Н. Семёнов «Хлебущко»; рисование рисунков по теме.
Предполагаемый результат: в ходе НОД дети смогут повысить свою познавательную активность, повысят свои знания о процессе выращивания хлеба; развитие речи и мыслительных операций; получат положительный опыт коллективного взаимодействия.
Используемое оборудование: зёрна пшеницы, иллюстрации и картины процесса выращивания хлеба, каравай, белый и чёрный хлеб, фартуки, салфетки, доски, тесто, мука, сюжетные картинки «Откуда хлеб пришёл?».
Предпосылки УУД: умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя; высказывать своё мнение, участвовать в совместной деятельности.
Педагогические технологии: игровая, личностно-ориентированная
Ход НОД:
Воспитатель:
Рос сперва на воле, в поле,
Летом цвел и колосился.
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто.
В магазине занял место…
Вырос он под синим небом,
И пришёл на стол он (хлебом)
Воспитатель: Да, дети, сегодня мы будем беседовать о хлебе, о самом главном и дорогом продукте для человека.
(входит ребенок, вносит хлеб на рушнике).
«Вот он хлебушко душистый,
C хрупкой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой. (ставит на стол)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете где мы взяли хлеб? (купили в магазине)
- А для чего нужен хлеб человеку (кушать)
- Верно! Хлеб- главная еда, ценный продукт. Ведь не зря говорится :
- Без соли невкусно, без хлеба не сытно.
- Без печки холодно, а без хлеба голодно.
- А из чего пекут хлеб? (из муки)
- А мука из чего получается? (из пшеницы)
- Посмотрите на зёрна пшеницы. На что они похожи?
Какие они по форме? (рассуждения детей)
А живут эти зёрна в колосках, у каждого зернышка свой домик.
- Ребята, чтобы на нашем столе всегда был свежий душистый хлеб с хрустящей корочкой, трудятся люди разных профессий.
Хлеб ржаной, батоны, булки.
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
- Давайте посмотрим (выставляются картины) и вспомним, прежде чем посеять зерна пшеницы,что надо сделать? (вспахать землю)
- Чем пашут землю? (трактором)
- Кто управляет трактором? (тракторист)
-Посеяли пшеницу. Теперь, чтобы она взошла и хорошо росла, что необходимо? (свет, тепло, влага)
Воспитатель:
Чтобы крепким был росток,
Наливался колосок,
Должен он расти в землице,
Дождевую пить водицу,
Греться солнечным теплом.
Обдуваться ветерком.
-Пшеница созрела и тут в поле выходит (показ картины)
Какая машина? (комбайн)
-Кто управляет комбайном? (комбайнёр)
-Комбайн срезает колоски, вытряхивает зёрнышки из домиков и оно по желобу (показ на картине)
Ссыпается в машину (кузов). Оно еще влажное. Его надо просеять и просушить. Водитель везет его куда, как вы думаете? (на элеватор)
- Правильно, его везут на элеватор, где она хранится.
В элеваторе для нас
Хлеб хранится про запас.
Здесь ему тепло, удобно.
Сможет он как будто дома -
Сколько нужно отдохнуть,
И опять собраться в путь.
- Отсюда уже зерна везут на мельницу, его перемалывают очень мелко и получается мука. (дети рассматривают муку, трогают, пересыпают)
-A кто знает куда отправляется мука дальше? (на хлебозавод)
-И здесь на хлебозаводе из муки пекут всевозможные хлебобулочные изделия.
-Давайте вспомним, что можно приготовить из муки (дети перечисляют и выставляют иллюстрации).
Физ. минутка. «В землю зёрнышко попало».
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал.
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Откуда хлеб пришёл?» (дети выкладывают из карточек цепочку – как хлеб попал на стол).
Воспитатель: A теперь послушайте загадку.
Отгадать легко и быстро
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый.
А бывает подгорелый. Что это? (хлеб)
Скажите, а кто из вас, ребята, какой хлеб любит? (ответы детей)
И сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай на вкус» (дети с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый он или черный)
- Молодцы, хорошо знаете вкус белого и черного хлеба.
А если, ребята, зерно размолоть покрупнее получается крупа, из неё варим мы кашу (рассматривают, трогают)
Из риса какая получается каша (рисовая)
Из овса (овсяная)
Из гречихи (гречневая)
А сейчас мы с вами внимательно послушаем стихотворение:
Ведь не сразу стали зерна,
Хлебом тем, что на столе.
Люди долго и упорно,
Потрудились на земле.
Воспитатель. Чтобы на нашем столе был всегда хлеб, трудятся много людей.
Как можно назвать хлеборобов, какие они люди? (трудолюбивые, добрые, смелые, заботливые).
-Ребята, но самый вкусный хлеб получается, когда печёшь его своими руками. Ваши мамы и бабушки пекли вам что-нибудь? И, вы, помогали им? А вы хотите поработать пекарями? Давайте испечем сами пирожки да булочки (дети надевают фартуки, моют руки, работают с тестом). А испечь наши булочки мы можем только на кухне, вот туда мы их и отнесём. И к обеду у нас с вами будут румяные булочки, приготовленные вашими руками.
Очень много пословиц и поговорок сочинил народ о хлебе. Давайте вспомним их (дети читают)
-Пока есть хлеб да вода – не беда.
-Худ обед, коли хлеба нет.
-Без соли невкусно, а без хлеба несытно.
-Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.
-Кто без устали работает, тот без хлеба не бывает.
-Не трудиться – хлеба не добиться.
-Не в пору обед, как хлеба дома нет.
Скажите, ребята, а как надо относится к хлебу? (дети высказывают своё мнение)
А закончим мы наше путешествие песней «Золотое зёрнышко» (слова П. Синявского, музыка Ю. Чичкова).