ольга туркина
Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир живой природы родного края»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по познавательному развитию
детей старшего дошкольного возраста
«Удивительный мир живой природы родного края».
Вид проекта : информационно-творческий, долгосрочный.
Руководители проекта : Туркина О. В., воспитатель ГБОУ СОШ №6 СПДС «Иволга», подготовительной группы.
Участники проекта : дети подготовительной группы №1 ГБОУ СОШ №6 СПДС «Иволга», родители (законные представители, воспитатель Туркина О. В.
Публикация «Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста „Удивительный мир живой природы родного края“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Сроки реализации проекта : сентябрь 2016 – май 2017г.
Актуальность проекта :
Берегите эти воды, эти земли.
Даже малую былинку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя…
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира, он хочет его познать. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Именно исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.
Цель проекта : Формировать у детей экологические представления, бережное отношение к природе и всему окружающему.
Задачи проекта и ожидаемы результаты:
№ Задачи Ожидаемый результат
1 Образовательные:
• Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
• Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности. Используются разнообразные формы работы с детьми по формированию у детей экологические представления, бережного отношения к природе и всему окружающему.
Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
2 Развивающие :
• Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать. Дети будут смело экспериментировать, начнут проявлять инициативу.
3 Воспитательные:
• Воспитывать наблюдательность и процессе поисково-познавательной деятельности.
• Повысить интерес родителей к экологическому воспитанию детей. Дети будут чувствовать поддержку родителей, что придаст им уверенности в собственных силах, они станут активнее.
Возможные риски проекта :
№ Возможный риск Возможный способ преодоления
1 Не всегда дети доводят дело до конца Помочь преодолеть нежелание выполнять до конца поручения
2 Не всегда дети могут договориться о совместной деятельности Помочь разбиться по группам, формировать дружеские отношения внутри коллектива
3 Не всегда родители желают оказывать содействие Побуждать к совместной деятельности со своими детьми
Этапы реализации проекта :
№ Содержание работы Срок исполнения Результат
Подготовительный этап: постановка проблемы, сбор информации, материалов, планирование работы по этапам.
Цель: обсудить способы решения проблемы, заинтересовать детей и родителей, привлечь родителей к сбору материала и информации.
1 Пополнить уголок рисования цветной солью, материалами для рисования. 1 неделя сентября Приобретены все необходимые материалы
2 Составление перспективного плана проекта 2 неделя сентября Конспекты, перспективный план
Основной этап: получение продуктов проекта, подведение промежуточных итогов в виде создания выставок, презентаций проекта, проведения открытых показов ООД, драматизаций.
Цель: создать все условия для достижения поставленных задач (пополнить уголок по экологии различными материалами, вовлечь всех детей в поисково - познавательную деятельность, обеспечить детей всеми необходимыми материалами для самостоятельной деятельности, для проведения ООД).
Работа с детьми
Сентябрь
2016 3,4 неделя – осуществление планов по подготовительному этапу
результат
Октябрь 2016 Животные Самарской области
1 неделя
Изобразительная деятельность (лепка) «Учимся лепить зайца»
2 неделя
Коммуникативная деятельность «Дикие животные»
3 неделя
Просмотр и обсуждение презентации «Дикие животные Самарской области», изобразительная деятельность (аппликация) «Царство диких зверей»
4 неделя
Подготовка к драматизации сказки «Мешок яблок»
Выставки детских работ Конспект презентация репетиция драматизации
Ноябрь 2016 1-2 неделя
Создание лэпбука «Дикие животные Жигулей»
3 неделя
Драматизация сказки «Мешок яблок» Лэпбук
Драматизация сказки
Декабрь 2016 Зимующие птицы
1неделя
Наблюдения за зимующими птицами на прогулках
Подготовка к созданию коллажа «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».
2неделя
Изобразительная деятельность «Пернатые соседи»
3неделя
Показ презентации «Забота о зимующих птицах».
4неделя
Подготовка к акции «Покорите птиц зимой» Материалы для коллаж Конспект выставка рисунков Презентация репетиция к акции «Покормите птиц зимой»
Январь 2017 2 неделя
Создание календаря наблюдений за птицами территории детского сада.
