Крестьянинова Жанна
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Сказочное путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ Сапожковский детский сад №3
Сапожковского муниципального района
Конспект НОД по опытно – экспериментальной деятельности для детей старшей группы
Тема: «Сказочное путешествие»
(интеграция содержания образовательной области «Познавательное-развитие»,
«Социально-коммуникативное-развитие», «Речевое-развитие», «Физическое развитие»).
Подготовил:
Воспитатель высшей квалификационной категории
Крестьянинова Жанна Алексеевна
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Сказочное путешествие“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Цель. Создание условий для развития познавательно – исследовательской деятельности детей посредством ознакомления с некоторыми видами тканей и их свойствами.
Задачи:
1. создать условия для обучения детей поиску возможных путей решения проблемной ситуации во время экспериментальной деятельности (познавательное развитие);
2. создать условия для выражения детьми своего мнения (социально – коммуникативное развитие);
3. обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);
4. способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, внимания, умения выявлять несколько свойств тканей, используя схемы моделирования (познавательное развитие);
5. создать условия для побуждения детей к речевой активности (речевое развитие);
6. способствовать развитию навыков взаимодействия детей со взрослыми и сверстниками (социально-коммуникативное развитие);
Организация детских видов деятельности :
• общение ребенка с взрослым;
• игровая деятельность;
• исследовательская деятельность (исследовательская практика).
Тип, форма и методы используемые в ООД: формирующие, соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Тип – комбинированный
Метод – словесный, практический, исследовательский, игровой, наглядный.
Форма – фронтальная и индивидуальная.
Вид детской деятельности : коммуникативный, двигательный, игровой, здоровьесберегающий.
Активизация словаря: слова, обозначающие свойства тканей, просвечивается, не просвечивается, мнется, не мнется, промокает, не промокает, гладкая, шершавая и т. п.
Материалы и оборудование: бумажный самолёт, образцы тканей: ситец, плащевая 5х10 см, те же ткани на картоне А4 (по количеству детей, картонные конверты с вырезанными контурами зонтов, набор для экспериментирования на 2-х детей: плоская тарелка, бумажная салфетка, пипетки, вода в стаканах.
Ход организованной - образовательной деятельности :
Этап образовательной деятельности Организация рабочего пространства Деятельность взрослого Деятельность детей Психолого-педагогические условия/ задачи
Вводная часть (организационный момент) В. Я очень рада вас видеть. Какие вы сегодня красивые и нарядные. Посмотрите к нам пришли гости. Поздоровайтесь с ними. Ребята улыбнитесь гостям, а теперь улыбнитесь друг другу. У вас хорошее настроение? Дети стоят в кругу.
Ответы детей. Создание условий для психологического комфорта в группе:
обеспечение интереса и эмоциональности детей
Вводная часть (мотивационный момент)
Незаметно для детей в группе появляется самолётик с письмом. Взрослый вначале не обращает на него внимания. Воспитатель задаё т вопрос детям: Ребята вы любите путешествовать?
В. А хотели бы вы оказаться в сказке? А как нам туда попасть? Ответы детей. Условия для проявления поисковой активности
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для развития самостоятельности и инициативы
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Воспитатель: Откуда здесь мог появиться самолётик с письмом?
Воспитатель Вы хотите узнать, что тут написано? Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет, собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами.
Предположения детей.
Основная часть
Проблемная ситуация:
(Взрослый читает письмо).
Воспитатель: Дети, нас извещают, что одному сказочному герою нужна помощь таких умных и смелых ребят, как вы. Скажите, вы любите сказки? Тогда давайте вместе с вами отправимся в сказочное путешествие. Дети закрывают глаза, хлопают в ладоши и читают считалочку: «Путь в сказку» : один, два, три, четыре, пять. Вот и в сказке мы опять!
(порядковый счёт до 5). Условия для развития, речевой активности.
Условия для закрепления порядкового счёта.
Включается презентация, где мультипликационный герой, здоровается с детьми.
Воспитатель: - Пойдёмте к экрану, кто же нас встречает? Вы его узнали? Совершенно верно, это наш знакомый мультипликационный герой – Лунтик! Вы хотите ему помочь, тогда давайте его послушаем… (обсуждение сложившейся ситуации).
Дети обращают внимание на звуковой сигнал компьютера.
Просмотр видеослайда. (Ответы детей)
Условия для взаимодействия детей со взрослым.
Условия для поддержки речевой активности.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Запись голоса диктора: «Однажды на Луне родился необычный малыш, но случилось так, что он попал на землю и встретил там много интересных друзей. А вот, что с ним произошло дальше, мы с вами сейчас и узнаем». Воспитатель: - Что случилось с Лунтиком? Почему он такой растерянный и мокрый? Действительно, Лунтик попал под дождь. Он может заболеть и простудиться.
