Любовь Потопахина
Конспект НОД по освоению образовательной области «Познание» для старшей группы «Берёзовые тайны»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепление знаний детей о дереве «берёза», об особенностях внешнего вида и её полезных свойствах.
Задачи:
О. : расширить и уточнить представление о берёзе, уточнить знания детей о взаимосвязи человека и природы, формировать культуру общения с природой;
Р. : развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение;
В. : воспитывать любовь к Родине через любовь к родной природе.
Публикация «Конспект НОД по освоению образовательной области „Познание“ для старшей группы „Берёзовые тайны“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Предварительная работа: наблюдение за берёзой в разное время года, чтение художественной литературы о берёзе (С. Есенин «Белая берёза.», К. Паустовский «Подарок» и др., прослушивание аудиозаписей р. н. п. «Во поле берёзонька стояла…», «Люблю берёзку русскую» В. Газарян, А. Прокофьев в исп. В. Толкуновой.
Материалы и оборудование: репродукции картин И. Грабарь.»Февральская лазурь», И. Левитан «Весна. Большая вода», А. Куинджи «Берёзовая роща», И. Левитан «Золотая осень», CD-диск с записями голосов природы, иллюстрации поделок из бересты, берёзовый гриб- чага, берёзовые почки.
Ход:
- Нашу сегодняшнюю встречу я хотела бы начать с очень красивого стихотворения поэтессы И. Агеевой «Берёза». Пожалуйста, послушайте его внимательно.
Белоствольная берёза-
Символ Родины моей.
Нету деревца другого
Сердцу русскому милей.
Изумрудная весною,
А зимою- в серебре,
Машет веткой золотою
Всем детишкам в сентябре.
Каждый листик, как сердечко,
Полюбуйся. Погляди.
У родимого крылечка
Ты берёзку посади.
- Вам понравилось стихотворение? А как вы думаете, что такое Родина?
- Верно, это то место, где человек родился. У каждого жителя нашей планеты есть своя родина. А вы знаете, как называется ваша Родина?
- Да, наша Родина- Россия. Скажите, а что вы представляете себе, когда произносите слово «родина»?
- ответы детей.
- Правильно. Это матрёшка, самовар и русская берёзка. Русская берёзка- любимица русского народа. Недаром её называют «девица-красавица», «подруженька». А какие ещё названия вы знаете?
-Так какое же дерево является символом России?
- Берёза- вот символ нашей Родины. Она встречается во всех уголках России, её можно встретить даже в таких труднодоступных местах, где другие деревья попросту не приживаются. Там, где много тепла и света берёзы вырастают огромными, а где эти факторы отсутствуют, берёзки вырастают маленькими. Напомните мне, пожалуйста, где растут такие маленькие берёзки и как они называются?
- Такие берёзки растут на севере и называются карликовые берёзки. Молодцы!
Скажите, а чем кора берёзы отличается от коры других деревьев? Почему её называют «белоствольная»?
-Как называют кору берёзы? Что такое «береста»? Что за чёрные чёрточки на коре берёзы? Для чего они нужны?
-Вот сколько вы знаете о берёзе! А теперь я вас приглашаю в музей. Посмотрите на картины, которые здесь находятся. Вот картина И. Грабаря «Февральская лазурь», обратите внимание на берёзки, какие они молодые, стройные. Что ещё можно о них сказать?
- Обратите внимание на следующую картину, эту картину написал художник И. Левитан, называется она «Весна. Большая вода». Какое время года изобразил художник? Что вы испытываете, когда смотрите на эти белые, молодые берёзки?
- А теперь необычный автор, его имя Архип Куинджи. Вот его картина «Берёзовая роща». Здесь вы видите берёзки уже в какое время года? (Лето). Как вы догадались? Какое настроение они у вас вызвали?
- И вот перед нами последняя картина- «Золотая осень» И. Левитана. Почему осень «золотая»? А какое настроение у вас вызвала эта картина?
- Прежде, чем продолжить нашу прогулку по музею, я предлагаю отдохнуть.
Физкультминутка
Мы вокруг березы
Весело пойдем, Дети становятся в круг и идут,
Руки вверх поднимем, поднимают,
Покружимся слегка. кружатся,
И подбросим листья
Вверх под облака. делают движения подбрасывания.
А сейчас мы перейдём с вами в следующий зал нашего музея. Обратите внимание на предметы, лежашие на столике. Мы уже знаем, что берёза не только красивое, но и полезное дерево. Чем же оно полезно? Вот смотрите, это берёзовые почки. Нужны ли они человеку? Как человек их использует?
- Да, из него делают отвар, который придаёт человеку силу, лечит его от многих болезней. Я предлагаю вам тоже стать сильными и здоровыми и попробовать этот отвар, пожелав при этом друг другу крепкого здоровья.
- Вот перед нами лежат берёзовые листья, неужели они тоже чем-то полезны?
- И снова берёзка нас выручает, делится с нами своей природной силой! Настой из листьев берёзы очень хорошо лечит воспаления, почки у людей.
-Скажите, а кто- нибудь видел берёзовый веник? Длоя чего делает человек веники из берёзы? Наверное пол мести?
- Ну конечно же, не только пол метут вениками, но и лечатся! Но прежде, чем использовать такой веник, нужно залить его кипятком. И тогда веник обретёт целебную силу.
- Берёза- щедрое дерево. Чем ещё она полезна?
- Верно. Посмотрите на эти иллюстрации, на них изображены поделки из бересты. С давних пор люди мастерили из бересты лукошки для ягод т грибов, музыкальные инструменты и даже писали на ней письма. Для печек и каминов берёзовые дрова незаменимы, они долго горят и дают много тепла. А когда приходит весна, берёза щедро делится с нами своим соком:
Дятел продолбил кору
Льётся на песок
Золотистый сок
А лесной народ
Сок душистый пьёт!
Если человек берёт сок у берёзы, то он обязательно должен закрыть проделанное отверстие. Зачем, ребята?
- Правильно, чтобы берёза не заболела. Закрыть отверстие нужно землёй или глиной и обязательно нужно сказать берёзке «спасибо» за её щедрость и доброту.
- Спасибо, вам ребята, за то, что вы мне рассказали про берёзку. Я думаю, что и мой рассказ вам понравился. Я думаю, что сегодняшнее наше мероприятие не пройдёт для вас бесследно и вы станете настоящими друзьями для нашей берёзки!