Воронцова Наталья
Консультация для родителей «Нравственное воспитание дошкольников в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальной задачей дошкольного образования является воспитание у детей таких морально-волевых качеств, как самостоятельность, организованность, настойчивость, ответственность и дисциплинированность. Развитие этих качеств необходимо для формирования всесторонне развитой личности и закладывания основ будущего ребенка. То, как у дошкольника формируют его характер, не только влияет на его успехи в учебе, но и формирует его общий взгляд на жизнь.
Пренебрежение важностью воспитания этих качеств с раннего возраста может привести к нездоровой динамике в отношениях между взрослыми и детьми, характеризующейся чрезмерной опекой и чрезмерным контролем. Это, в свою очередь, может привести к появлению таких нежелательных черт, как лень, несамостоятельность, неуверенность в себе и низкая самооценка. Более того, это может препятствовать развитию независимости и самостоятельности,
Исследования и наблюдения показывают, что многие родители недооценивают способность своих детей к воле и самостоятельности, часто сомневаются в их способностях и предпочитают чрезмерно покровительственный подход. Признание и поощрение внутренней силы и потенциала ребенка имеет решающее значение для того, чтобы дать ему возможность преуспеть как в школе, так и в жизни.
Дети, которые проявляют независимость и уверенность в себе в детском саду, часто показывают беспомощность, неуверенность в себе и растерянность в присутствии своих родителей, особенно когда сталкиваются с трудностями при выполнении легко выполнимых заданий. В то время как многие родители уделяют пристальное внимание подготовке своего ребенка к школе, их главная забота часто связана с академической подготовкой — обучением его чтению, счету и письму. К сожалению, это часто затмевает не менее важную задачу воспитания таких качеств, как независимость, настойчивость, ответственность и организованность.
Общеизвестно, что семья играет ключевую роль в формировании нравственного развития ребенка. Благоприятная, гармоничная семейная среда характеризуется эмоциональной теплотой, тесными связями и открытостью в выражении любви, заботы и неравнодушия. Эти качества создают прочную основу для развития ребенка в период его становления в дошкольном возрасте, когда влияние родителей наиболее сильно.
Ребенок процветает благодаря любви и привязанности своих родителей, а также содержательному общению со взрослыми — потребностям, которые наиболее полно удовлетворяются в рамках семейной ячейки. Когда дети чувствуют, что их безоговорочно любят и ценят такими, какие они есть, они испытывают чувство безопасности и эмоционального благополучия, что способствует их пониманию собственной ценности. Это основополагающее чувство любви открывает ребенка для позитивного влияния и поощряет доброту и сопереживание.
Уважение к индивидуальности ребенка, а также признание его потребностей и интересов способствуют развитию здоровой самооценки. Без этого ребенок может вырасти уязвимым перед унижением, несправедливостью или заниженной самооценкой. Сильное чувство собственного достоинства помогает детям оценивать свои собственные действия и действия других людей с точки зрения морали, позволяя им глубоко сопереживать другим. Испытывая честность и уважение в общении со взрослыми, дети учатся ценить справедливость и доброту, развивая в себе сострадательное отношение к самим себе и окружающему миру.
По сути, представление о себе у ребенка складывается на основе того, как к нему относятся взрослые в его жизни. Позитивное подкрепление воспитывает чувство уважения и достоинства, в то время как негативные оценки могут оставить неизгладимые шрамы. Придавая первостепенное значение любви, уважению и моральным ориентирам, семьи закладывают основу для воспитания эмоционально защищенных и морально ответственных личностей.
Мнения и обратная связь взрослых, которым доверяют и которые проявляют уважение, имеют особое значение для ребенка. Эти оценки должны не только подчеркивать то, что сделал ребенок — как положительное, так и отрицательное, — но и подчеркивать влияние его действий на других. Это помогает ребенку постепенно научиться осознавать, как его поведение влияет на окружающих, формируя его моральное сознание и социальную ответственность.
