Наталья Евсеева
Конспект по освоению образовательной области «Познание» «Малахитовая шкатулка» в старшей группе (5–6 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Стимулировать детей к самостоятельному познанию окружающего мира через активное с ним взаимодействие (осуществление поисково-исследовательской деятельности в естественных условиях);
2. Формировать представления о признаках и свойствах природных камней Южного Урала;
3. Развивать любознательность, внимание, наблюдательность, память; мышление;
4. Воспитывать культуру общения со сверстниками и взрослыми в процессе обмена мнениями; любовь к родному краю
Словарная работа: геолог, исследователь, полезные ископаемые, грейдер, природные камни, лаборатория, лупа.
Публикация «Конспект по освоению образовательной области „Познание“ „Малахитовая шкатулка“ в старшей группе (5–6 лет)» размещена в разделах
Оборудование: шкатулка из природного камня с изделиями из камней, контейнеры разного цвета, натуральные камни (малахит, змеевик, аметист, габра, макет горы; материал для проведения экспериментов: фартуки,лабораторная карта, цветные карандаши, лупы, прозрачные стаканчики с водой, картинка с изображением геолога,карточки с изображениями предметов нужных геологу, запись музыки, презентация с изображением современной техники для добычи полезных ископаемых, 3 эскиза каменного цветка для раскраски, контейнеры с мелкими камушками, клей ПВА, кисточки для клея,тарелочки для клея, салфетки,
Предварительная работа:
сбор информационного и иллюстративного материала о камнях и их использовании; создание музея камней ; чтение “Уральских сказов” П. Бажова; научные опыты (из чего сделана Земля, исчезающий мел, выращиваем кристаллы, осадочные породы, магнитные свойства камней, растворимые камни); игры с камнями (выбрать самый большой и самый маленький, “Разложи образцы”, “Придумай камню имя” (словотворчество, “Узнай камень”, “Два камешка”, воспроизвести узор камня на бумаге, “Что сделано из металла”, “Спрятанный камень” и пр.);
Индивидуальная работа: Активизировать мало активных детей
Организационный момент :
Воспитатель: Здравствуйте, ребята я очень рада видеть вас. Посмотрите у вас сегодня много гостей. Я предлагаю поздороваться с ними необычно. Давайте поздороваемся одними глазками, теперь ручкой, головкой, и словами. Молодцы.
А теперь посмотрите, что нового появилось у вас в зале? (ответы детей)
Воспитатель: Как вы думаете, кто мог ее прислать? (ответы детей)
Ход занятия:
На экране появляется Хозяйка Медной горы.
Хозяйка Медной горы:
“Здравствуйте, дорогие ребята. Я живу в горном царстве-государстве, которое находится на Южном Урале и являюсь его хозяйкой. Все мое богатство находится под землей. Геологи ищут камни - самоцветы, а мастера – ювелиры делают из них украшения. Мне хочется, чтобы вы больше узнали о камнях родного края. Примите мой подарок. Но, чтобы открыть шкатулку, вы должны выполнить задания, которые находятся в трех ларцах. Первое задание вы найдете в ларце под цифрой номер один.
Воспитатель: Ребята, давайте выполним с вами задания Хозяйки Медной горы. А первое задание мы найдем в ларце с цифрой 1
Дети находят ларец.
Воспитатель: А чтобы вам было всем удобно, давайте встанем на круги.
Дети встают на круги приклеенные на ковре. Воспитатель открывает ларец.
Воспитатель : Ребята посмотрите, что нам прислала Хозяйка Медной горы
(В ларце – картинка фигуры геолога, карточки с предметами, необходимые в экспедиции).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как называют профессию человека, который занят поиском полезных ископаемых? (Геолог) .
Верно, это геолог. И в своей работе он использует специальные предметы. А вы знаете, что это за предметы?
