Мария Андреевна Ходарева
«Звуки [Л] — [Л’], буква «Л». Конспект группового логопедического занятия для детей с ТНР подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и активизация словаря по теме «Посуда».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
• уточнять и расширять знания детей о посуде;
• пополнять, расширять, активизировать словарный запас детей по теме «Посуда»;
• совершенствовать лексико-грамматический строй речи при словообразовании и словоизменении;
• упражнять в образовании новых слов;
• закреплять акустико-артикуляционную характеристику звуков [л’], [j];
• совершенствовать навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
• закреплять знания об изученных буквах;
• закреплять навык чтения слогов, слов, предложений с данными буквам;
Коррекционно-развивающие:
• закреплять навык деления слов на слоги
• развивать координацию движений с речью;
• развивать связную речь;
• развивать зрительное восприятие;
• развивать память, внимание, мышление.
Воспитательные:
• формировать у детей чувство коллективизма, готовность прийти на помощь;
• воспитывать культуру речевого общения детей друг с другом и педагогом;
• формировать навыки самостоятельности, активности.
Оборудование: индивидуальные зеркала, раздаточный материал, предметные картинки, магнитная доска, мячи колючие, цветные карандаши, посуда из разного материала (металлическая, деревянная, пластмассовая, фарфоровая, чёрно-белые контуры посуды для штрихования.
Ход занятия:
I. Организационный момент
- Ребята, на улице зима, за окном ласковое солнышко появляется совсем редко! А так хочется хорошего солнечного настроения! Правда? Давайте мы все сейчас поделимся друг с другом этим хорошим настроением! Положите руки на плечи своим соседям справа и слева. А теперь здороваясь со своим соседом справа, назовите его ласково по имени.
1. Введение в тему занятия
- Сегодня утром мне пришло письмо. Оказалось, что оно от Федоры из сказки «Федорино горе». Она просит нас с вами о помощи. Вот, послушайте, что она пишет.
«Здравствуйте, дорогие мои ребятки! Случилась у меня большая неприятность. Не следила я за своей посудой, песочком не чистила, кипяточком не обливала, чистым полотенцем не обтирала и на полочки её не раскладывала. Обиделась посуда на меня неряху и сбежала! И теперь не могу я ни чаю попить, ни супа или котлет отведать, ни компота ягодного сварить. Ребятки, дорогие! Пожалуйста, помогите мне, Федоре, посуду любимую найти и вернуть домой, самой мне никак не справиться! Бабушка Федора».
- Ребята, вы поняли, что случилось у Федоры? Почему посуда от неё сбежала? Поможем ей? Тогда нам нужно отправляться в путь. Пойдём мы с вами по волшебной тропинке с заданиями.
II. Основная часть
1. Отгадывание загадок.
- Вот мы и добрались с вами до первого задания. Здесь нас ждут загадки, если отгадаем, то узнаем, какая посуда сбежала от Федоры.
Если б не было ее
Было б кушать тяжело.
Некуда и суп налить
И котлетку положить.
(Тарелка) На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса…
(Вилка)
По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.
(Ложка) Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится —
Пригласит чайку напиться.
(Чайник)
- Отлично, с загадками справились, идём дальше.
2. Совершенствование грамматического строя речи (образование новых существительных).
- Ребята, посмотрите, это кот, у которого всё наоборот. В доме у него всё перепутано. Кот решил, что сахар нужно насыпать в супницу, суп наливать в хлебницу, хлеб класть в солонку, соль насыпать в конфетницу, конфеты хранить в сахарнице, а сливочное масло класть в перечницу. Исправьте кота, пожалуйста.
* Дети раскладывают картинки в нужном порядке и отвечают полными предложениями, что где хранится.
3. Физминутка
Раз, два – все вставайте,
Три, четыре – приседайте,
Пять, шесть – повернись,
Семь, восемь – улыбнись,
Девять, десять – не зевай,
Свое место занимай.