Чтение сказок и рассказов, в которых описывается конфликт между положительными и отрицательными персонажами, играет жизненно важную роль в формировании нравственных ориентиров ребенка. Благодаря этим историям дети сопереживают испытаниям и победам героев, болеют за их успех и учатся отличать добро от зла. Этот опыт укрепляет их понимание морали и прививает отношение к добру и злу.
Дети, которые начинают ходить в школу, не развив в себе способности добиваться поставленных целей, самостоятельно соответствовать повседневным ожиданиям и настойчиво решать задачи, часто испытывают трудности с адаптацией. Им может быть трудно организовать себя для выполнения заданий в классе, что приводит к низкой успеваемости, разочарованию и проблемам с поведением.
Такие задачи, как забота о себе и выполнение небольших обязанностей, не только развивают практические навыки, но и закладывают основу для ответственности. Хотя дети младшего возраста могут еще не понимать, что их усилия приносят пользу им самим и облегчают бремя других, это понимание приходит со временем под руководством взрослых.
Обучение детей навыкам самообслуживания, таким как самостоятельное одевание или уборка, дает прекрасную возможность развить независимость и настойчивость. Эти задачи требуют усилий и решительности, позволяя детям испытывать удовлетворение от достижения цели собственными действиями. Более того, эти навыки позволяют им помогать другим, укрепляя идею о том, что их вклад имеет ценность и смысл.
По сути, обучение младших дошкольников навыкам самообслуживания является эффективной стратегией воспитания морально-волевых качеств. Поощряя самостоятельность и настойчивость в повседневной деятельности, взрослые помогают детям развить уверенность и решительность, необходимые для того, чтобы справляться с трудностями и вносить позитивный вклад в свое социальное окружение.
Семейная среда обеспечивает идеальные условия для вовлечения детей дошкольного возраста в различные формы работы. По сравнению с задачами, выполняемыми в детском саду, семейные обязанности часто более разнообразны, и их цель более очевидна для ребенка, особенно когда речь идет о домашних делах и практических занятиях. Влияние работы взрослых в семье особенно велико, поскольку она вдохновляет детей своим примером и воспитывает естественное желание вносить свой вклад.
Мотивы, побуждающие ребенка участвовать в семейной работе, исходят из его привязанности к родителям, братьям и сестрам, а также в его стремлении заботиться о близких и приносить им счастье. Детям часто нравится выполнять задания, которые менее распространены в детском саду, такие как стирка одежды, мытье посуды, помощь в приготовлении пищи или поход за продуктами. Эти занятия не только разнообразят их впечатления, но и укрепят их чувство принадлежности и ответственности к семье.
Благоприятные условия в семье играют жизненно важную роль в формировании трудовой этики ребенка и воспитании его морально-волевых качеств. По наблюдениям родителей, задачи по уходу за собой занимают первое место среди видов работы, выполняемой старшими дошкольниками по дому, за ними следуют уборка игрушек и помещений. Однако другие виды работы, как правило, занимают менее заметное место в повседневной жизни ребенка.
Чтобы эффективно использовать труд как инструмент нравственного воспитания, родители должны учитывать мотивы, лежащие в основе участия их ребенка. Поощрение ребенка к выполнению заданий должно выходить за рамки простого инструктажа; оно предполагает формирование значимых мотивов, побуждающих к волевым усилиям. Согласовывая задачи с целями, которые взрослые считают ценными для нравственного развития ребенка, — например, помогая другим, внося свой вклад в домашнее хозяйство или демонстрируя заботу, — родители могут привить своему ребенку более глубокое чувство цели в его действиях.
В конечном счете, создание значимых мотивов для работы ребенка не только развивает его чувство ответственности и независимости, но и укрепляет его моральный облик. Такой подход помогает детям воспринимать свой вклад как ценный и укрепляет связь между усилиями, достижениями и благополучием других людей.