лариса костаргина
Конспект НОД по познавательно–речевому развитию детей в старшей группе «Белокурая берёза — символ Родины моей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательно–речевому развитию детей в старшей группе «Белокурая берёза – символ Родины моей».
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Цель: Формирование у детей представления о русской березке, как символе Земли русской, о красоте окружающего мира.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД по познавательно–речевому развитию детей в старшей группе „Белокурая берёза — символ Родины моей“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Образовательные: расширить представления детей о деревьях; расширить кругозор о красоте окружающего мира; познакомить с деревом береза – русская береза, ставшим символом России; с характерными особенностями березы, составными частями дерева, по которым ее можно выделить среди других деревьев; рассказать о том, какую пользу береза приносит людям; познакомить со стихотворением, загадками, пословицами, приметами.
Развивающие: развивать речь детей, обогащать словарь; развивать продуктивную деятельность,
Воспитательные: воспитывать заботливое отношение к деревьям, к окружающей среде, к природе, воспитывать любовь к родному краю, развивать интерес к природе.
Виды детской деятельности: познавательная, восприятие художественной литературы, игровая, коммуникативная, продуктивная.
Материалы: картинки с изображением различных деревьев, леса; слайдовая презентация с изображением березки, березняка, запись русской народной песни "Во поле березка стояла", березовая веточка
Ход НОД
I. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня, ребята, я вам принесла очень красивые картинки, хотите их увидеть? (ответы детей). Отгадав загадки, вы узнаете что это за картинки. Послушайте внимательно:
Загадки про деревья, лес.
1. В шубе летом, а зимой раздеты. (Деревья.)
2. Нам в дождь и в зной поможет друг,
Зеленый и хороший –
Протянет нам десяток рук
И тысячи ладошек. (Дерево.)
3. Много рук, а нога одна. (Дерево.)
4. Весной веселит, летом холодит,
Осенью питает, зимой согревает. (Лес.)
Воспитатель. (Воспитатель выставляет картинки с изображением леса.)
- Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации.
-Что это? (Лес.)
- Как вы догадались, что это лес? (Много разных деревьев.)
- Названия каких деревьев вы знаете? (Ель, клен, тополь, береза.)
-А кто из вас был в лесу? Расскажите, что вы там делали. (Рассказы детей.)
-Красиво в лесу? Вам там понравилось?
Деревья – это жилища многих зверей, птиц. Деревья полезны тем, что очищают воздух, которым мы дышим, от вредных веществ. Нельзя ломать ветки, срывать листья. Тогда деревья будут долго радовать нас своей красотой.
Физкультминутка «Деревья»
Ветер сильный налетал, (Наклоны корпуса вперед-назад.)
Все деревья раскачал.
Ветки гнутся взад – вперед. (Рывки руками перед грудью)
Ветер их качает, гнет.
Будем вместе приседать – (Приседания)
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы размялись от души (Шагают на месте.)
И на место вновь пошли.
II. Основная часть. Ознакомление с деревом. (Береза)
Воспитатель: - Ребята я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации о природе нашей Родины. (показ слайдовой презентации о березке)
Обратить внимание детей на то, что в русских лесах очень часто встречается березка.
- Березка есть и на нашем участке. (Указывает на березу.)
Какое милое, очаровательное создание!
На поляне, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая берёза –
Символ Родины моей.
Слушание русской народной песни «Во поле берёза стояла».
(Дети вместе с воспитателем водят хоровод.)
Просмотр слайдовой презентации.
Воспитатель: У березы гладкий белый ствол с темными черточками. Сегодня я раскрою вам один секрет – через эти черточки береза дышит, а называются они «чечевички»! Посмотрите и скажите, а внизу, около земли, ствол березы какой? (Ответы детей) Ствол более темный и кора шершавая. Тонкие веточки опускаются красиво к земле. А что растет на этих на веточках? Маленькие клейкие зелененькие листочки и плоды березы - длинные сережки. Ребята, как вы думаете, береза любит солнце? (Ответы детей.)
Да, березы очень любят солнышко и растут обычно на полянках, где много солнца.
Словно девица русская, приумолкнув, стоит,
Над речушкой березка листвой шевелит.
Только ветер играет в косах длинных листвы,
Только звезды мигают ночью ей с высоты.
Рано утром встает она солнце встречать,
Улыбнувшись, посмотрит в зеркальную гладь.
И, наверно, на свете нет березы родней,
Ведь береза – частица России моей.
Береза украшает наши леса, города, села. Это очень красивое дерево. Про берёзку в народе говорят: «Берёзонька глаз радует, радость источает». Посмотрит на неё человек, и веселее у него на душе становится
Россия и берёза! Эти два понятия неразделимы. Ребята, за что же русский народ так любит берёзу?
(За красоту и пользу)
О ней сложено много стихов. Послушайте, что пишет поэт А. Прокофьев
Стихотворение. «Люблю березку русскую»
Люблю березку русскую,
То светлую, то грустную,
В беленом сарафанчике,
С платочками в карманчиках.
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю ее нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую,
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнется, - но не ломится.
Воспитатель: - В лесу береза приносит много пользы человеку, животным, птицам и другим растениям. А вы знаете, как люди могут использовать березу? Воспитатель обобщает ответы детей: «Люди заготавливают березовый сок? Только собирать его надо осторожно, чтобы не повредить дерева. Очень вкусный и полезный сок дарит нам это дерево. Даже птицы и животные любят березовый сок. Любят птицы и березовые почки. Птицы устраивают гнезда на березах, а внизу под березой можно найти грибы. Они так и называются – подберезовики. Из почек изготавливают лекарство, из листьев – желтую и зеленую краску. Березовые дрова считаются ценным топливом. Из древесины делают бумагу, фанеру, мебель, лыжи. Много пользы приносит нам береза. Белоствольная, кудрявая, шелковистая, русская красавица – такими ласковыми словами называют березу. Еще ее называют символ – России.
Про березу существует много пословиц, примет, загадок.
Приметы: из берез течет много сока – к дождливому лету; нет дерева белей на свете; летом на березе появляются желтые листья – осень будет ранней.
Загадки про березу.
1. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
2. Зелена, а не луг, бела, а не снег,
Кудрява, а не голова. (Береза.)
3. Ствол белеет, шапочка зеленеет.
Стоит в белой одежке,
Свесив сережки. (Береза.)
4. Клейкие почки, зеленые листочки.
С белой корой стоит под горой. (Береза.)
5. Разбежались по опушке
В белых платьях подружки. (Березы)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали – это береза.
- Как в любое время года мы можем узнать берёзу? (Белый ствол только у берёзы.)
Воспитатель: У слова «берёзка» есть слова – родственники. Давайте попробуем назвать их.
(Берёзонька, берёзовый, берёзовая, березняк, берёзка, берёзовица (сок в старину, подберёзовик).
Физкультминутка.
Выросли березки в поле (руки вверх)
Хорошо расти на воле! (руки разводим в стороны)
Каждая старается,
К небу, к солнцу тянется. (потягиваемся вверх, поднимая руки)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки. (руки наверху, покачивания из стороны в сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (наклоны всем корпусом)
Вправо - влево, взад - вперед
Так березки ветер гнет. (наклоны корпусом)
Он их вертит, он их крутит, (повороты туловища)
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна. (руки опустили, голову поднимаем вверх)
Наступила тишина. (опустили голову вниз)
Воспитатель: Берёза стала символом нашей Родины. Где бы ни был человек, как бы далеко от родной земли судьба не забросила его, он всегда, тоскуя о России, воскрешает в своей памяти шумящую на ветру, залитую солнцем или запушённую морозным инеем стройную красавицу берёзку. Где бы не росла берёзка- всюду она приносит людям радость и свет И быть ей на наших просторах всегда, потому что вечна земля Русская!
III. Заключительная часть. Подведение итогов
Вопросы: - С каким деревом вы сегодня познакомились?
-Что вы нового сегодня узнали о березе?
Игра «Березовая веточка»
Дети по кругу передают друг другу березовую веточку, одновременно рассказывая о том, что они уже знают о берёзе.
Дети:
Берёза – символ России.
У берёзы какой ствол? (белый, стройный ствол с черными пятнами).
А зачем березке черные пятна на стволе? (этими пятнами березка дышит, они заменяют ей легкие)
У берёзы какие ветви? (длинные, тонкие и гибкие ветви).
Березку называют каким деревом (кудрявым деревом, русским).
Листочки у березки формой похожи на треугольники.
Береза приносит пользу (краска, дрова, мебель, лыжи, корм для птиц)
В жару берёза делает прохладу, а в холод согреет.
Берёза может лечить людей.
Берёза даёт берёзовый сок.
Воспитатель: Что мы с вами можем сделать хорошего, доброго для этого деревца?
(Беречь, не ломать ветки, не ранить кору, ранки на стволе обязательно заклеивать. Ведь она живая!)
Помните всегда пословицу: сломать дерево – секунда, вырастить – года.
Подвижная игра «Во поле берёза стояла».
Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки. Остальные дети, взявшись за руки, образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.
Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»:
Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Люли, люли, стояла,
Люли, люли, стоя - ла.
Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой. В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их. Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.
Чем больше «берёзок», тем им легче ловить детей.