Светлана Аксенова
Конспект НОД по познавательному развитию «Как дикие звери к зиме готовятся» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста
«Как дикие звери к зиме готовятся»
(познавательное развитие + речевое развитие + художественно-эстетическое развитие)
Цель: закреплять представления о жизни животных в лесу, о причинах изменений в их жизни осенью, их приспособленности к жизни в зимних условиях.
Программное содержание:
Воспитательные задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Как дикие звери к зиме готовятся“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дикие животные осенью
- Дикие животные осенью. Конспекты занятий
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Конспекты занятий, НОД
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- продолжать формировать навыки бережного отношения к природе, чувства доброты, сопричастности и сопереживание ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.
Образовательные задачи:
- расширять представления детей о жизни диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни;
- учить отыскивать причины изменения жизни животных и растений в изменении условий их обитания, в сезонных изменениях в природе;
- формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания животных и растений;
- формировать у детей умение детей описывать животных, используя доказательную речь;
- воспитывать чуткость к художественному слову, умение выразительно читать стихотворения;
- активизировать словарь за счет слов: линяют, впадает в спячку, кладовая, шерсть, запасы, спасаются;
- совершенствовать навыки разговорной речи: формировать умение точно отвечать на вопросы;
- развивать речевое дыхание;
- закреплять навыки работы акварелью.
Развивающие задачи :
- развивать у детей желание вести здоровый образ жизни;
- сохранять здоровье детей;
- сохранять психологическое здоровье детей.
Материал: изображения мест обитания диких животных, иллюстрации с изображением белки, зайца, волка, лисы, ежа, дидактические игры «Когда это бывает?», «Времена года», магнитный экран, силуэты кленовых листьев, акварельные краски, кисти, баночки с водой, салфетки.
Предварительная работа: чтение произведений о диких животных, наблюдения за изменениями в природе, рассматривание картин и иллюстраций, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
Ход деятельности:
Дети и воспитатель стоят по кругу на ковре.
Воспитатель: Ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. А сейчас встанем в круг и покажем нашим гостям, какие мы дружные и веселые.
Проводится утреннее приветствие в кругу.
Дети: Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Дети берутся за руки и улыбаются друг другу.
Воспитатель: Ребята! Сегодня утром я нашла у дверей вот эту посылку и письмо. На конверте адрес: Детский сад «Яблонька», старшая группа. Это ведь наш адрес?
Дети:- Да.
Воспитатель: Но кто же прислал нам это письмо? Давайте откроем конверт и прочитаем, что в нём написано (открывает конверт и читает).
«Здравствуйте, дети!
Пишет вам Почемучка – друг вашего знакомого Незнайки. Он много рассказывал о вас. От него я узнал, что вы очень любите играть и поэтому послал вам новую игру. Но чтобы открыть посылку, вы должны отгадать загадки.
Воспитатель: А для этого вам нужно пройти за столы.
Дидактическая игра «Когда это бывает?»
(У детей цветные карточки : белые - зима, зелёные - весна, красные - лето, жёлтые - осень).
Воспитатель:- Дети, у вас на столах лежат карточки разного цвета. Сейчас я буду загадывать вам загадки о временах года, а вы будете поднимать карточки, цвет которых соответствует загаданному времени года (свои ответы дети сопровождают поднятием карточек). Воспитатель предлагает детям отгадать, когда это бывает.
Дел у меня немало - я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, зовут меня. (Зима.)
Зазвенели ручьи, прилетели грачи,
В дом свой - улей- пчела, первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает (Весной)
Солнце печёт, липа цветёт,
Земляника поспевает, и малина созревает.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает (Летом.)
Дни стали короче, длиннее стали ночи,
Птицы на юг улетают, с деревьев листья опадают.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (Осенью.)
Слышится стук в дверь. Приходит Почемучка, здоровается с детьми, просит прощения за своё опоздание. Рассказывает о том, что долго не мог найти детский сад, не узнаёт знакомых мест, всё вокруг изменилось: на деревьях нет листьев, трава пожелтела, её покрыл первый снежок; гуляя в лесу, не встретил там знакомых животных, тихо там и пусто.
Воспитатель: Дети, давайте объясним Почемучке, почему это случилось.
