Юлия Рыжова
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Эти загадочные деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательный час в старшей группе
«Эти загадочные деревья»
Составила: Рыжова Ю. Ю.
2016-2017 учебный год.
Цель: расширять и закреплять представления детей о деревьях, особенностях их роста.
Задачи:
1. Формировать представление о пользе деревьев, О том, как люди ухаживают за деревьями.
2. Формировать умение детей чувствовать, понимать стихотворный текст.
3. Развивать слуховое и зрительное внимание.
4. Воспитывать интерес к поэзии и к родной природе.
Публикация «Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Эти загадочные деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Словарь: дерево, ствол, ветки, листья, иголки, рябина, берёза, дуб, осина, ёлка, сосна, лиственные, хвойные.
Материал:
демонстрационный: изображение деревьев, репродукции картин осеннего и зимнего леса, кроссворд;
раздаточный: листья деревьев из бумаги.
Предварительная работа: Экскурсия в лес, рассматривание деревьев и листьев, чтение произведений о деревьях : К. Д. Ушинского «Спор деревьев», М. Пришвина «Птицы и листья» и др.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Дидактическая игра «Так бывает или нет?»
Рады, рады, рады
Светлые берёзы,
И на них от радости
Вырастают розы.
Рады, рады, рады
Тёмные осины,
И на них от радости
Растут апельсины.
Вот пришла зима
И метут метели.
У деревьев от мороза
Ветки облетели.
Кончилась зима лихая,
Снег повсюду быстро тает.
А в лесу по весне
Цветут гвоздики на сосне.
После прочтения каждого четверостишья воспитатель задаё т вопрос: «Так бывает или нет? А что может быть? Что происходит?». Например: «Растут на осинах апельсины? А, что растёт на осине? Где же растут апельсины? Как называются эти деревья?»
II. Работа по теме.
Рассказ воспитателя о пользе деревьев
- О чём говорилось в этих стихах? Правильно, о деревьях. Деревья не только украшают наш город, они делают воздух чище. Зелёные листочки забирают из воздуха вредные газы и выделяют кислород, которым мы дышим. Люди на месте больных и старых деревьев высаживают молодые деревца. Их привязывают к колышкам, огораживают заборчиком.
(Воспитатель демонстрирует картинку.)
- Для чего это делают? Верно, чтобы дерево ветер не сломал, чтобы дети веточки не ломали. Деревце молоденькое, слабенькое, с нежными зелёными листочками, тоненьким стволом, а веточки – ещё тоньше.
Отгадывание загадки
- А теперь послушайте загадку.
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю.
(Выставляется картина осеннего леса)
- Что это? Правильно осень, а как вы догадались? Что происходит с деревьями осенью? (Листочки желтеют, краснеют, а потом опадают.)
- Как это явление называется? (Листопад.) Давайте и мы устроим листопад.
III. Физкультурная минутка.
- Покружились, покружились и в листочки превратились.
(Дети идут по кругу, держась за руки и говорят слова.)
Мы – листики осенние
На веточке висели.
Дунул ветер, полетели… (Разбежались в разные стороны.)
И на землю тихо сели. (Сели на корточки.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встали. Руки вверх.)
Закружились, полетели (Бег по группе.)
И на землю тихо сели. (Присели.)
(Игра повторяется 2 раза.)
IV. Продолжение работы по теме.
(Выставляется картина зимнего леса.)
- Кончилась осень, наступила зима. Все деревья голые стоят? А какие остались зелёными? Правильно, это ель и сосна. Лиственные деревья осенью сбрасывают все листья, а весной у них вырастают новые. А хвойные деревья меняют свои иголки постепенно, в течение всего года. Старые иголочки опадают, вырастают новые. Как называются деревья, которые сбрасывают листья? Какие деревья остаются зимой зелёными? Как вы думаете, почему деревья называют хвойными? Деревья называют хвойными потому, что иголки, которые растут на дереве, называют – хвоя.
- Деревья все очень разные красивые. Их рисовали художники, о них писали стихи и рассказы, разные авторы. Есть такая детская писательница – Ирина Токмакова. Она писала стихи о разных деревьях.
(Детям раздаются листья разных деревьев.)
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
- Я вам сейчас прочту стихи Ирины Токмаковой (демонстрируется портрет писательницы, а вы поднимите лист того дерева, о котором стихотворение.
(Зачитываются стихи из сборника И. Токмаковой «Деревья» о рябине, берёзе, дубе, осине.)
Отгадывание кроссворда.
- Мы живём с вами в России. Одно из деревьев считается символом России, о нём больше всего сложено стихов, написано песен. А узнаем мы, что это за дерево, отгадав кроссворд.
1. Отыскал я их в лесу,
А теперь домой несу.
Видишь – полное лукошко.
Будем жарить их с картошкой. (грибы)
2. Оно по небу плывёт
Яркое, с лучами.
Свет, тепло днём отдаёт,
Спит как мы ночами. (солнце)
3. Ягодка маленькая,
Кругленькая, красненькая.
На дереве растёт,
Кислый вкус даёт. (рябина)
4. Зимой и летом
Одним цветом. (ёлка)
5. Вот она пришла серебристая,
Белым снегом замела поле чистое. (зима)
6. Ночь уже не так темна,
Если светит нам (луна)
-Какое слово у нас получилось? Правильно берёза.
(Выставляется картина берёзы.)
- Посмотрите, какая она красивая. Про берёзу говорят кудрявая, белоствольная. Берёзка это украшение нашей Родины, в старину вокруг неё водили хороводы, поэтому её и называют символом России.
У красы – берёзки
Платье серебрится.
У красы – берёзки
Зелёные косицы. (П. Воронько)
V. Итог.
- Теперь вы знаете, какое важное дерево берёзка. Давайте вспомним, о чём ещё сегодня мы говорили?
(Дети дают ответы.)
- Верно, отгадывали загадки, говорили о том, как ухаживают за молодыми деревьями, слушали стихи, рассматривали картины. Много мы узнали об этих загадочных деревьях.
- Я подготовила для вас выставку книг, посвященную деревьям. Здесь книги не только Токмаковой, но и других авторов. А для того, чтобы вы запомнили форму листьев, я вам подарю книгу для закрашивания «Деревья».