Папки-передвижки

Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста беседа на тему «Народные промыслы нашего края»

Екатерина Цветкова
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста беседа на тему «Народные промыслы нашего края»
▼ Скачать + Заказать документы

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 АДМИРАЛТЕЙСКОГО РАЙОНА САНКТ- ПЕТЕРБУРГА

[

b]Беседа на тему «Народные промыслы нашего края»[/b]

(с использованием личностно-ориентированных технологий; игровых технологий; технологии «ТРИЗ»)

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста беседа на тему „Народные промыслы нашего края“» размещена в разделах

Цель НОД: создать условия для формирования у детей представления о народных художественных промыслах северо-западного района России, их многообразии и особенностях (Оятская роспись по керамике, Волховская роспись по дереву, Пермогорская роспись, Великоустюжский печной изразец, Мезенская роспись); для появления у детей интереса к предстоящей деятельности, активизации мышления, эмоционального отклика.

Задачи НОД:

- создать условия для формирования у детей представлений о происхождении нашего города Санкт-Петербург, о богатстве нашего края мастерами-умельцами, разными ремёслами и промыслами;

- создать условия для расширения словарного запаса детей, связанного с народными промыслами и профессиями; развития художественно-творческих способностей детей;

- создать условия для воспитания интереса к художественным промыслам северо-западного района России, эстетического чувства по отношению к предметам декоративно-прикладного искусства, эстетического вкуса.

Методическое обеспечение: демонстрационный – карта «Народные промыслы России»; фотографии древних городов северо-западной части России (Старая Ладога, Великий Новгород, Псков, Изборск) раздаточный – образцы различных художественных росписей северо-западной части России.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие : социально-коммуникативное развитие.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, познавательно-исследовательская, двигательная.

Подготовительная работа: разработка и создание воспитателем на листе ватмана А1 карты «Народные промыслы России».

Ход НОД:

1 часть (вводная)

Чем пахнут ремёсла?

У каждого дела

Запах особый:

В булочной пахнет

Тестом и сдобой.

Мимо столярной

Идёшь мастерской, -

Стружкою пахнет

И свежей доской.

Пахнет маляр

Скипидаром и краской.

Пахнет стекольщик

Оконной замазкой.

Пахнет кондитер

Орехом мускатным.

Доктор в халате -

Лекарством приятным.

Рыхлой землёю,

Полем и лугом

Пахнет крестьянин,

Идущий за плугом.

Рыбой и морем

Пахнет рыбак.

Только безделье

Не пахнет никак.

Сколько ни душится

Лодырь богатый,

Очень неважно

Он пахнет, ребята!

Джанни Родари

Воспитатель разворачивает карту «Народные промыслы России»

и задаё т вопросы:

- Как вы думаете, что перед вами? Это обыкновенная карта? Что в ней необычного? (Ответы детей :

Это карта народных промыслов России, наша страна – самая большая в мире, на этой карте она изображена не целиком, потому что там дальше, на востоке, много лесов, которые тянутся прямо до океана и уже гораздо меньше населённых пунктов, почти нет больших городов, и меньше проживает людей.

Как называется город, в котором мы живём? Найдите его на этой карте. Правильно, Санкт-Петербург расположен в северо-западной части России, обратите внимание на компас в углу карты, по нему можно легко понять в какой стороне какая часть света. Назовите, какие части света вы знаете.

Наш город – один из самых молодых. Кто знает, сколько ему лет? Немногим больше трёхсот, для города это очень мало, в нашей стране, даже в нашей северо-западной её части есть города, которым больше тысячи лет (Старая Ладога, Великий Новгород, Псков, Изборск).

2 часть (основная)

Санкт-Петербург приказал построить царь … кто помнит, как его звали? Правильно, царь Пётр 1, поэтому и город он назвал «святого Петра город» в переводе с немецкого, в честь своего святого покровителя Апостола Петра, имя которого он носил. Пётр 1 решил построить на этом месте город и сделать его главным городом нашей страны.

Как называется самый главный город в стране? Кто знает, какой город был столицей, когда начинал строиться Санкт-Петербург? А сейчас какая у нас столица? Верно, снова Москва.

