Уртаева Рита Викторовна
Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе «Путешествие на воздушном шаре»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
по познавательно-речевому развитию в
«Путешествие на воздушном шаре»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Физическая культура», "Безопасность".
Виды детской деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, трудовая, двигательная, чтение.
Публикация «Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в старшей группе „Путешествие на воздушном шаре“» размещена в разделах
Цель. Углублять интерес к познавательной деятельности, умение делать простейшие умозаключения.
Задачи:
Образовательная область: «Познание»
- Уточнить и расширить знание детей о воздухе и воде, роли в жизни человека и живых организмов.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
- Расширять представления о свойствах воды (прозрачность, не имеет формы, вкуса, запаха) и воздуха (расширяется при нагревании и сжимается при охлаждении); стимулировать желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
- Воспитывать у детей стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту.
- Закрепить правила безопасного поведения в лаборатории.
Образовательная область: «Коммуникация»
- Развивать желание участвовать в совместной коллективной деятельности.
- Активизировать словарь детей словами по теме: модель, глобус, лаборатория, опыты, оборудование.
- Способствовать развитию мышления, любознательности.
Образовательная область: «Художественное творчество»
- Развивать у детей наблюдательность, воображение и чувство композиции.
- Закреплять умение детей располагать изображение на листе бумаги, рисовать крупно.
Планируемые результаты. Развитие интегративных качеств «любознательный, активный», «эмоционально отзывчивый», «овладевший средствами общения с взрослыми и сверстниками».
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация «Путешествие на воздушном шаре», глобус, воздушный шарик, тазик с горячей (не более 60 гр.) и холодной водой, пластмассовая бутылка, пластмассовые стаканчики, тарелки, блюдца, соломки для коктейля, сок, молоко, деревянные кубики, кирпичики, банки, сахар, ложки; запись на DVD (журчание воды, шум воды); шапочки к игре «Тучка и капельки» - капельки, солнышко, тучка; лист бумаги А-4, фломастеры (на каждого ребёнка).
Место проведения – групповое помещение.
Предварительная работа:
Наблюдение, беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой, рассматривание знаков запретов.
Ход непосредственной образовательной деятельности.
1. Организационный момент
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать? На чём можно отправиться в путешествие? (Ответы детей.) Предлагаю сегодня воспользоваться воздушным шаром. Но что бы отправиться в путь нам нужен важный помощник, о нё м говорится в загадке:
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Невидимка он, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух).
Воспитатель открывает изображение воздушного шара.
Воспитатель Скажите, зачем под шаром расположена горелка? (Предположения детей.) Сейчас мы с вами узнаем, что происходит с воздухом, когда его нагревают.
Воспитатель надевает пустой воздушный шарик на горлышко пластиковой бутылки. Держит её в течении 1 минуты в горячей воде.
Воспитатель. Что вы видите? (Шарик надувается.) Это происходит потому, что воздух в бутылке нагревается, расширяется и заполняет шарик, и он надувается.
Воспитатель ставит бутылку с шариком в холодную воду.
- Что вы видите? (Шарик сдувается.)
- Как вы думаете, почему так происходит? (Предположения детей.)
- Итак, воздух при охлаждении сжимается и выходит из шарика - он сдувается. Зачем же нужна горелка воздушному шару. (Чтобы он взлетел.)
Вывод. При нагревании воздух расширяется и заполняет шар. Когда горелка выключается, воздух постепенно охлаждается и сжимается - шар сдувается.
Воспитатель. Отправляемся в полёт! Посмотрите на глобус. Так выглядит наша земля из космоса. Что на глобусе обозначено синим цветом? (Вода.) Итак, считаем до трёх и в путь! Закрываем глаза, а теперь открываем! Внимание! Вот мы и прилетели! Приземляемся! (Дети выходят из-за стульев; звучит тихая музыка, журчание, шум воды.)
- В какую же страну мы с вами попали? Это волшебная страна Водиландия.
Воспитатель обращает внимание детей на стол на котором стоит вода, тазик, различные баночки, стаканчики и т. д.)
Воспитатель. Где жители этой страны, почему мы никого не видим?
Ой, смотрите, Капелька!
- Смотрите, записка. (Воспитатель читает записку.)
Жителями этой страны являются такие, как я, а все вместе они образуют воду, которая у вас на столе. Мои подружки капельки уже превратились в воду, а я заблудилась, потому что ничего не знаю о воде и её свойствах.
Воспитатель. Ребята, а мы знаем с вами о воде и её свойствах. Поможем капельки догнать её подружек?
Дети. Да!
Воспитатель. Расскажем!
2. Чтение стихотворения Н. Рыжовой
- А какое стихотворение мы с вами знаем о воде?
Воспитатель.
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде?
Ребёнок.
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает
Ледником в горах зовётся
Лентой серебристой вьётся.
На плите у нас кипит.
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы её не замечаем.
Мы привыкли, что вода
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
3. Эксперементы.
Воспитатель. И правда, без воды жизнь представить сложно.
Воспитатель. И мы докажем это, но для этого нам нужно вооружиться вниманием и терпением. И конечно нам нужна лаборатория.
Капелька. Пожалуйста, лаборатория у нас есть, но прежде чем войти в неё, нужно знать правила поведения при экспериментировании.
