МААМ-картинки

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в музей природы. Осень». Окружающий мир. Подготовительная группа

Мастренко Елена Петровна
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в музей природы. Осень». Окружающий мир. Подготовительная группа

Цель: познакомить детей с особенностями осеннего периода в природе, помочь увидеть в осенних природных явлениях знакомые стихии: ВОДУ, ЗЕМЛЮ, ВОЗДУХ, ОГОНЬ; воспитывать внимательность, чуткость, наблюдательность.

Ход занятия

I. Организационный момент. Создание эмоционального настроя.

Интересная игра сегодня у нас,

К ней готовился каждый из вас.

Собирайся, детвора –

Путешествовать пора!

II. Основная часть занятия.

1. Вводная часть.

Ребенок читает стихотворение:

Ветерок с березой шепчется,

На траве блестит роса.

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие в музей природы, Осень“, Окружающий мир, Подготовительная группа» размещена в разделах

Нам с тобой земля-волшебница

Снова дарит чудеса.

Миллион чудес загадочных

Мы встречаем каждый час,

Словно самый добрый сказочник

Сочиняет их для нас.

П. Синявский

Воспитатель: Сегодня у нас с Вами необычное занятие. Почему? Потому что мы отправляемся в музей Природы.

- Что такое музей? (Место, где хранятся важные вещи, предметы)

- Как Вы думаете, что может храниться в музее природы? (Чистый воздух, красота земли, тепло огня, прохлада воды.

- Кому будет интересно в музее Природы? Кто сможет удивиться богатству этого музея? (Это могут сделать только внимательные, чуткие ребята).

А у нас все ребята именно такие, а значит – в дорогу!

2. Осенний воздух.

Воспитатель: - Нам с вами посчастливилось жить на очень красивой планете: каждое из времен года украшает её своими красками, наполняет особенными звуками и запахами.

Узнавать природу и любоваться ею – сложное занятие. Поэтому сегодня мы рассмотрим экспонаты только одного зала музея Природы – зала Осени. А что такое экспонат, Вы знаете? (Это выставленные в залах музеев предметы для знакомства с ними).

- Какие осенние месяцы Вы знаете? (Дети вспоминают названия осенних месяцев)

Давайте послушаем стихотворение, посвященное осенним месяцам. Догадайтесь, о каком из месяцев осени идет речь в каждом четверостишии?

СЕНТЯБРЬ (В сентябре желтеют листья, улетают птицы)

Пусто в домике стрижа –

Улетел, бедовый,

И, как зонтик, у ежа

Желтый лист кленовый.

В. Степанов

ОКТЯБРЬ (В октябре начинаются холода, идут дожди, на небе плывут тяжелые тучи)

Вяжет сети паучок,

Гонит тучи ветер.

Загрустил бурундучок

О прошедшем лете.

В. Степанов

НОЯБРЬ (В ноябре наступают морозы, все покрывается инеем, скоро зима)

В инее ложбина,

В огоньках рябина.

Дятел клювом бьет –

Зиму в гости ждет.

В. Степанов

- Молодцы, ребята! Справились с заданием, все осенние месяцы Вы назвали. А теперь давайте помолчим: прислушаемся к Осени. Какие звуки слышны? Чем наполнен осенний воздух (Дети называют звуки, характерные для осенней природы : шелест падающих листьев, клекот улетающих журавлей, шум унылого осеннего дождя.

Если это задание вызывает трудности, воспитатель может упростить его: детям зачитываются строки стихотворений об осени, прослушав которые, ребята называют изображенные звуки.

1. Золотая и немая, Затаилась тишина.

Песням спрятанным внимая, Я иду, как в чарах сна.

Листья тихо улетают

С засыхающих ветвей

И на землю оседают,

Красотой пленя своей.

Н. Минский

В этих строках слышны звуки Осени : тишина, шелест листьев в воздухе, тихие «спрятанные» песни.

2. ЛИСТОПАД

Листопад, листопад,

Листья желтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат,

Скоро голый будет сад.

Дети могут здесь «услышать» шорох, шуршание листьев под ногами.

3. ЛАСТОЧКА

Мой сад с каждым днем увядает:

Помят он, поломан и пуст,

Хоть пышно еще доцветает

Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает

И солнца осеннего блеск,

И лист, что с березы спадает,

И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу –

Пусто гнездо под окном:

В нем ласточек речи не слышу,

Солома обветрилась в нем…

К уже «услышанным» звукам прибавляется «поздний кузнечиков треск».

Воспитатель: Молодцы, ребята: все осенние звуки мы с вами услышали!