Петр 1 хотел построить самый красивый в мире город и для этого собирал лучших мастеров со всей России и даже из-за границы. Мастеров, разных умельцев на Руси всегда было много, в каждой области, в каждом районе были различные промыслы и каждый из этих промыслов имел свою особенность, которой не было у других. Везде был, например, гончарный промысел? Кстати, почему везде были гончары, как вы думаете? Правильно, потому что всем нужна была посуда, раньше в сельской местности, в деревнях, посуду делать умели только из глины, дерева, а в городах и из стекла выдували. Но в каждой местности у гончаров был свой, особый рисунок, которым они украшали посуду. По этому рисунку их посуду узнавали во всех концах нашей большой страны. Вот, посмотрите, на карте вы видите красивую глиняную кринку, украшенную узором, где она расположена, рядом с какой рекой? Река называется Оять, вдоль её берегов находились залежи очень хорошей и редкой красной глины, из которой местные жители делали посуду. Как называются мастера, которые делают глиняную посуду? (гончары) Как они умудряются сделать её такой ровной, округлой и гладкой? С помощью какого приспособления, кто знает? Верно, с помощью гончарного круга.

Съезжались в наш строящийся город разные умельцы, и строители разные, потому что одни хорошо умели строить каменные дома, а другие – деревянные, одни хорошо крыли крыши – кровельщики (кровля – крыша, другие с металлом работали – столяры, кузнецы, иные из дерева вырезать могли красивейшие наличники и ставни – резчики, а другие из дерева мебель и прочие предметы быта делали – плотники. Приезжали и печники искусные, так-то в каждой деревне печники были, почему, скажите мне? Правильно, не было раньше батарей в домах, по которым горячая вода идёт и обогревает помещение, не было и электричества, а в каждом доме ставили печь, если же дом большой, то и не одну.

Воспитатель проводит динамическую паузу:

Пальчиковая игра с движениями «Прогулка по городу»

Я по городу хожу

Я про город расскажу.

Поликлиника, аптека,

Магазин, библиотека,

Много здесь жилых домов.

И деревьев и цветов.

Землю роет экскаватор-

Строят здесь кинотеатр.

Школа, ресторан, музей

Город нужен для людей.

Посмотрите на карту, видите печь красивую? Около какого города она нарисована? Да, старинный город этот Великий Устюг, он славится своими печниками, которые не простые печи клали, а украшали их удивительно красивыми изразцами (это специальные глиняные плитки, которыми облицовывали (обкладывали снаружи) печи, стены домов внутри и снаружи, эти изразцы на печах помогали печке дольше оставаться тёплой и очень украшали помещение, на них изображали цветы, травы, рыб, птиц, зверей и даже разные сцены из сказок.

Ещё в Великом Устюге и соседних областях, вдоль реки Северная Двина, очень красиво расписывали домашнюю утварь – сундуки (шкафов раньше не было, все вещи хранили в сундуках, столы, лавки. Как вы думаете, что ещё можно было в доме расписать? (стены, ставни, потолок, полочки, посуду, детские игрушки). Эту роспись называют Пермогорской, от названия деревни на реке Северная Двина. Особенность пермогорской росписи в том, что она очень яркая, хоть используются в ней только несколько цветов. Посмотрите и назовите, какие? (тёмно-красный, жёлтый, зелёный, чёрный, белый) Посмотрите внимательнее, почему она кажется такой яркой? (на белом фоне и все элементы обведены тонкой чёрной линией)

Посмотрите ещё на карту, какой промысел вы видите совсем близко к нашему городу, кроме оятской керамики? Около какого города располагается? (Волхов) Это Волховская роспись, чем она необычна? (изображаются цветы, очень похожие на настоящие, используется много цветов, краски смешиваются). Волховская роспись - это роспись по дереву, но она напоминает другую русскую роспись, которой украшают металлические подносы. Кто знает, как она называется? (Жостовская) Найдите и покажите её на карте. Волховская роспись такая красочная, потому что создаётся она необычным образом, на кисть наносится сразу не одна, а две или даже три краски, три цвета. Мазок такой кисти получается необычным, переливчатым.

Деревянные изделия расписывали не только в Пермогорье и Волхове, очень необычна, изящна мезенская роспись, в ней используют только два цвета – красный (алый) и чёрный. Кто видит её на карте промыслов? Присмотритесь, чем Мезенская роспись отличается, к примеру, от Волховской? (больше орнаментов, тоньше линии, не используются мазки кистью, всего 2 цвета) Такой росписью часто украшали деревянные прялки. Кто из вас знает, что это такое? (предмет народного быта, орудие труда, на котором пряли нитки, из которых ткали ткань на пошив одежды или, если нитки были из шерсти, вязали тёплые вещи)

Так вот, разные умельцы со всех областей приезжали в новый город, чтобы строить его и жить в нём. Приезжали не одни, а со своими семьями, привозили вещи, домашнюю утварь. Как вы понимаете слово «утварь»? Утварь – это от слова творить, то есть делать, производить, создавать; обозначает искусственно созданные и движимые (которые можно передвинуть) предметы домашнего быта. А что в деревенском доме нельзя передвинуть? Верно, печь. Привозили мастера своих жён и детей, поселялись в Петербурге. Но пока домов было в городе мало, шла стройка, жили люди самых разных профессий вместе, по нескольку семей в одном доме. Все они друг другу помогали и, заодно, учились друг у друга. Собирались мастера вечером все вместе за большим столом и начинали рассказывать, кто что особенное умеет делать, каким промыслом славится его малая родина. Ребята, как вы думаете, почему я сказала «малая родина», что это значит?