Дети: Стало холодно, солнышко реже светит, не такое тёплое, деревья приготовились к зиме - листву сбросили.
Рассказ сопровождается показом моделей «Времена года» на магнитном экране.
Воспитатель: Дети, а куда делись дикие звери? Отчего Почемучка не встретил их в лесу?
Дети: Звери тоже приготовились к зиме.
Воспитатель: ребята, а давайте мы отправимся в лес и покажем Почемучке, как звери приготовились к зиме. Согласны?
Дети выходят из-за столов и встают на ковре.
Воспитатель: Кончается осень, скоро наступит зима. Но мы зимы не боимся. Давайте оденемся потеплее и отправимся в путешествие по лесу. Какую одежду мы наденем, чтобы не замёрзнуть? (Ответы детей.) Правильно.
Проводится игровое упражнение, используя стихотворение с движениями.
Новые сапожки наденем мы на ножки.
(Ногу вперёд на пятку – «показать сапожки».)
Тёплый шарф завяжем
(Руки перекрёстно к шее.)
И зиме мы скажем :
(Покачивание из стороны в сторону.)
«Здравствуй, Зимушка-зима,
(Вытянуть руки вперёд, развести в стороны.)
Не боимся мы тебя!»
(Прыжки на двух ногах с хлопками.)
Воспитатель: Молодцы, все готовы к путешествию. Ребята, вот эта тропинка поможет нам оказаться в осеннем лесу, идем по тропинке друг за другом, спина прямая, руки на поясе, (дорожка для профилактики плоскостопия).
Вот мы и в лесу. Что мы видим вокруг?
Дети: Деревья стоят без листьев. Только ёлочки стоят зелёные.
Почемучка: А почему это елочка такая зеленая, ведь осень?
Ребенок: Посмотри, на ёлке – острые иголки!
И зимой, и летом ёлка так одета!
Почемучка: (громко) Вот здорово! И зимой и летом так одета!
Воспитатель: Почемучка, ты очень расшумелся. Ребята, разве можно так вести себя в лесу?
Ребенок: Если в лес пришёл гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь.
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Почемучка: Ребята, я все понял, я больше не буду так шуметь в лесу.
Воспитатель: Ребятки, а давайте пойдем по тропинке дальше в лес.
Воспитатель обращает внимание детей на следы, вдоль тропинки. Предлагает детям узнать, куда ведут эти следы, и кому они принадлежат.
Идут по следам и приходят к дереву (модель). Под деревом рассыпаны чешуйки от шишки.
Почемучка: Это что еще за мусор тут набросан?
Воспитатель: Почемучка, это не просто мусор. Сейчас ребята расскажут тебе, что это такое, и кто это оставил.
Дети: Это чешуйки от шишки. А набросала их белочка. Потому что она живет здесь.
Воспитатель: Посмотри, Почемучка, а вот и белочка.
Почемучка: А как называется домик, в котором живет белочка?
Дети: Дупло.
Почемучка: Почему белочка спряталась в дупле?
Дети: Скоро наступит зима, будет холодно, морозно, голодно.
Почемучка: Чем же будет питаться белочка зимой?
Дети: Белочка сделала запасы шишек, орехов, грибов.
Почемучка: Но ведь зимой все покрыто снегом, где же белочка найдет орехи, грибы?
Дети: Белочка сделала себе кладовочку под снегом.
Почемучка: А почему у белочки шёрстка другого цвета? Летом она была рыжая.
Дети: Белочка поменяла цвет шерстки. Теперь он стал такой же, как ствол дерева. Белочку будет на нём не видно.
Почемучка: Но ведь белочка зимой замерзнет.
Дети: Нет. Белочка сменила свою шерстку на более теплую, густую. Ей теперь мороз не страшен.
Ребенок: Когда трескучие морозы
Ветки опушат,
Белка спрячется в дупло –
Там и сухо, и тепло!
(«фотографируют» белочку на дереве).
Почемучка обращает внимание на сугроб.
Почемучка: Это что ещё за куча снега? Кого она засыпала?
Воспитатель: Это не куча снега. Это жилище медведя. А называется оно.
Дети: Берлога.
Почемучка: А чем же медведь питается? Как выбирается из берлоги, если она засыпана снегом?
