Лариса Скворцова
Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей логопедической группе «Хлеб всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД ФЦКМ для детей старшей логопедической группы :
«Хлеб - всему голова»
Цель: создание социальной ситуации развития детей посредством расширения представлений детей о хлебе.
Задачи:
• Способствовать расширению и закреплению представлений о хлебе, о труде хлеборобов.
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию (ФЦКМ) в старшей логопедической группе „Хлеб всему голова“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2017
• Способствовать уточнению, расширению и активизации словаря по теме: хлеб, пшеница, рожь, хлебороб, мука, комбайн.
• Создать условия для развития памяти, внимания, мышления, диалогической речи, зрительного внимания.
• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, инициативности.
Материал: рассказ Я. Тайца «Все здесь», квадраты черного, зеленого, желтого цветов, колоски, картина «Золотая рожь», шкатулка, круги голубого, желтого, белого, красного, синего, зеленого цвета, мяч.
Ход НОД:
• Мотивация.
- Ребята, как называется страна, в которой мы живем? Какие слова вы можете сказать о России? Какая она? (Ответы детей.)
Воспитатель читает стихотворение:
Глубоки у нас моря, Широки у нас поля
Изобильная, родная щедрая моя земля!
-Ребята, а что значит щедрая земля ( Дети: Земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав)
-Верно, и все эти богатства земля дарит людям. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своей щедростью. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник? О нем даже говорили, что он всему голова. (Дети предполагают).
• Основная часть.
- Я хочу рассказать вам о моей знакомой девочке. Хотите послушать? Присаживайтесь поудобнее. Девочку зовут Надя и у нее есть бабушка. Однажды с ней произошла такая история.
Воспитатель читает рассказ Я. Тайца «Все здесь».
Надя с бабушкой пошли в поле. Колосьев на нем видимо-невидимо. И все немножко усатые. Надя спросила:
— Бабушка, а тут что растет?
— Хлеб, внученька.
— Хлеб? А булки где?
— И булки здесь, внученька.
— А баранки?
— И баранки здесь.
— А пряники?
— И пряники здесь. Все здесь, внученька.
Надя смотрит на усатые колосья. Хочет угадать: где тут хлеб, где булки, а где пряники?
- А вы поняли что растет в поле? (рожь и пшеница)
- А для чего их выращивают? (ответы)
- Как думаете легко ли получить хлеб? (ОТВЕТЫ)
-Расскажите, что вы помните о том, как выращивают хлеб? А помогут вам цветные квадратики. Черный (или коричневый) квадрат обозначает вспаханное поле. Как вы думаете, что обозначает зеленый квадрат? (Появление зеленых ростков.) А кто догадался, что обозначает желтый квадрат? (Созревшую рожь или пшеницу)
- А теперь разложите квадратики так, как проходят работы в поле, и расскажите, что люди делают весной, летом, осенью. (Дети с помощью наводящих вопросов воспитателя вспоминают последовательность полевых работ).
- Чтобы получить муку для выпечки разных изделий, нужно вырастать много ржи и пшеницы. У вас на подносах, на столах лежат колоски. Рассмотрите их внимательно. (Дети рассматривают зерна.)
- Посмотрите, все ли одинаковые? (Ответы детей.) На одном подносе лежат зерна пшеницы, а на другом -зерна ржи. Зерна пшеницы круглые. Покажите их. (Дети берут в руки зерна пшеницы.) А зерна ржи - длинные. Возьмите их в руки. (Дети берут в руки зерна ржи) Рожь и пшеница - хлебные растения, они растут в поле, из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлебобуболочные изделия.
-Есть люди, которые ухаживают за землей, лелеют ее, удобряют, рыхлят, поливают. Кто эти люди? Назовите их профессии. ( Дети: Это садоводы, огородники, овощеводы.)
- А еще есть — хлеборобы. Это люди, которые выращивают и убирают урожай хлеба.
Сегодня моя знакомая девочка Надя из рассказа, который я вам читала, прислала нам свой рисунок и написала, что он называется «Золотая рожь».
Педагог помещает на мольберт картину и организует беседу.
Рассмотрите картину. А описать ее нам поможет чудесная шкатулка. Разноцветные кругии будут обозначать какой-нибудь предмет или явление природы. Мы будем ставить круги на наборное полотно. Выберите из шкатулки такие круги, которые помогут нам рассказать о погоде.
К шкатулке педагог вызывает 3х детей. Они выбирают кружки желтого, голубого и белого цвета.
- Скажите, почему вы выбрали эти кружочки, и постарайтесь красиво рассказать о том, какая стоит погода?
1й ребенок (держит в руках кружок желтого цвета). Летнее солнышко очень яркое, теплое. Оно освещает все вокруг и греет своими лучами землю, колоски и людей на поле.
2й ребенок (держит в руках кружок голубого цвета). Небо чистое, ясное, голубое, бескрайнее.
3й ребенок (держит в руках кружок белого цвета). По небу плывут легкие белые облака. Стоит ясная, тихая, безветренная погода.
Дети ставят круги на наборное полотно.
- Посмотрите внимательно на картину и подумайте, почему Надя назвала ее «Золотая рожь»?
Дети. На картине нарисовано поле ржи. Рожь созрела, она желтая, кажется золотой.
-Правильно. А что вы можете сказать о поле? Какое оно?
Дети. Большое, широкое, привольное, раздольное.
-Сравните хлебное поле с морем. Чем они похожи?
Дети. Хлебное поле похоже на большое море, по которому катятся волны.
-Скажите, почему так говорят: «Хлеб в колосу, пора жать полосу»?
Дети. Колоски стоят спелые, зрелые, золотые, полные зерна. Значит, пора убирать урожай.
- Выберите из шкатулки кружочек такого цвета, который поможет нам рассказать о хлебных колосках.
Дети выбирают золотистый кружок, ставят его на наборное полотно.
-Что художник изобразил на заднем плане картины?
Дети. На краю поля мы видим зеленый лес.
-Верно. Лето еще не закончилось. Стоит конец августа. Хлеборобы начали убирать рожь с полей. Какую технику вы видите на переднем плане?
Какого цвета кружочки напомнят нам о машинах, которые помогают людям на поле?
Дети выбирают кружки красного и синего цвета.
-Расскажите об этих машинах и о людях, которые на них работают.
Дети. По полю ездят большие красные комбайны. Ими управляют комбайнеры. Комбайнер управляет большой и сильной машиной. Он работает с утра до вечера. У него интересная и трудная работа. Рядом с комбайном едет синий грузовик. Им управляет шофер.
-Как работает комбайн?
Дети. Комбайн срезает колоски, отделяет зернышки от соломы и сора. Затем очищенное зерно высыпается в кузов автомобиля.
-Ребята, как вы думаете, куда шоферы отвозят зерно?
Дети. В зернохранилище, на мельницу или на мукомольный завод.
-Как вы думаете, какие звери и птицы, какие домашние животные обрадуются, когда увидят, сколько выросло хлеба? Ответы детей.
-Наступила горячая пора, когда хлеборобы не могут терять ни одного часа. Они работают целыми днями и даже ночью. Почему они так торопятся(— Они боятся, что погода испортится.
— Может начаться дождь; колоски все намокнут, станут тяжелыми и лягут на землю.
— А если подует сильный ветер или начнётся ураган, зёрнышки осыплются).
- А теперь скажите, понравилась ли вам картина и почему?
Подвижная игра «Золотая рожь». Координация речи с движением.
Ветерок спросил, пролетая: Дети бегут по кругу на носочках, руки на поясе.
Отчего ты, рожь, золотая? Меняют направление бега.
А в ответ колоски Останавливаются, руки вверх,
шелестят: наклоны в стороны
Золотые руки растят! Два наклона к носочкам.
Е. Серова
Дети делятся на 3 микрогруппы для составления рассказа. Педагог приглашает детей сесть на стульчики за столы.
-А теперь послушайте, по какому плану вы должны будете составить рассказ. Сначала вы опишете природу: поле, небо, лес вдалеке. Потом расскажете о технике, изображенной на картине. Не забудьте рассказать о комбайнере. И наконец вы должны рассказать, почему вам понравилась картина.
Пауза для подготовки детей к рассказыванию.
Рассказ по картине «Золотая рожь». Создание целостного впечатления об изображенном на картине, развитие связной речи, мышления.
Педагог вызывает троих детей (по одному из микрогруппы) для составления рассказа по частям, а потом одного ребенка для повторения рассказа целиком.
1- й ребенок. Художник нарисовал на картине раздольное поле ржи. Рожь созрела и кажется золотой. Над золотым полем — высокое голубое небо с белыми облаками. Вдалеке — еще зеленый лес.
2- й ребенок. Убирать рожь в поле вышли комбайны. В центре картины изображен большой красный комбайн. Он убирает рожь. Золотое зерно сыплется в кузов голубого грузовика. В кабине мы видим комбайнера. Он управляет большой машиной. У него трудная и очень нужная работа. Вдалеке мы видим еще один комбайн.
3- й ребенок. Нам понравилась картина, потому что на ней изображена красивая природа. Нам нравится смотреть на комбайнера, который хорошо работает.
Затем педагог вызывает одного из детей для повторения рассказа целиком.
• Итог, рефлексия.
- Что нового о хлебе вы сегодня узнали?
- Ребята, почему же говорят «Хлеб – всему голова»? (Ответы детей)
-Вспомните, что вы ели сегодня на завтрак? (Каша, булка с маслом, кофе). А вчера? (плов, салат, хлеб, чай). А что вы кушаете на обед? (суп, картошка с котлетой, салат, компот, хлеб)
-Ребята, меню все время меняется, а какой продукт есть на столе и утром, и в обед и на ужин? Правильно, каждый день у нас на столе хлеб. Хлеб – это главный продукт на нашем столе.
Воспитатель предлагает поиграть в игру Д/и «Кого чем угостим?» с мячом и угостить сказочных героев хлебобулочными изделиями.
- Я бросаю мяч и начинаю предложение, а вы заканчиваете его, перечислив несколько хлебобулочных изделий.
Красную шапочку мы угостим….
Анфиску….
Чебурашку…
Буратино….