Иванна Ткаченко
Конспект занятия ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: дать детям представление о процессе выращивания и изготовления хлебобулочных изделий их разнообразии, формировать представление о труде хлебороба, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд, о взаимосвязи села и города; воспитывать уважение к труду взрослых (хлеборобов, пекарей, водителей, комбайнеров и др., бережное отношение к хлебу.
Наглядный материал: демонстрационные картины с изображением сельскохозяйственной техники, различных работ в поле; репродукция картины И. Шишкина «Рожь», колоски пшеницы и ржи, черный и белый хлеб, печенье и сушки.
Публикация «Конспект занятия ООД по познавательному развитию для детей старшей группы „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Ход занятия.
Игровой сюрпризный момент.
В группу приходит посылка, в которой находятся хлебобулочные изделия. Воспитатель загадывает загадку.
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Держат меня в огненной пещере,
Режут меня ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят. (Хлеб)
Воспитатель: а вы хотите узнать, как хлеб к нам на стол попал?
- Может он на дереве вырос?
- Может на грядке?
-Кто сеет хлеб?
- Труден ли труд хлебопашца?
-А как получают муку?
Муку получают, ребята, вот из таких зерен, которые лежат у вас на подносах на столах. Хлебные растения растут в поле, а вот из их зерен делают муку, а из муки выпекают хлеб.
А как выглядят эти растения кто-нибудь видел? Я вам принесла колоски пшеницы, давайте их рассмотрим.
Чтобы получить из зерен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы. Послушайте, какое интересное слово: в нем соединились два слова – «хлеб» и «работа». Что же это за работа? Как выращивают хлебные растения?
- Что нужно, чтобы растение выросло?
(Зерно нужно посадить в землю.)
-А какая должна быть земля?
(Ответы детей.)
- Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, из которой корешкам удобно добывать пищу, нужны вода, солнечный свет и воздух. Вот люди вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда долго нет дождя. Но чтобы получить много зерна, засевают огромные поля. Что помогает человеку эти поля вскопать и разрыхлить. (Техника). Воспитатель выставляет картинки с изображением полевых работ весной. (На поле трактор с бороной, вокруг распаханная земля). Что это за техника такая? Это трактор. Кто работает на тракторе? (Тракторист)
На распаханное поле выходят другие машины – сеялки. Послушайте, как об этом пишет Е. Трутнева:
По земле сырой, не жесткой, И до вечера и позже,
Там, где тракторы прошли, До полночи с темнотой,
Неглубокие бороздки Зерна сыпались, как дождик,
Точно дождик В черной пашне пролегли. золотой.
- Как вы думаете, почему в стихотворении говорится, что зерна сыпались до полночи? (Предположения детей.) Это значит, что люди работают допоздна. А почему? (Предположения детей.) Потому, что растения нужно посадить в определенный срок и если посеять их раньше или позже положенного срока, то они могут не вырасти. Все люди и торопятся посеять зерна в срок.
- Все лето созревают зерна в колосках. Поле в это время очень красивое. Его художники изображают на картинах, о нем поэты сочиняют стихи.
Посмотрите на картину И. Шишкина, которая называется «Рожь». С чем можно сравнить хлебное поле? Многие сравнивают поле с морем. Как вы думаете, почему? (Предположения детей.) Как и у моря, и у поля не видно другого края, когда дует сильный ветер по полю как бы проходят волны. Хлебное поле еще называют словом нива. Нива от слова низ, т. е. поле находится низко-низко. Послушайте, как Ю. Ждановская написала о поле. Смотрите на картину И. Шишкина и слушайте стихотворение:
Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая;
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе…
- Но вот зерна созрели. И на поле выходят другие машины – комбайны. Посмотрите на картину. (Выставляет картину с изображением комбайна.) «Он идет, волну сечет, из трубы зерно течет» - есть такая загадка про комбайн.
- Что же делает комбайн?
- Он срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины. Потом зерна везут на хранение на элеватор. После того, как оно высохло, его везут на мельницу. Там зерна растирают – мелют. Получается мука.
- Куда же потом везут муку? (На хлебозаводы.)
- Мука бывает пшеничная и ржаная.
- Что выпекают из пшеничной муки?
(Белый хлеб, булки, печенье, баранки.)
А еще из пшеницы делают манную крупу. Смелют зерна пшеницы не очень мелко, а крупинками, вот и готова манная крупа – можно манную кашу варить. А вот из ржаной муки пекут черный хлеб.
- Не все зерна отвезли на мельницу и смололи. Часть зерен – самые лучшие, самые крупные – оставили, чтобы посеять и в следующем году снова собрать урожай.
- Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб. Русский народ всегда очень бережно относился к хлебу. Много существует пословиц о хлебе. Вы знаете какие – нибудь? (ответы детей.)
– Хлеб всему голова.
- Без хлеба – нет обеда.
- Не шуба греет, а хлеб.
- Хлеб – батюшка, вода – матушка.
Теперь вы знаете, откуда при ходит хлеб на наш стол, и, я думаю, тоже будете с уважением относится к хлебу :
- его нужно обязательно доедать; старые люди говорят, что, оставляя кусочек хлеба, ты оставляешь свое здоровье;
- хлеб нельзя бросать на землю, на пол: раньше, если хлеб случайно роняли на пол, его поднимали и просили прощения за это.
Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь.
А сейчас угощайтесь, берите сушки и печенье и поблагодарите тех, кто их сделал.