Дети: Летом медведь ест ягоды, мёд, корешки растений. Поздней осенью и зимой ничего нет. Поэтому медведи строят берлоги и спят в них до весны. Пока не растает снег («фотографируют» берлогу).
По новым следам дети приходят к елочке.
Воспитатель обращает внимание детей на зайчика, сидящего под ёлочкой.
Воспитатель: Почемучка, посмотри, зайчик тоже приготовился к зиме. Ребята, расскажите Почемучке, как зайчик приготовился к зиме.
Дети: Зайчик поменял цвет шёрстки на более густую и теплую и стал белым.
Почемучка: А зачем зайцу менять цвет шерстки, ведь он не живёт на дереве?
Дети: Зайчика теперь на снегу не увидит лиса и не съест его («фотографируют» зайчика).
Воспитатель: Ребята, чувствуете, что стало холодно? Сейчас мы с вами немножко погреемся.
Физкультминутка «Холодок».
Холод, холод, холодок, (Идут по кругу, притопывая)
Не пугай ты нас, дружок.
Будем вместе дружно топать
И в ладошки звонко хлопать.
Хлоп-хлоп, раз-два-три, (Хлопки, топают на месте, кружатся.)
Нам не холодно, смотри.
Воспитатель спрашивает детей, согрелись ли они. Предлагает по тропинке идти дальше в лес.
Почемучка замечает волка и лису (иллюстрации).
Воспитатель: Ребята, давайте присядем на поваленное дерево и понаблюдаем за волком и лисой. Как вы думаете, что они сейчас делают? (ответы детей).
Почемучка: А волк и лиса тоже приготовились к зиме?
Дети: Да. Волк и лиса осенью линяют.
Воспитатель: Какая шерсть вырастает у лисы и волка?
Дети: Теплая, густая.
Воспитатель: А меняют ли лиса и волк цвет шерсти?
Дети: Нет.
Воспитатель: Правильно. Волк и лиса не меняют зимой цвет потому, что им не от кого прятаться и маскироваться, они сами - хищники.
Воспитатель предлагает детям идти дальше.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто это спрятался в сухие листья?
Дети: Это ежик. Он тоже заснул до весны. Ему нечего зимой есть, и поэтому он спит.
Воспитатель: Ой, ребята, но здесь совсем мало листьев. Ежик может замерзнуть. Давайте мы соберем осенние листья и укроем ими ежика.
Дети собирают листья и замечают, что они белые.
Воспитатель: Ребята, давайте мы вернемся в группу, раскрасим листья и укроем ими ежика.
Дети проходят за столы.
Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»
Воспитатель: Осенью много красивых листьев – можно собрать букет.
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем листья собирать. Поочерёдно загибают пальцы на левой руке.
Листья берёзы, листья рябины,
Листики клёна, листья осины,
Листики дуба мы соберём! Поочерёдно загибают пальцы на правой руке.
В осенний лес ежу отнесем! Делают пальцы обеих рук «веером».
Дети вместе с Почемучкой раскрашивают силуэтные изображения кленовых листьев под спокойную музыку.
Воспитатель: Ну, вот, наши листья и готовы. Давайте отнесем их ежику в лес.
Дети относят листья, укрывают ими ежа.
Воспитатель: Ребятки, стало совсем холодно. Нам пора возвращаться в детский сад (идут обратно.)
Воспитатель: Дети, давайте подарим Почемучке фотографии, которые мы снимали в лесу. А чтобы Почемучка ничего не забыл, расскажем по ним, как лесные звери подготовились к зиме.
Воспитатель показывает модели, а дети по ним рассказывают:
- Поменяли цвет шёрстки.
-Приготовили себе дома (берлоги, дупла).
-Белка заготовила корм.
Воспитатель: Ай, да молодцы, мои ребятки, все запомнили. Теперь Почемучка знает, чем заняты звери в лесу осенью, как они готовятся к зиме и почему. А еще мы стали друзьями зверей. Если любить животных, природу и изучать ее, то всем нам вместе будет хорошо, и если случится беда, то мы всегда придем на помощь!
Почемучка: Спасибо, ребята! Вы мне очень помогли. Примите от меня в подарок новую игру. А мне пора домой.
Дети благодарят Почемучку, прощаются с ним.