Ирина Русинова
Консультация для педагогов «Способы речевого развития детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь ребенка возникает и первоначально функционирует в процессе общения со значимым взрослым и ближайшим социальным окружением, поэтому первостепенной задачей дошкольного образовательного учреждения является развитие коммуникативной функции речи, предполагающей совершенствование понимания ребенком речи окружающих людей и овладение активной речью. Следовательно, мы можем говорить о том, что для детей раннего возраста на данном периоде онтогенеза перспективным направлением речевого развития является развитие у детей понимания речи взрослых, постепенное овладение активной речью и преодоление ситуационной связанности.
Для стимуляции развития речи детей раннего возраста, с точки зрения А. Н. Веркаса, необходимо как можно больше и правильно говорить с ребенком [5, с. 60]. Автор замечает, что одним их условий развития речи ребенка является постоянный диалог со взрослыми в процессе реального общения, который также помогает вовлечь ребенка во взаимодействие с окружающим миром, развить моторику и высшие психические функции [5, с. 63].
Анализируя работы А. Г. Рузской можно говорить о том, что пассивная и активная речь ребенка раннего возраста развивается в единстве [17, с. 5]. Для развития понимания речи, как отмечает автор, необходимо побуждать и поддерживать у детей интерес к слышимой речи, знакомить с названиями различных предметов, действий, природных явлений. Важную роль, по мнению. А. Г. Рузской, играет побуждение детей раннего возраста к выполнению просьб, поручений – это способствует не только установлению связи слов с предметами и действиями, но также это возможность оперировать речевыми инструкциями взрослого, подражать речи и использовать по собственной инициативе подобные обращения.
Важным моментом является создание условия для усложнения грамматического строя речи. С подобной целью, как отмечает А. Г. Рузская, педагог должен давать детям раннего возраста соответствующие образцы и побуждать детей использовать в речи предложения, состоящие их двух и более слов, вопросительные и восклицательные формы, разнообразные части речи. Необходимо уделять внимание и фонетическому слуху, в связи с тем, что он является одним из важных условий, определяющих способность понимать родную речь, воспроизводить звуковые образцы социального окружения, самостоятельно произносить фразы [17, с. 5]. Большое значение для развития понимания речи, расширения словарного запаса, усложнения грамматического и интонационного строя имеет детское словотворчество (рифмование слов, придумывание стишков, речевые игры-забавы, приобщение к художественной литературе, пересказ услышанного, развитие мелкой моторики (движения кистей, пальцев рук).
Существенным значением для развития речи детей имеет общение со сверстниками в игровой деятельности. Так, Л. Н. Галигузова отмечает, что игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка, оказывая влияние на все стороны его психического развития [6, с. 3]. Автор отмечает, что игра наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей, способствует физическому развитию и стимулирует двигательную активность, способствует социальному и речевому развитию детей раннего возраста.
В целом, проанализировав труд (А. Н. Веркаса, Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова, А. Г. Рузская, О. С. Ушакова, можно говорить о том, что сфера речевого развития ребенка раннего возраста должна включать в себя развитие понимания речи, развитие активной речи и приобщение к художественной литературе, игровая деятельность со сверстниками [17, с. 7]. К специальным играм и занятиям, направленным на развитие речи автор относит: разнообразные игры (потешки, хороводы, сюжетные, театрализованные, чтение и рассказывание произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций к произведениям, демонстрация диафильмов, игры-занятия с сюжетными картинками, разгадывание загадок, игры для мелкой моторики [17, c. 10].
Необходимым условием для развития речи детей раннего возраста является создание специальных психолого-педагогических условий – богатые впечатления, получаемые ребенком, речевое сопровождение всех видов совместной деятельности в рамках режима дня (переодевание, кормление, гигиенические процедуры, установление эмоционального контакта [17, с. 7].
Развитие речи у детей раннего возраста также характеризуется сильнейшей значимостью от условий и факторов семьи, семейного воспитания и включенности значимых для ребенка взрослых в психолого-педагогическое сопровождение речевого развития. Анализируя работу Л. Н. Санниковой и Т. Л. Горностай, мы можем говорить о том, что в ходе психолого-педагогического сопровождения семей с детьми раннего возраста, дошкольное образовательное учреждение должно поставить своими задачами педагогическое просвещение родителей (законных представителей, повышение педагогической культуры, а главное – целенаправленно стремиться вызвать интерес к формированию речевых умений ребенка раннего возраста. К основным направлениям работы с родителями (законными представителями) по вопросам речевого развития детей раннего возраста авторы относят:
повышение компетентности в вопросах развития речи детей раннего возраста средствами семинаров-практикумов, консультационной деятельности, подготовки тематической подборки просветительской литературы с целью информирования о наиболее благоприятных и интенсивных периодах развития речи;
организация индивидуальной работы с родителями (законными представителями) по развитию речи детей раннего возраста – осуществление диагностического обследования, составление индивидуального маршрута развития речи, подбор игр, литературных произведений и методических материалов для самостоятельной работы в домашних условиях;
привлечение родителей (законных представителей) к совместной игровой деятельности, направленной на развитие речи у детей раннего возраста – закрепление и автоматизация полученных знаний, умений и навыков проводится в игре (дидактической, сюжетно-ролевой, подвижной) [18, с. 112].