- А кто может объяснить, почему осенью опустело гнездо ласточек? (Ласточки на зиму улетают)

- Почему ласточкам пришлось покинуть родные края? Ведь осенняя природа так красива! (Они улетают от холодов в теплые края)

- Какими словами можно охарактеризовать осенний воздух? (Холодный, сырой, зябкий, туманный).

Воспитатель: Какие «студеные» слова для описания осеннего воздуха вы подобрали! Совсем холодно стало! Самое время провести физкультминутку, чтобы согреться и не заболеть.

Ребенок: Я здоровье берегу,

Сам себе я помогу!

Физкультминутка

Упражнение «Собери осенние листья».

Дует, дует ветер,

(Дети дуют, имитируя вой ветра, покачиваясь туловищем вправо-влево)

Дует, задувает,

Желтые листочки

С дерева срывает.

И летят листочки

С ветки на дорожки,

(Движение руками сверху вниз)

И бегут по листьям

Маленькие ножки.

(Легкий бег на месте)

Мы с тобой гулять пойдем

(Шаг на месте)

И листочки соберем.

(Присаживаясь, наклоняются, собирая листочки)

3. Осенняя земля.

Воспитатель: Согрелись? Молодцы! И листочков осенних много собрали. Вон их сколько в музее природы собрано.

- Рассмотрите, каким покрывалом укрыта осенняя земля. Попробуйте описать его. (дети высказываются по данной теме)

4. Игра «От какого дерева веточка?»

Описание. Педагог показывает ветку от какого-либо дерева, а дети должны показать листья, принадлежащие этому дереву, и назвать его. Если дети допускают ошибки в ответах, воспитатель объясняет различия в форме, строении и принадлежности листьев.

После демонстрации ветвей (листочков) лиственных пород воспитатель показывает детям ветвь сосны или ели.

- Чем эти растения отличаются от всех остальных (Они зеленые круглый год)

Это очень интересный экспонат музея природы. Сейчас мы проверим, хорошо ли Вы знакомы с этими породами.

Умеете ли Вы различать ель и сосну по веточкам? Какую веточку я сейчас держу в руке? А это чья веточка? (По очереди поднимает веточки сосны и ели.)

- Посмотрите и ответьте, какая шишка у меня в правой руке, а какая – в левой? (Дети называют, однако обнаруживается, что не все успешно справляются с этим заданием).

Видите, вы еще не умеете безошибочно отличить ель от сосны по веточкам и шишкам. Сегодня мы с вами научимся это делать.

5. Сравнение ели и сосны по листочкам (хвоинкам) и шишкам.

По предложению воспитателя дети внимательно рассматривают листочки (хвоинки) ели и сосны и сравнивают их.

Вопросы и задания:

- Одинаковой ли длины листочки (хвоинки) ели и сосны? Если нет, то чьи хвоинки длиннее, а чьи – короче?

- Каковы хвоинки по форме? (У ели – четырехгранные остроконечные листочки, у сосны – с одной стороны выпуклые, а с другой – плоские)

- Помните хвоинки пальчиками. Какие хвоинки жестче?

- Какого цвета листочки ели и сосны? (Зеленого, но у сосны намного светлее, чем у ели).

- Как расположены листочки на ветке? (У ели поодиночке, у сосны – попарно)

- Сравните шишки по длине и толщине. (У ели шишка длиннее и тоньше, чем у сосны)

- Какого они цвета (Коричневы и бурые)

6. Осенняя вода.

Воспитатель читает стихотворение.

ПОЗДНЯЯ ОСЕНЬ

У берега несмело

Ложится тонкий лед.

Печально туча серая

По дну пруда плывет.

Суровой дышит осенью

Прозрачная вода.

Деревья листья сбросили,

Встречая холода.

Г. Ладонщиков

- Кто может сказать, какая осенью вода в реке, в озере? Вам хочется в ней купаться? Какими словами вы можете описать осеннюю воду? (холодная, серая, зябкая, неприветливая)

- Только ли в речке осенью мы можем увидеть воду?

Послушайте стихотворение, может быть, в нем мы найдем ответ:

Кружатся листочки.

Дождик моросит,

А вдали рябина

Пурпуром горит.

Капнет в лужу капля –

Вот и брызг фонтан!

Липа уронила

Желтый сарафан.

Листьями укрыты

Белые грибы,

Дождиком облиты,

Будут ждать зимы.

А. Бордей

- Кто услышал, в каком виде встречается нам осенью вода? (В виде дождя).

- Что нам нужно, когда идет дождь? Найдите ответ в стихотворении:

Осенью идут дожди,

Доставай скорей зонты…

Зонтики цветные –

Красивые такие!

В руки зонтики возьмем,

Под дождем гулять пойдем!

(Дети отвечают, что во время дождя нужен зонтик).

Воспитатель: Да, под зонтиком нам не страшен никакой, даже сильный осенний дождик. Хотя в музее природы любая погода хороша. И наша экскурсия в этот музей приходит к концу. Лишь одна стихия природы осталась сегодня без внимания. Какая? (Огонь).

- Подумайте, почему очень часто поэты и писатели вместе со словом «осень» говорят слова: пожар, огонь, листья горят. (Разноцветные листья на деревьях создают ощущение того, что лес светится, горит).

III. Творческая работа.

Воспитатель: В каждом музее есть книга отзывов, где посетители оставляют запись о том, что им понравилось, а что – нет. Предлагаю Вам оставить такую запись. Только выполните вы ее при помощи красок и своих ладошек. Давайте вместе создадим картину горящего пурпурного осеннего леса.

(Детям предлагается лист ватмана, на котором будет создана коллективная картина. Ребята обмакивают ладошки в разные краски и оставляют свои отпечатки на бумаге. Задача воспитателя состоит в том, чтобы все используемые цвета были объяснены. В итоге – картина красок осени.)

IV. Заключительная часть.

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша экскурсия в музей природы. Мы познакомились с экспонатами осеннего зала, оставили свой отзыв об этой экскурсии.

Что ж, дорогие ребята, до новых встреч в музее природы.

Публикации по теме:

Интегрированная НОД по познавательному развитию «Снегири прилетели» (подготовительная группа)Интегрированная НОД по познавательному развитию «Снегири прилетели» (подготовительная группа) Интегрированное НОД по познавательному развитию на тему "Снегири прилетели" (подготовительная группа) Задачи 1. Уточнить представления.

Итоговое занятие «Путешествие в Цветочный город» по познавательному и художественно-эстетическому развитию (старшая группа)Итоговое занятие «Путешествие в Цветочный город» по познавательному и художественно-эстетическому развитию (старшая группа) Цель: Выявить и закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Задачи: Образовательные: - закрепить знание детей о стране,.

Конспект НОД по познавательному развитию «Птичьи гнезда» (подготовительная группа)Конспект НОД по познавательному развитию «Птичьи гнезда» (подготовительная группа) Цель: Закрепление у детей знаний о жизни птиц и заботе о них. Задачи: 1. Уточнить и обобщить у детей представления о птицах; 2. Закрепить.

Конспект НОД по познавательному развитию «Полезные и вредные продукты питания» (подготовительная к школе группа)Конспект НОД по познавательному развитию «Полезные и вредные продукты питания» (подготовительная к школе группа) Разработал (а): студент (ка) ГБПОУ РО "Волгодонский педагогический колледж" Бондарева Елена I. Содержательно-целевой компонент: Цель:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по городу Королеву» (старшая группа)Конспект НОД по познавательному развитию «Виртуальное путешествие по городу Королеву» (старшая группа) Цель:продолжать формировать представления детей о родном городе, его достопримечательностях. Задачи:• продолжать знакомить с историей возникновения.

Конспект ОД по познавательному развитию «Человек — часть природы» в старшей группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа)Конспект ООД по познавательному развитию «Почему опадают листья» (подготовительная группа) ЦЕЛЬ: способствовать расширению знаний детей о явлениях живой и неживой природы. Задачи: Образовательные: • исследовать строение листа.

Конспект ОД по познавательному развитию «Загадки природы» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному.

Конспект занятия по познавательному развитию «У природы нет плохой погоды». Конспект занятия по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста. Тема: «У природы нет плохой погоды». 13 мая 2016 года.

Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа)Конспект занятия по познавательному развитию «Весна, перелётные птицы» (подготовительная группа) Цель: Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны, представлений о перелётных птицах. Задачи: 1. Закрепить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в музей природы. Осень». Окружающий мир. Подготовительная группа
Опубликовано: 26 апреля 2022 в 12:09
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в музей природы. Осень». Окружающий мир. Подготовительная группа» (включая файлы) размещена пользователем Мастренко Елена Петровна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 ноября. Синичкин день. Папка-передвижка

В старину говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает». В народном календаре 12 ноября значится как день памяти православного святого Зиновия Синичника или Синичкин день.

7 ноября. День осеннего здоровья. Передвижка «Ребенок часто болеет»

Что нужно делать для того, чтобы ребенок реже болел в детском саду?


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД