Светлана Пальминова
Конспект НООД по ознакомлению с окружающим и художественному труду в подготовительной группе ЗПР «Деревья осенью»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Деревья осенью»
Цель: активизировать и пополнить у детей словарь по теме «Осень. Деревья осенью»
Познавательное развитие
1. Закрепить с детьми признаки осени.
2. Закрепить название деревьев, их отличительные особенности.
3. Познакомить детей с картинами художников пейзажистов и с картиной художника Левитана И. И. «Золотая осень».
4. Учить детей создавать многографическую композицию, располагая предметы ближе, дальше.
Публикация «Конспект НООД по ознакомлению с окружающим и художественному труду в подготовительной группе ЗПР „Деревья осенью“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья осенью, листопад
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
5. Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
Социально-коммуникативное развитие
1. Развивать умение слушать и анализировать.
2. Побуждать детей активно взаимодействовать с педагогом.
3. Развивать умение слушать и анализировать.
4. Побуждать детей выражать свои мысли, самостоятельно подбирать точные и образные выражения.
5. Развивать творческое воображение фантазию.
Речевое развитие
1. Расширять и активизировать словарный запас по теме.
2. Развивать лексико-грамматический строй.
3. Продолжать работу по формированию диалогической речи.
Художественно-эстетическое развитие
1. Помогать детям почувствовать красоту и выразительность музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года».
2. Учить видеть красоту окружающего мира через картины художников и музыкальные произведения.
3. Учить самостоятельно находить приемы изображения как в отдельных видах деятельности, так и при интеграции.
4. Организовывать коллективную работу детей при создании произведений сюжетно-декоративного характера.
5. Развивать эстетическое восприятие.
Методы и приемы
1. Информационно-рецептивный метод: экскурсия, рассматривание, образец воспитания, показ воспитания.
2. Словесный метод: беседа, художественное слово, использование образца педагога.
3. Репродуктивный метод: повтор
4. Эвристический метод: самостоятельная художественная деятельность детей.
5. Сотворчество педагога и детей.
Технологии
1. Здоровьесбережения (речемоторная игра, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, психогимнастика).
2. Технология проблемного обучения.
3. Технология коллективного способа обучения (работа группой, индивидуальная работа)
4. Игровая технология.
Оборудование:
Проектор, мольберт, репродукция картины Левитана «Золотая осень», макет дерева, поднос, зеркало, ваза с ветками, мох, камешки, листья.
Ход занятия:
I часть. Орг. момент
Учитель-логопед: Дети, кто пишет картины? (ответы детей)
- Посмотрите на волшебный экран, сейчас он оживет. (Демонстрирую детям картины): Шишкина Н. В. «На севере диком…», «Утро в сосновом лесу», «Рожь», «Аленушка»; Васнецова В. М. «Весна», «Большая вода»; Левитана И. И. «Золотая осень».
Учитель-логопед: Что вы видите на этих картинах? (ответы детей – деревья)
- Какое время года изображено на картинах? (ответы детей)
– Правильно, дети. На этих картинах изображена природа в разное время года. Картина, на которой художник изобразил природу, называется пейзаж (проговариваем с детьми хором слово «пейзаж»).
II часть.
Учитель-логопед:Какое сейчас время года?
(ответы детей)
Учитель-логопед: Какие изменения происходят осенью с деревьями?
(ответы детей: листья желтеют, опадают, начинается листопад).
- Ребята, мы с вами собрали осенний букет. Выберите себе листья и скажите, с какого они дерева?
(ответы детей: это лист с клена – кленовый лист)
Учитель-логопед: Осень приготовила «чудо-дерево», оно без листочков. На нем могут расти любые листья (Дети прикрепляют листья и говорят, какие они бывают: желтые, красные, сухие, шуршащие)
Учитель-логопед: А сейчас я превращу вас в листочки.
- Мы листья разноцветные, нарядные, приметные,
На веточках сидели (машут руками,
Но ветерок подул на нас и плавно полетели (руки в стороны).
Летели мы, летели, на землю тихо сели.
III часть.
Учитель-логопед: Дети, с каким настроением вы пришли сегодня в детский сад? С грустным, веселым? (ответы детей)
- Послушайте стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора». Как вы думаете, с каким настроением писал поэт это стихотворение? (ответы детей)
– С помощью рисунка тоже можно выразить свое настроение. Мы с вами рассматривали картины разных художников.
- Я принесла еще одну картину.
- Но сначала давайте поиграем. (зрительная гимнастика)
Вот стоит осенний лес (круговые движения глазами)
Слева сосны, справа дуб (водят глазами вправо, влево)
Дятел сверху тук да тук.
Глазки ты открой, закрой.
Поиграем мы с тобой.
Учитель-логопед: Закройте глаза и послушайте музыку.
(включаю музыку П. И. Чайковского «Времена года»)
Какая по жанру музыка? (ответы детей).
Выставляю картину Левитана И. И. «Золотая осень»
Учитель-логопед: Эту картину написал художник Исаак Левитан.
Какое время года изобразил художник? (ответы детей)
– А как вы догадались? (ответы детей)
- Как бы вы назвали эту картину? (ответы детей)
– Художник Исаак Левитан назвал эту картину «Золотая осень».
- Как вы думаете, почему он так назвал свою картину? (ответы детей: деревья и трава как будто золотые)
– Посмотрите, какие яркие краски использовал художник. Какие цвета он использовал? (ответы: синий, желтый, оранжевый, голубой, белый, коричневый)
– Что вы видите на переднем плане картины? (ответы детей: я вижу луг, реку, березы)
– Что вы видите слева на пригорке? (слева растут березки)
– Как вы узнали, что это березки? (у них белые стволы)
– Что вы видите справа? (березку)
- А еще вдалеке видна дубовая роща. Какого цвета листья? (зеленые)
– Какая трава на лугу? (желтая, сухая)
- Посмотрите какая вода в реке на картине (вода в реке синяя, чистая, холодная)
- Река темнее, чем небо (вода в реке темно-синяя, а небо голубое)
- Посмотрите, вода такая чистая, что небо отражается в воде.
- Что вы видите вдалеке? (поле, лес)
- Как вы думаете, какая часть суток изображена на картине? (это день, потому что светло)
- Опишите погоду (погода солнечная безветренная).
- Что вы чувствуете глядя на эту картину? Радостно вам или грустно?
- Как вы думаете с каким настроением писал художник эту картину?
(ответы детей)
- Художник нашел яркие краски, чтобы изобразить золотую осень. Он увидел красоту осени и ему захотелось сохранить ее.
IV часть
Воспитатель:
- Ребята, художник Исаак Левитан увиденную красоту сохранил в своей картине. А как же мы можем изобразить эту красоту?
(Можно нарисовать осенние деревья).
- Можно вырезать и наклеить разные деревья и кустарники в осеннем наряде.
- Можно слепить из пластилина красивые деревья.
Воспитатель:
- Дети, давайте попробуем прямо здесь и сейчас изобразить осеннюю красоту по-своему, по-новому.
- Вот Левитан нарисовал воду (обратить внимание на картину). С помощью каких предметов можно изобразить воду? (краски, цветных карандашей, восковых мелков, пластилина).
- Деревья на картине отражаются в воде, как в зеркале. На что может быть похожа водная гладь? (на зеркало).
- У вас на столах тоже есть зеркала. Посмотрите в зеркало, что вы там видите? (мы видим себя). Это мы отражаемся в зеркале. Точно так же и осенние деревья могут отражаться в воде.
- Ребята, мы с вами принесли с прогулки красивые веточки березы. Сейчас мы все вместе поучимся делать осеннюю композицию, используя для этого зеркало.
Пальчиковая гимнастика:
Ветер по лесу летал, /плавные, волнообразные движения ладонями/
Ветер листики считал:
«Вот дубовый, /загибают по одному пальчику на обеих руках/
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березы золотой,
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку». /спокойно укладывают ладони на стол/
(Выставляю таблицу мнемотехники).
- Смотрим на таблицу и создаем композицию.
- Возьмем зеркало круглой или овальной формы, поднос такой же формы, несколько маленьких вазочек.
- Зеркало поместим на поднос, края замаскируем мхом, камешками, листочками. (показ и выполнение композиции).
- На что стало похоже наше зеркало? (на озеро).
- На «берегу» озера поставим вазы с веточками. Это деревья, которые отражаются в воде.
(Самостоятельная работа детей. Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года» - «Осень»)
Рефлексия.
Воспитатель:
- Можно ли пройти и не заметить такую красоту природы? (Нет)
- Что вы чувствуете, когда вы смотрите на такую красоту?
- Хочется гулять у этого озера.
- Мне хочется играть у такого озера.
- А я хочу любоваться этими деревьями.
Воспитатель:
- Ребята, за осенью совсем скоро наступит зима. Глядя на нашу композицию, мы долго еще будем вспоминать красавицу Осень. Подумайте и скажите, как можно назвать нашу композицию?
- «Осенняя композиция»
- «Деревья смотрят в воду»
Всем спасибо за за участие. Молодцы!