Воспитатель. Ребята, давайте вспомним правила поведения в лаборатрии:
- не толкай соседа во время работы;
- сначала посмотри, потом повтори;
- убери и на место положи;
- с горячей водой будь осторожен.
Дети входят в лабораторию (столы с оборудованием для экспериментирования).
Воспитатель. Сейчас, Капелька, ребята покажут какими чудесными свойствами обладает вода.
Ребёнок 1.
Опыт 1. Взять стакан с водой и вылить немного воды на тарелку. Но выливать надо медленно. чтобы увидеть. как вода растекается.
Вывод. Вода льется и растекается.
Ребёнок 2.
Опыт 2. Взять стакан с чистой водой и понюхать её. Имеет ли вода запах? (Нет, вода не пахнет.)
Вывод. Вода не имеет запаха.
Ребёнок 3.
Опыт 3. Взять два стаканчика с соломинкой, в одном вода, в другом сок, попробовать воду, затем сок. Какой сок? (Вкусный.) А вода? (Без вкуса.) Вывод. Вода не имеет вкуса.
Воспитатель. У нас на столах лежат деревянные кубики, кирпичики. Это твёрдые предметы. Они имеют форму и сохраняют её. А есть ли форма у воды? Чтобы ответить на этот вопрос проведём опыт.
Ребёнок 4
Опыт 4. Будем наливать воду в чашечку, блюдце, баночку. Итак, что происходит с водой, когда мы её наливаем в баночку? Какую форму она принимает? (Форму баночки.) А что с ней происходит мы налили её в чашку? В блюдце? Она приняла форму банки, затем чашки и блюдца. Вывод. Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того сосуда, в который её налили
Воспитатель. А вот следующий стол, что вы скажете здесь?
Ребёнок 5
Опыт 5. У нас на столе лежат пуговицы, мозаика и 2 стакана, в одном вода, в другом молоко. Опустите мозаику и пуговицы в стакан с водой, молоком. В каком стакане нам хорошо видны предметы? А как вы думаете, почему в чистой воде видим эти предметы, а в стакане с молоком - нет?
(Потому, что вода прозрачная, а молоко - нет.) Значит это ещё одно
свойство воды.
Вывод. Вода прозрачная.
Ребёнок 6
Опыт 6. Положить в стакан ложку сахара, размешать. Что произошло?
(Сахар растворился.)
Вывод. Вода является растворителем.
Воспитатель. Вот видишь, Капелька, как много ребята знают о воде. (Слайд 7 весёлая капелька.)
Молодцы, ребята, вы умные и сообразительные. Но вы, наверное, немного устали. Давайте поиграем в мою любимую игру.
4. Физкультминутка «Тучка и капельки».
(Детям надеваю шапочки капелек, солнышко, воспитатель – тучка.)
Ход игры: Маленькие капельки, отпросились у мамы - тучки на Землю, погулять. Подул ветер, капельки полетели (звучит шум дождя, напоили капельки все живое на Земле, заскучали, объединились в ручейки (бегут парами, звучит шум ручейка). Захотелось им посмотреть, кто живет в речке (бегут змейкой под шум речки, вместе с водами речки попадают в море, (приседают). А в это время мама-тучка заскучала, просит солнышко помочь вернуть ее деток. Солнышко, пригрело своими лучами море, капельки нагрелись, стали подниматься на небо к маме-тучке (встают, поднимают руки, звучит легкая, спокойная музыка). Все радуются, игра закончена.
Воспитатель: Вот так ребята в природе происходит круговорот воды, дети еще раз рассказывают, как вода возвращается на Землю.
5. Воспитатель. Ребята, что произойдет, если на Земле не будет воды?
(Слайды 4, 5, 6.)
Ответы детей:
- Высохнет трава.
- Умрут животные.
- Умрет человек.
- Не будет дождя.
- Не сможем помыть руки.
- Мама не сможет помыть посуду.
- Не сможем готовить еду и т. д.
- Пожары нечем будет тушить.
- Не сможем купаться.
- Пароходы не смогут плавать.
Воспитатель. Вы отвечаете правильно. но главное - вода нужна, чтобы утолить жажду человека, животных и растений. А что произойдёт. если люди не включали краны? (А весь мир, в том числе и рыбы, погибнут, все реки вытекут, человеку не чем будет питаться и нечего пить.) Вот послушайте стихотворение:
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы из крана кап-кап-кап,
Мелеют реки и моря,
Не тратьте воду зря-зря-зря!
А то пройдёт немного лет,
И нет водицы - нет-нет-нет!
Воспитатель. Так что же надо делать дальше. чтобы вода не исчезла?
Дети. Надо экономить воду, беречь её, не загрязнять водоёмы.
Воспитатель. Дети, давайте нарисуем знаки запрета, чтобы всегда помнить, как сберечь воду.
Дети рисуют знаки.
Воспитатель. Дети запомнили, что воду надо беречь.
Воспитатель. Пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в воздушном шаре (дети садятся на прежние места). Итак, считаю до трёх и в путь! Закройте глаза, а теперь открывайте, их… Мы приземлились.
Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, вам понравилось наше путешествие? Почему? Как мы помогли Капельки? (ответы детей). Вот видите, как хорошо, что мы столько знаем о свойствах воды, о её значении в нашей жизни.
Воспитатель:
Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на Земле – ВОДА!
Экономь её и береги,
Мы ведь на планете не одни!