(На доске карточки с изображением различных предметов. Дети выбирают только те, которые необходимы в работе геолога, индивидуально подходя к доске)
Воспитатель: Ребята, раньше геологам приходилось очень не легко. Ведь чтобы найти месторождение полезных ископаемых им приходилось много трудиться в ручную. В наше время в труде геологам помогают современные машины. (На экране фото современных горнодобывающих машин)
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам стать геологами и отправиться в путешествие на Уральские горы на поиски камней. Давайте встанем друг за другом и отправимся в путешествие:
Мы с тобой идем в поход
Шаг вперед, второй вперед
Закатаем рукава
И наклонимся сперва
Раз лопатою капнем
Изумруд в земле найдем.
(Дети направляются к макету горы, на котором спрятаны различные камни, ищут их)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы с вами пришли на Уральские горы. а вы знаете, что у нас на Южном Урале геологи добывают много разных камней. Давайте и мы с вами найдем камни. Возьмите каждый по камню. Рассмотрите свои находки, вы нашли камни разные или одинаковые? (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, давайте попробуем с вами раскрыть секреты камней. А для этого нам необходимо найти следующий ларец. С какой цифрой?
(В ларце находятся халаты для работы в лаборатории)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, в ларце находятся халаты для работы в лаборатории. Давайте пройдем в нашу лабораторию и попытаемся раскрыть тайны найденных камней. А помогут нам в этом карты-схемы. (Воспитатель предлагает взять лабораторные карты (схематичные изображения признаков камней) и разместиться за лабораторными столами для изучения тайны камня. Направляет исследовательскую деятельность детей путем определения заданий для проведения опыта.
Опыт 1
Воспитатель: Рассмотрите камни через лупу и отметьте в карте, какого он цвета?
Дети: обводят на схеме цветными карандашами.
Опыт 2
Воспитатель: Потрогайте камень, какой он на ощупь. Обведите в таблице то, что по вашему мнению, верно.
Опыт 3
Воспитатель: Прислоните камешек к щеке. Какой он? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте отметим это в карточке. Подержите немножко в руке и опять прислоните к щеке. Что вы чувствуйте? Стал ли камень теплее? (ответы детей)
Воспитатель: Почему?
Опыт 4
Воспитатель: Опустите камень в воду. Что происходит? А почему? Отметьте в карте.
Воспитатель : Молодцы. Все справились. (предлагает 1-2 детям рассказать с помощью карты о своем камне, кто сможет)
Воспитатель: Ребята, у нас остался еще один не открытый ларец.
Дети выходят из-за стола.
Кто видит где он?
Дети находят ларец. (В ларце маленькая картинка каменного цветка)
Воспитатель : Ребята, посмотрите здесь находится рисунок каменного цветка из сокровищницы Хозяйки Медной горы. С ним случилась беда, цветок упал и разбился. Давайте поможем хозяйке вновь собрать этот цветок. А для этого нам понадобятся каменная крошка, которая находятся в ваших контейнерах. (На столах контейнеры с камушками, клей, салфетки, кисточки для клея)
Воспитатель : Давайте склеем цветок. Посмотрите ваш цветок разделен на четыре части. Выберете каждый по одной части. намажте ее клеем т посыпте каме6нной крошкой. Приступайте к работе.
(воспитатель достает две копии цветка. Распределяет детей по группам) Звучит музыка. Дети все вместе делаю картину каменного цветка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какие красивые получились у нас с вами цветки. Давайте отправим один Хозяйке Медной горы по почте. Она очень обрадуется такому подарку. А другой оставим у вас в группе в музее.
На экране появляется Хозяйка Медной горы
Хозяйка Медной горы: Молодцы! Вы справились с заданиями. Чтобы открыть шкатулку произнесите волшебные слова:
Дети подходят к главной шкатулке и произносят слова :
Сила камня помоги
Шкатулку волшебную нам отвори!
(Звучит музыка)
Воспитатель: Посмотрите, что находится в шкатулке, это украшения. А из чего они сделаны? Эти украшения сделаны из натуральных камней, найденных на Южном Урале. А украшения от Хозяйки Медной горы вы сможете рассмотреть получше уже в группе.
Итог занятия
Воспитатель: Ребята, какие секреты мы сегодня узнали о камне? Человек, какой профессии занимается поиском и добычей камней? Молодцы ребята мне было очень интересно с вами сегодня выполнять задания. А вам? Какое задание было самое трудное? Почему?