Надежда Васильевна Емельянова
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста «Кто как по воздуху летает»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №112» управления образования администрации г. Чебоксары
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе «Ландыш».
Тема: «Кто как летает по воздуху»
Составила:
Воспитатель
Емельянова Н. В.
Чебоксары-2015
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста „Кто как по воздуху летает“» размещена в разделах
Программное содержание: 1 Образовательные задачи : 1) Уточнить представления детей о знакомых птицах, показать их приспособленность к полету по воздуху. Птицы имеют большие крылья, взлетая они опираются о воздух. У птиц легкое тело, они мало и часто едят,чтобы не быть тяжелыми. Их тело покрыто очень легкими перьями пуховыми и маховыми. Пуховые перья маленькие, пушистые — они для тепла, маховые перья длинные и жесткие, с полым (пустым) стержнем, такие перья растут на крылья и хвосте, ими птица опирается о воздух, отталкивается от него. 2) Познакомить детей с другими животными, которые могут летать, или делать небольшие перелеты по воздуху, их приспособленностью к такому передвижению (летучие мыши, белки и белки — летяги, летающие рыбы, насекомые) 3) Показать, что есть нелетающие птицы (пингвины страус, потому что у них маленькие (относительно тела) крылья. 4) Познакомить с разными приспособлениями и механизмами, позволяющими человеку летать по воздуху : самолет, вертолет. 2. Развивающие задачи : 1) Активизация и обогащение словаря детей существительными, глаголами, прилагательными по теме занятия. 2) Развивать умение отгадывать загадки. 3) Развивать у детей конструктивное мышление, память, внимание. 3. Воспитательские задачи: 1) Развивать социальные навыки : умение работать в группе,
договариваться, учитывать свое мнение, доказывать свою правоту. 2) Прививать бережное отношение к птицам.
Методические приемы : 1. Вводная часть: 1) Сюрпризный момент (письмо от Знайки). 2) Разгадывание кроссворда с ключевыми словами «Птицы». 2. Основная часть : 1) Дидактическая игра «Сложи птицу». 2) Мини — лаборатория : а) опыт с гладким и скомканным листами бумаги ; б) опыт с пуховыми и маховыми перьями. 3) Выствка «Кто как летает?» 3. Заключительная часть : 1) Поощрение, подведение итогов. 2) Оригами-складывание голубя из бумаги (базовая основа- квадрат.) Подготовка к занятию. 1. Подготовка воспитателя. а) Изучение методических разработок для старшего дошкольного возроста ; б) Изучение «Программа воспитания ребенка — дошкольника» под ред. Драгуновой ; в) Написание конспекта. 2. Подготовка детей. а) чтение рассказов о птицах ; б) отгадывание загадок ; в) дидактические игры «Сложт животное», «Летает — не летает», «Зимующие — перелетные». г) упражнение детей в складывании сторон квадрата последовательно к середине сначала с одного угла, потом с другого. С вытягиванием углов в середине заготовки.
Индивидуальная работа : а) Алешей, Андреем — развивать умение классифицировать животных по определенным признакам; б) С Дашей — совершенствовать умение отгадывать загадки ; в) С Яной, Ксенией — учить вытягивать определенные части поделки. Материалы : 1) письмо — конверт 2) кроссворд на листке ватмана 3)2 листа ватмана с изображением силуэта птицы ; коробочки с частями птицы ; 4) пуховые и маховые перья ; 5) гладкий и скомканный листы бумаги ; 6) иллюстрации птиц ; животных летающих ; игрушки — летательные аппараты 7) квадратные листы бумаги по количеству детей для оригами.
Ход занятия. Восп-ль : Входите! Мы вам рады! Вас ждет сюрприз! Какой? Узнаете! Дети, утром я получила письмо от Знайки. А кто такой Знайка? Вы знаете? Дети : Знайка — это тот,кто на свете про все и всех знает. Восп-ль : Правильно. Знайка нам прислал задания. Выполнив их, мы станим такими же умными как Знайка. Первое задание : мы должны отгадать кроссворд, где спрятолось ключевое слово. В этом нам помогут загад-ки. 1. В Антарктиде среди льдины круглый год живет. (пингвин). 2. Я по дереву стучу, Червяка достать хочу Хоть и скрылся под корой, Все равно ты будешь мой. (Дятел). 3. Красно грудый, чернокрылый.
Любит зернышки клевать. С первым снегом на рябине Появляется опять. (Снегирь). 4. Длинноногий, длинношеий Длинноклювый, телом серый, Бродит по болотам грязным. Ловит в них лягушек, Бестолковых попрягушек. (Цапля). 5. Всю ночь летает, Мышей добывает. А станет светло Спать ляжет в дупло. (Сова).
Восп-ль : Молодцы ребята! Загадки мы отгадали. А какое же слово здесь спрятолось? Дети, прочитайте пожалуйста слово, которое получилось в красной клеточке. Дети : (читают) : Птица. Восп-ль : Правильно. Здесь спряталось слово «Птица». А теперь — второе задание Знайки. Знайка нам прислал игру «Собери птицу» Но для того, чтобы выполнить это задание, мы очень хорошо должны знать : из каких частей состоит птица? Дети : У птицы есть клюв, два крыла, две ноги, хвост. Восп-ль : Правильно. А теперь делимся на две команды: команды мальчиков и команда девочек. Каждая команда собирает свою птицу. Посмотрим какая команда быстрее, дружнее и правильно выполнит это задание.
шШШШш Знайки. Так : приготовились- начали!
Восп-ль : Все закончили. Ну давайте посмотрим, что у нас получилось. Мальчики проверяют у девочек, девочки у мальчиков. Правильно собрали картину? Дети : Птицу собрали правильно. Восп-ль : Давайте еще раз повторим: из каких частей состоит птица? Дети : У птицы есть клюв, крылья, хвост, две ноги. Восп-ль : Молодцы дети. Правильно выполнили оба задания Знайки. Дети, а вы знаете что помогает птицам летать? Дети : Птицам помогает летать крылья, хвост. Восп-ль : Да, птицам помогает летать крылья и хвост. Но как они помогают? Чтобы узнать это мы с вами поэкспериментируем. Посмотрите, что у меня в руках? Дети : У вас в руках большой лист бумаги и скомканный лист бумаги. Восп-ль : Сейчас мы будем смотреть на падение с высоты двух листов бумаги: гладкого и скомканного. (Восп-ль 2-3 раза демонстрирует падение с высоты двух листов бумаги.) Что же происходит? Дети : Гладкий лист летает, планирует; а скомканный просто падает. Восп-ль : Значит, листы падают по-разному. Как вы думаете, почему? Дети : Гладкий лист — большой, легкий, а скомканный лист маленький, тяжелый - он падает. Восп-ль : Правильно. У гладкого листа большая поверхность крыльев и хвоста, которыми птица операется о воздух, отталкивается от него помогает птице летать. Посмотрите дети — что у меня в руках. Дети : У вас в руках перья.
Восп-ль : Да, это перья. Посмотрим как они летают. (Восп-ль выбрасывает кучу пуховых перьев; дети наблюдают их полет, собирают; рассматривают; ощущают их невесомость). Дети, как летят эти перья? Дети :" Перья летят легко и плавно. Они очень легкие. Восп-ль : Они называются пуховыми, потому что очень мягкие, легкие предназначены для сохранения тепла в холодное время. А теперь посмотрим вот на эти перья. (Восп-ль раздает маховые перья). Они какие по сравнению с пуховыми перьями? Дети : Эти перья жесткие, длинные. Восп-ль : Давайте разрежем стержень. Какой он? Что у стержня внутри? Дети : Стержень пустой, внутри ничего нет. Они для тепла. У птицы легкое тело, потому что они мало и часто едят. Восп-ль : А знаете ребята, оказывается не все птицы могут летать. Вы знаете о таких птицах? Нет? Вот у нас выставка организована. Посмотрите: вот они эти птицы, которые не могут летать — пингвин и страус. Почему они не могут летать, как вы думаете? Дети : У пингвина и страуса тело большое, а крылья маленькие. Маленькие крылья не могут поднять большое, тяжелое тело в воздух. Восп-ль : А вот это животное не птица, но умеет летать. Как вы думаете, что ему помогает летать? (Восп-ль показывает на белку и белку — летягу). Дети : Белке летать помогает хвост. Восп-ль : А белке — летяге помогает летать вот этот нарост между лапами. Вон он какой широкий. Дети, а как вы думает, человеку хочется летать? Дети : Человеку тоже хочется летать. Восп-ль : Но человек большой, тяжелый, не имеет крыльев, не покрыт перьями.
Как же он будет летать? Кто мне расскажет? Дети : Человек придумал самолет, вертолет. На них он поднимается в воздух. Восп-ль : О каких птицах, животных и летательных аппаратах мы сегодня узнали на нашей маленькой выставке. Кто мне расскажет? Даша, пожалуйста начинай. (Рассказы детей). Дети : На выставке мы увидели нелетающих птиц. Они не могут летать, потому что крылья маленькие, а тело большое. Еще мы узнали о летающих животных — о белке и белке — летяге. Им летать помогают хвост и кожный нарост. А человек летает на самолетах и вертолетах. Он изобрел их сам. Восп-ль: А что еще мы с вами узнали сегодня нового о птицах? Как птицы летают? Как называются перья на крыльях и хвосте? Для чего нужны пуховые перья? Почему птицы мало едят? Дети : Птицы летают при помощи крыльев и хвоста. Перья на хвосте и крыльях называются маховыми, а пуховые перья нужны для тепла. Восп-ль : Правильно. Стержень пустой — подругому полый. Эти перья длинные, жесткие, тоже легкие. Ведь стержень пустой. И называются такие перья маховыми. Такие перья растут на хвосте и крыльях, ими птицам опираются о воздух, отталкиваются от него. А еще птицам легко летать от того, что они мало и часто едят. Дети, вы наверное слышали как про тех, кто мало ест говорят «Клюет, как птичка». Дети, раз, два, три повернись, В воробушков превратись! (Физкультминутка). Птички в гнездышках сидят,
И на улицу глядят. Погулять они хотят, И тихонечько летят. Полетели, полетели, И на веточки уселись. Перышки почистили, Хвостиком встряхнули. И опять полетели. На дорожку сели, Зернышки клюют. Сели, пошумели Дальше полетели. Раз, два, три, повернись, И в ребяток превратись! Восп-ль : Дети, что нового мы узнали сегодня о птицах? Что помогает птицам летать? Как называются перья у птиц? Почему они мало едят? Дети : Птицам в полете помогают хвост и крылья. Перья на хвосте и крыльях называются маховыми, а перья, которые покрывают тело — пуховые. Птицы мало едят, поэтому у них легкое тело. Это помогает им летать. Восп-ль: Правильно дети. Мы сегодня много нового узнали о птицам. А теперь мы будем учится складывать из бумаги голубя. Все взяли квадратный лист бумаги.