Оказание психолого-педагогического сопровождения родителей может заключаться даже в выборе игрушек, способствующих речевому развитию детей раннего возраста. Подготовив перечень необходимых для речевого развития детей игрушек, педагоги и психологи не только решают задачи, связанные с формированием речи, но оказывают помощь родителям в выборе полезных, педагогически значимых предметов для своего ребенка [18, с. 113].
Резюмируя данный параграф можно говорить о том, что нами произведен анализ теоретико-методологической литературы и представлены способы речевого развития детей раннего возраста. В соответствии с трудами (А. Н. Веркаса, Л. Н. Галигузовой, С. Ю. Мещеряковой, А. Г. Рузской, О. С. Ушаковой) мы можем говорить о том, что речевое развитие ребенка раннего возраста осуществляется в непосредственном общении с социальным окружением. Анализ литературы показал, что первоочередными направлениями речевого развития являются развитие понимания речи, развитие активной речи и приобщение к художественной литературе, игровая деятельность со сверстниками. Для решения поставленных задач речевого развития представители психолого-педагогического направления научного знания предлагают применять такие способы, как: разнообразные игры (потешки, хороводы, сюжетные, театрализованные, чтение и рассказывание произведений художественной литературы, рассматривание иллюстраций к произведениям, демонстрация диафильмов, игры-занятия с сюжетными картинками, разгадывание загадок, игры для мелкой моторики, а также просветительскую работу с родителями (законными представителями) для повышения компетентности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абраменкова В. В. Роль сказки в развитии культуры речи дошкольника и представления о семейных отношениях / В. В, Абраменкова // Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 165-168.
2. Авдулова Т. П. Современные психологические тенденции развития речи в раннем возрасте / Т. П. Авдулова // Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, 15 декабря 2016. – М. : МАНПО, 2017. – С. 161-165.
3. Бизикова О. А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах. Учебное пособие / О. А. Бизикова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 93 с.
4. Браудо Т. Е. Онтогенез речевого развития / Т. Е. Браудо, М. Ю. Бобылова, М. В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. – 2017. – №1. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ontogenez-rechevogo-razvitiya (дата обращения: 19.09.2020).
5. Веракса А. Н. Развитие речи в дошкольном детстве /А. Н. Веркаса // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2009. – №1. – С. 56-63.
6. Галигузова Л. Н. Развитие игровой деятельности. Игры и занятия с детьми 1-3 лет / Л. Н. Галигузова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. – 64 с.
7. Горлова О. А. Особенности строения и развития речевой деятельности детей раннего возраста / О. А. Горлова // Теория и практика общественного развития. – 2012. – №9. – С. 147-150.
8. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / под. ред. Н. В. Серебряковой. – СПб. : КАРО, 2008. – 64 с.
9. Иванова Е. В. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий / Е. В. Иванова // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – №3-3. – С. 633-637.
10. Китик Е. Е. Основы логопедии : учебное пособие / Е. Е. Китик. – М. : Флинта, 2019. – 196 с.
11. Ковригина, Л. В. Онтогенез и дизонтогенез речевого развития: учебно-методический комплекс / Л. В. Ковригина. – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2011. – 170 с.
12. Кулагина И. Ю. Психология развития и возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека : учебное пособие / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. – М. : Академический проект, 2018. – 420 с.
13. Лисина М. И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми / под ред. М. И. Лисиной; На-уч. -исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. – М. : Педагогика, 1985. – 208 с.
14. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко – URL: http://bcoreanda.com/Downloader/Dictionary/BigPsyh.pdf (дата обращения: 12.09.2020).
15. Розенгарт-Пупко Г. Л. Речь и развитие восприятия в раннем возрасте / Г. Л. Розенгарт-Пупко ; Акад. мед. наук СССР. Ордена Труд. красного знамени ин-т педиатрии. – М. : Изд. и тип. Изд-ва Акад. мед. наук СССР, 1948.
200 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006005757 (дата обращения: 13.09.2020).
16. Розенталь Д. Э. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов / Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова. – М. : Оникс, 2003. – 624 с.
17. Рузская А. Г. Развитие речи. Игры и занятия с детьми раннего возраста / А. Г. Рузская, С. Ю. Мещерякова. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2207. – 64 с.
18. Санникова Л. Н., Горностай Т. Л. Развитие речи у детей раннего возраста в семье: психолого-педагогическое сопровождение / Л. Н. Санникова, Т. Л. Горностай // Мир детства и образование. Сборник материалов Х очно-заочной Международной научно-практической конференции. – 2016. – С. 110-113.
19. Система работы по развитию речи у детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации / авт. -сост. О. Ф. Богатая. – Сургут: Сургутский государственный педагогический университет, 2020. – 86 с.
20. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2015. – 509 с.
21. Теплюк С. Н. Дети раннего возраста в детском саду. Программа и методические рекомендации / С. Н. Теплюк, Г. М. Лямина, М. Б. Зацепина. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 112 с.
22. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Письма и приказы / отв. ред. Т. В. Цветкова. – М. : Сфера, 2018. – 96 с.
23. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в схемах: учебное пособие / М. В. Скопинова – М. : Проспект, 2019. – 128 с.
24. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников / О. С. Ушакова. – М. : Издательство Института Психотерапии, 2001. – 256 с.