Верно, Родина у всех нас одна – Россия, а малой родиной называют ту деревню, село или город, откуда человек родом.

3 часть (рефлексия)

Теперь посмотрите ещё раз на нашу карту, там изображено гораздо больше промыслов, чем мы с вами сегодня назвали. Давайте вспомним, о каких промыслах мы с вами вели речь? (Оятская роспись, Великоустюжский изразец, Пермогорская, Волховская, Мезенская) А какие ещё росписи вы знаете из изображённых здесь? (Хохломская, Городецкая, Гжельская, Жостовская) Какие игрушки вам знакомы? (Каргопольская, Дымковская, Филимоноская, Полхов-Майданская матрёшка) На самом деле, народных промыслов у нас в стране гораздо больше, чем я изобразила на этой карте, их так много, что все не уместились.

Элементы ТРИЗ:

- Как вы думаете, ребята, для чего людям нужно знать историю и культуру родного края, своего Отечества? Что бы могло произойти, если бы не сохранилось памятников архитектуры, предметов искусства (скульптур, картин, расписной посуды и мебели); если бы люди потеряли память о прошлом своей семьи, страны? Давайте разделимся на 2 команды (воспитатель раздаёт жетоны двух цветов, команда Красных обсудит между собой, а потом расскажет нам, что в этом плохого, а команда Фиолетовых – что хорошего могло бы получиться в этом случае.

Проходит обсуждение.

Воспитатель: Молодцы, вы все задумались над важностью сохранения и изучения наследия наших предков. Давайте теперь поиграем в игру и узнаем, у кого какая память, кто что запомнил.

Дети играют в сюжетно-ролевую игру «Ярмарка мастеров».

Цель – сформировать эстетические представления о народных промыслах.

Игровое правило: дети выступают в качестве «народных умельцев», каждый из которых представляет свой промысел, своё ремесло.

Игровое действие: на ярмарке нужно не только продать свой товар, но его рекламировать, рассказывать о нём, чтобы заинтересовать покупателей.

Воспитатель: Я вижу, вы, ребята, хорошо запомнили центры русских народных художественных промыслов, изображённые на нашей карте. В следующий раз мы с вами попробуем изобразить на бумаге особенности одной из художественных росписей нашего края, подумайте пока, с какого промысла вы хотите начать. Благодарю всех за внимание!

Публикации по теме:

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел»Конспект НОД по ФЭМП для детей старшего дошкольного возраста «Мы спешим на помощь! Измерение объема жидких тел» Конспект НОД по познавательному развитию На тему: «Мы спешим на помощь!» Для детей старшего дошкольного возраста Разработала воспитатель.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на планету Звездалию» С применением игровой,здоровьесберегающей,ИКТ технологий. Воспитательные задачи: -воспитывать уважение к профессиям людей (космонавт).

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Юные шахматисты» Тема: «Юные шахматисты» Цель: знакомство с игрой в шахматы. Воспитательные задачи: • воспитывать интерес к игре в шахматы; • .воспитывать.

Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Космическое путешествие» Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшего возраста на тему: «Космическое путешествие» Воспитатель: Шубина О. Н.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в подводное царство» для детей старшего дошкольного возраста ГБДОУ детский сад №28 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей Красногвардейского.

Конспект занятия по познавательному развитию «Лес нашего края» Конспект занятия по познавательному развитию «Лес нашего края» Программное содержание: - Дать представление о широколиственном, хвойном,.

Проект «Народные промыслы родного края» Проект: «Народные промыслы родного края» (в рамках опытно-экспериментальной площадки «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего.

Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир живой природы родного края» .

Проект «Народные промыслы Нижегородского края» Ничто не скрепляет народ как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем выше его национальная гордость.

Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Будь здоров!» для детей младшего дошкольного возраста МКДОУ «Детский сад комбинированного вида №3 г. Медвежьегорска» Конспект НОД по познавательному развитию на тему: «Будь здоров!» для детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста беседа на тему «Народные промыслы нашего края»
Опубликовано: 5 января 2018 в 23:21
+21Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста беседа на тему «Народные промыслы нашего края»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Цветкова (УИ 282271) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД