София Быкова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте во второй младшей группе «Звук [А] и буква А»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения во 2 младшей группе ДОУ.
Описание материала:
Данный материал можно использовать как самостоятельное занятие по обучению грамоте по программе ДОУ, так и в системе занятий по дополнительной платной услуге «Элементарная предшкольная подготовка».
Тема: «Звук и буква А».
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте во второй младшей группе „Звук [А] и буква А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2023
Цель: Познакомить детей 3-4 лет с гласным звуком «А» и буквой А.
Задачи:
Развивающие:
- Содействовать правильному и четкому произношению звука «А»;
- Развивать слуховое и речевое внимание;
- Учить слушать и слышать речь взрослого.
Образовательные:
- Учить детей отчетливо и правильно произносить звук «А» и звукоподражательные слова с этим звуком;
- Знакомство с буквой А;
- Обучение выкладыванию буквы А из счетных палочек.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, любознательность, интерес к занятиям по обучению грамоте;
- Воспитывать доброжелательные отношения к друг другу.
Материал и оборудование:
Ноутбук, записи (звуков природы, звуков города, звуков речи, игрушка аист, игрушки: арбуз, ананас, абрикос, автобус, красивый мешочек, отдельные карточки с изображением: вороны, лягушки, осла, гуся, собаки, резиновый мяч (легкий, карточки с печатной буквой А (большая и маленькая, красного цвета, счетные палочки по количеству детей (красного или розового цвета, запись презентации Железнова Е. «Музыкальный букварь. Буква А», раскраски буквы А с картинкой (печатной).
Литература:
1. Бахтина Е. Н. Букварь для малышей от двух до пяти [Текст] / Елена Бахтина ; худож. Марина Федотова. - Москва : Школа гениев, 2012. - 117, [2] с. : цв. ил. - (Уроки Школы Гениев : сер. осн. в 2004 г.).
2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Конспекты занятий с детьми 3-4 лет. М. : МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2020, - 104 с.
3. Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для малышей. Младшая группа : раб. тетр. / Денисова Д., Дорожин Ю. - Москва : Мозаика - Синтез, 2020. - 16 с. : ил. - (Библиотека программы воспитания и обучения в детском саду).
4. Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. -М. : Аквариум, 1996. -100 с.
5. Железнова Е., Железнов С. Музыкальный букварь. Буква А. (ссылка на YouTube https://youtu.be/os4C3cLbK_c).
6. Жукова М. А. Полный годовой курс. 3-4 года : [увлекательные задания для занятий дома с ребёнком трёх – четырёх лет] / М. А. Жукова. - Москва : Симбат, 2022. - 95 с. : цв. ил. ; 26 см. - (УМка) (Соответствует ФГОС).
7. Колесникова Е. В. Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет : учебно - методическое пособие к рабочей тетради "Раз - словечко, два - словечко" / Е. В. Колесникова. - Москва : Просвещение, Бином, 2022. - 72 с. : ил., цв. ил. - (Авторская педагогическая технология по обучению дошкольников элементам грамоты, (Соответствует ФГОС ДО).
8. Кондратенко И. Ю. Произносим звуки правильно. Логопедические упражнения / И. Ю. Кондратенко. - Москва : Айрис - пресс, 2018. – 64 с.
9. Маханева М. Д. Подготовка к обучению грамоте детей 4-5 лет / М. Д. Маханева. - Москва : Сфера, 2017. - 80 с. : табл. ; (Программа развития).
10. Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет [Текст] / [сост. Е. А. Страубе]. - Москва : Э, 2016. - 222, [1] с. : ил. ;
11. Раскраски «Буквы» для детей 3- 4 лет.
Орган. Момент:
Наши глазки - где они?
Вот - вот - вот! (показываем на глаза)
Наши ушки – где они?
Вот - вот - вот! (показываем на уши)
Видим, слушаем, запоминаем, (показываем на глаза, на уши, на рот)
Ни минуты не теряем (повороты головы из стороны в сторону).
ХОД НОД
Воспитатель: Ребята! Нас окружают разные звуки. Это могут быть звуки природы (включается аудиозапись, а на ней: пение птиц, шелест листвы, шум дождя, рычание животных, уханье совы, стук дятла по дереву, звуки разных предметов (включается аудиозапись, а на ней: скрип двери, сигнал автомобиля, звук игрушки, шум воды в раковине, звуки речи (включается аудиозапись, а на ней: песенка гласных звуков).
Воспитатель: А при помощи какого органа нашего тела мы можем услышать звуки? (Показывает на уши).
Воспитатель: Правильно, при помощи ушей.
Воспитатель: А ещё мы можем звуки произносить. Как вы думаете, при помощи чего? (Показывает на рот).
Воспитатель: Правильно, при помощи ротика и язычка.
Воспитатель: Но, к сожалению, все звуки носят шапочки – невидимки. А им бы так хотелось показаться нам. И тогда они попросили буквы стать для них домиками. Чтобы, посмотрев на ту или иную букву, вы сразу же догадались, какой звук или звуки тут живут.
Воспитатель: Буквы мы видим, пишем, читаем. Их ровно 33. И все они дружно живут в большом домике под названием «Алфавит».
Воспитатель: Ой! Ребята! Слышу к нам кто - то торопится.
(Воспитатель открывает дверь).
Этой белокрылой птице
В зоопарке не сидится.
Чтобы люди улыбались,
К нам летит навстречу…. (аист, появляется игрушка).
Воспитатель: Правильно! Это аист!
Аист: Здравствуйте! Я так рад побывать у вас в гостях. А где это я? Что за место такое интересное? Крыша? Чердак? Ванная? (Дети отвечают).
Дети: Это детский сад!
Аист: Детский сад! Никогда о таком не слышал! А что тут делают дети?
Дети: Поют, танцуют, занимаются, играют.
Аист: Играют…Это я люблю…И вот сейчас предлагаю вам со мной поиграть.
Аист:
Аист, аист, длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногой,
Топай левою ногой.
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
Взмахни— правым крылом,
После — левым крылом.
Вот тогда придешь домой.
(Выполняются движения по тексту).
Аист: Устал, немного отдохну. Ой! Что это? (появляется игрушка арбуз) Стульчик?
Дети: Это арбуз.
Аист: (появляется игрушка ананас). Может это стульчик?
Дети: Это ананас.
(Затем появляются игрушки абрикос и автобус, к ним аист задает аналогичный вопрос про стульчик).
Аист: Аист, арбуз, ананас, абрикос, автобус. Во всех этих словах живет звук «А». (Дети вместе с аистом повторяют слова и сам звук «А»).
Аист: Какой интересный звук. А давайте его попробуем пропеть? Я буду прокатывать к вам мяч и петь вот такую песню: «А ---А ---А». А вы его вернете мне обратно и повторите эту песню.
Аист: Теперь я поменяю песню. Я буду тянуть звук «А». Вот так «А…» и также прокатывать к вам мяч. А вы его вернете мне обратно и повторите.
Аист: И вот последняя песня – кричащая. Я прокатываю к вам мяч и не громко кричу звук «А», вот так. Дети должны вернуть мяч обратно и повторить песню.
Аист: Как здорово у вас получилось!
Воспитатель:
Аист птица – почтальон,
Прилетит весною он.
Прилетит издалека,
Принесет нам букву… (А).
(Воспитатель показывает букву «А» большую и маленькую, рисует вместе с детьми пальчиками в воздухе, произносит, как мы можем её сделать, три палочки).
Аист: А теперь я предлагаю вам ребята поиграть с большой и маленькой буквой А.
Когда я буду показывать большую букву «А», вы называете её громко и тянетесь на носочках вверх.
Когда я буду показывать маленькую букву «а», вы называете её тихо и приседаете.
Аист: Ребята! Как же у вас весело и интересно, но я совсем забыл про время. Меня ждет мама. Но мне так хотелось бы показать ей эту интересную букву. А как это сделать я не знаю?
Воспитатель: Не переживай, аист. Сейчас ребята возьмут цветные карандаши и нарисуют для твоей мамы эту букву.
1 Вариант (Работа с распечаткой – печатная буква А и одна картинка).
2 Вариант (Если дети очень устали, то можно выложить букву А из цветных палочек).
Аист: Спасибо вам, малыши!
Воспитатель: Спасибо тебе аист, что познакомил всех детей со звуком и буквой «А».