4. Развитие слухового внимания.
- Ребята, вы же знаете, что посуда сделана из разных материалов. Скажите, пожалуйста, если посуда из металла, то она какая? Из дерева, пластмассы, стекла, фарфора? Правильно! А каждый материал и звучит по-разному.
- Посмотрите, по тропинке гуляет посуда парами, задевают они друг друга боками. Наша с вами задача – с закрытыми глазами догаться по звуку, какая пара прошла по тропинке.
*Дети отворачиваются. Логопед издаёт звук разной посудой (деревянные ложки, пластиковые тарелки, металлические вилки, фарфоровые чашки). Дети полными предложениями отвечают, какая посуда гремит.
5. Знакомство со звуками.
- Ребята, я предлагаю вам пропеть веселые песенки-чистоговорки. Сначала вы внимательно меня слушаете, затем повторяете за мной:
Аль-аль-аль-ай-ай-ай
оль-оль-оль-ой-ой-ой
иль-иль-иль-ий-ий-ий
эль-эль-эль-эй-эй-эй
- Молодцы! Ребята, скажите, пожалуйста, какие звуки встречались в песенках-чистоговорках чаще других.
- Это звуки [л’], [j].
- Сегодня на занятии мы снова будем вспоминать правильное произношение этих звуков, их характеристику и обозначение; будем учиться различать звуки [л’], [j], вспомним их символы.
6. Характеристика звуков и их артикуляция.
- Давайте вспомним артикуляцию звука [л’]:
— губки слегка в улыбке; зубки сближены; узкий кончик языка поднят за верхние зубки к бугорочкам; горлышко «работает, звенит».
- Звука [j]: губки слегка в улыбке; зубки сближены; кончик языка за нижними зубками, спинка приподнята к твердому небу; горлышко «работает, звенит».
- А теперь дадим характеристику звукам:
Звук [л’] - согласный, мягкий, звонкий.
Звук [j] - согласный, мягкий, звонкий.
- А как же мы будем обозначать эти звуки? Правильно, эти звуки обозначаются зеленым цветом.
7. Звуковой анализ слова.
- Молодцы! А теперь ребята, положите перед собой карточки, которые лежат у вас на столах. Составьте слово.
- Это лейка.
- Как вы думаете, что вам необходимо выполнить?
Дети выполняют звуковой анализ слова ЛЕЙКА.
8. Буква «Л».
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение о буквах и угадайте их:
Она уставилась на цаплю:
«Мы похожи как две капли:
Ноги длинные у цапли,
Как у этой буквы, не так ли?»
О. Гофман
- Это буква «Л» (выставляется демонстрационная карточка)
- Положите перед собой картинки. которые лежат на столах, внимательно их рассмотрите, найдите буквы Л, Й среди разных предметов и заштрихуйте их карандашом зеленого цвета.
9. Слоговой анализ слов, развитие мелкой моторики.
- Посмотрите, ребята, у каждого из вас есть изображение посуды. Какое?
* Каждый ребёнок говорит, какой предмет посуды у него на картинке.
- Очень скучно выглядит эта посуда, надо бы её украсить, заштриховав разными цветами. А чтобы узнать кому, какой цвет достанется, нужно определить, сколько слогов в названии вашего предмета посуды.
*Дети определяют количество слогов в названии своего предмета и берут карандаш из стаканчика с нужным номером. Слова: нож, кастрюля, сахарница, половник, чайник, кружка.
III. Итог занятия
- Ребята, смотрите, вот же она посуда Федоры! Нашли мы её. Давайте мы сложим её в коробочку и отправим посылкой Федоре.
- Нужно Федоре дать советы, как обращаться с посудой, чтобы больше она не сбегала от неё. Расскажите, что нужно делать?
- Ну что, ребята, справились мы со всеми заданиями. Скажите, что мы помогли вернуть Федоре? Какую посуду, перечислите. Что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?