3 неделя
Наблюдение за птицами на прогулках Календарь
Февраль 2017 1 неделя
Наблюдение за птицами на прогулках
Коммуникативная деятельность «Зимующие птицы»
2 неделя
Создание коллажа «Зимующие птицы», «Перелетные птицы».
3 неделя
Акция «Покормите птиц зимой» Коллаж
Конспект
Инсценировка по акции «Покормите птиц зимой»
Март 2017
Насекомые
1 неделя
Проведение физкультурного развлечения «На полянке»
2 неделя
Разучивание пословиц и поговорок о насекомых
3 неделя
Просмотр и обсуждение презентации «Насекомые Самарской области».
4 неделя
Разучивание и обсуждение народных примет
Драматизация летней сказки «Пчелки – добрые подружки» Физкультурное развлечение
Пословицы и поговорки
Презентация
Картотека народных примет
Драматизация сказки
Апрель 2017 Насекомые
1 неделя
ООД по познавательному развитию «В царстве цветов»
2 неделя
Посадка рассады цветов для клумбы
3 неделя
Коммуникативная деятельность «Лекарственные растения» Конспекты
Рассада
Май 2017 1 неделя
Просмотр и обсуждение презентации «Растительный мир Самарской области».
2 неделя
Изобразительная деятельность (рисование) «Царство растений»
3 неделя
Развлечение – экологический турнир «На цветочной полянке» Презентация
Конспект
Показ развлечения
Работа с родителями
1 Пополнение уголка по экологии материалами, сбор информации.
2 Консультации для родителей: «Растительный мир Самарской области», «Экологическое воспитание: как научить ребенка беречь природу», «Экологическое воспитание детей в семье», «Дикие животные Самарской области», «Берегите мир насекомых», «В союзе с природой», «Зимующие птицы» октябрь2016
3 Помощь в создании выставок, альбомов.
Работа с педагогами
1 Открытый показ для педагогов драматизация сказки «Мешок яблок» ноябрь 2016
2 Открытый показ для педагогов акция «Покормите птиц зимой» февраль2017
3 Открытый показ для педагогов драматизация сказки «Пчелки – добрые подружки» март 2017
4 Открытый показ для педагогов развлечение – экологический турнир «На лесной полянке» май 2017
Обобщающий:
Цель: познакомить с результатами проекта общественность.
1 Презентация «Удивительный мир живой природы родного края» (составленная на основании опыта работы). февраль2017
2 Размещение материалов проекта в интернет ресурсе. май 2017
Итоговое мероприятие: Экологическая тропа вокруг детского сада «В гости к Осени».
Оценка результативности работы над проектом : Используются разнообразные формы работы с детьми по формированию у детей экологические представления, бережного отношения к природе и всему окружающему.
У детей сформировалось бережное, ответственное, эмоционально - доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
Сформированы навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
У родителей повысился интерес к ответственному отношение детей к окружающей среде и своему здоровью.
Литература:
1. Аникина В. П. «Живая вода» - устное народное творчество// «Детская литература», 1975.
2. Виноградова Н. Ф. «Наша Родина»// «Просвещение», 1984.
3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»// Москва, «Просвещение», 2001.
4. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе. Познавательное развитие. ИЗО. Экология»// Воронеж ТЦ «Учитель», 2005.
5. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»// Санкт-Петербург, «Детство – Пресс», 2004.
6. Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» // Москва: ТЦ Сфера, 2005.
7. Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации» // Москва: Мозаика – Синтез, 2006.
8. Жуковская Р. Н., Виноградова Н. Ф. «Родной край»//Москва «Просвещение», 1985
9. Журналы «Дошкольное воспитание» №7, 2003.; №7, 2005 г. ; №7, 2006 г. ; №10, 2009 г. ; №3, 7, 2010 г.
10. Зубарева Е. Е. «Хрестоматия по детской литературе»// Москва, «Просвещение», 1988.
11. Казакова Т. Г. «Развивайте у дошкольников творчество»// Москва, «Просвещение», 1985.
12. Короткова Н. А. «Познавательно-исследовательская деятельность»// «Дошкольное воспитание» №7, 2002.
13. Новикова Е. Н. «2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок»// ООО «Фирма «Издательство АСТ»», 1999.
14. Плешаков А. А. «Мир вокруг нас»// Москва, «Просвещение», 2005.
15. Сайты интернета для воспитателей.