Воспитатель: Как мы можем помочь нашему другу?
Дети внимательно слушают запись и высказывают различные предположения.
(обсуждение сложившейся ситуации).
Ответы детей.
Дети предлагают свою помощь.
Художественное слово
В сумочке лежит вещица.
Та, что в дождик пригодится.
Мы её достанем, Мокрыми не станем.
Ничего, что дождь идё т:
Есть у каждого свой.
Загадка про зонтик
Воспитатель: Совершенно верно, мы можем подарить ему вещь, которая укроет Лунтика от дождя.
Если вы правильно ответите, на слайде появится – картинка – правильный ответ. Ответы детей.
Условия для взаимодействия детей со взрослым.
Условия для развития исследовательских
действий.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Воспитатель: Правильно, лучше всего от дождя спасает зонтик. Что самое главное в зонтике? Правильно, самое главное, чтобы он защищал от дождя.
Вместе с взрослым дети приходят к выводу, что зонтик должен быть сделан из ткани, которая не пропускает воду.
Ответы и предположения детей.
Атрибуты для исследования Воспитатель: Давайте подойдем к столам. Посмотрите, у каждого из вас есть кусочки ткани. Возьмите их в руки, мы вместе исследуем и назовём их свойства. Ответы по ходу исследовательских действий детей.
Индивидуальная работа за столом.
Условия для проявления поисковой деятельности.
Условия для развития познавательной активности
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Исследование ткани начинается с ситца
(беседа у стола) Воспитатель: Эта ткань пропускает свет? (Просвечивается – не просвечивается)
Эта ткань мнется или нет? (Мнется – не мнется)
Какова эта ткань на ощупь? (Гладкая, скользкая, шершавая) Ответы и исследовательские действия детей.
(работа за столами)
Дети вместе с воспитателем обговаривают способы проверки. Взрослый предлагает самим детям проверить образцы тканей с использованием схем моделирования.
Воспитатель: Так вот, ребята, ткань, которая пропускает свет, мнется и чуть шершавая на ощупь, называется ситец. А другая ткань, непрозрачная, плотная, не мнущаяся, гладкая, называется - плащевая.
Воспитатель: Как узнать из какой ткани получится непромокаемый зонтик?
Воспитатель: правильно, надо проверить ткань.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Эксперимент “Какая ткань не промокает?”
Взрослый предлагает детям провести эксперимент с водой и проверить ткани на проницаемость.
на столах атрибуты для исследования по количеству детей.
Воспитатель: Какие результаты вы получили? Совершенно верно, из плащевой ткани можно сделать зонтик от дождя. А зонт из ситца защитит от солнечных лучей. Но кому может понадобиться такой зонтик?
Дети совместно с взрослым приходят к выводу о проницаемости ткани.
Условия для взаимодействия детей со взрослым.
Условия для развития, и стимулирования речевой активности.
Картинка: появились Вупсень и Упсень друзья Лунтика.
Воспитатель: Они говорят, что очень любят дождь, и совсем не нуждаются в непромокаемом зонтике. Они хотят, погреться на солнышке и отдохнуть, а солнышко так жарко печет! Можем ли мы им помочь? Из какой ткани мы сможем сделать зонтики от солнца? Ответы детей. Дети называют свойства тканей.
Физкульминутка:
Капли первые упали,
Дети зонтики достали.
Дождик застучал сильней,
Птички скрылись средь ветвей.
Дождь полил как из ведра, испугалась детвора.
В мае молния сверкает. Гром все небо разрывает. А потом из тучи солнце, Вновь посмотрит нам в оконце! Во время физкультминутки взрослый обращает внимание на осанку детей.
Воспитатель: Мы вместе провели очень сложную работу. Но перед нами стоит еще одна задача: сделать зонтики для сказочных героев. Перед этим нужно как следует отдохнуть.
Воспитатель: Давайте разомнемся. А Лунтик знает, что лучший отдых – это игра. Хотите поиграть?
Дети соглашаются поиграть, встают в круг и хором повторяют стих: «Дождь», выполняя с воспитателем движения по ходу текста. Условия для оздоровления детей и двигательной активности:
длительность в зависимости от степени утомляемости детей.
удожественно-продуктивная деятельность.
В: А сейчас посмотрите, как мы будем делать зонтики для наших друзей. Для этого нужно взять подходящую ткань, вставить ее в картонный конверт. Получается вот такой замечательный зонтик.
Ответы детей.
Условия для взаимодействия детей со взрослым.
Условия для развития самостоятельности.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для проявления познавательной активности.
Взрослый направляет взгляд детей на слайд, сам тем временем убирает самолёт с зонтами. Воспитатель: какие красивые зонтики у нас получились. Я предлагаю сложить зонтики их в почтовый самолёт и отправить Лунтику и его друзьям. Закройте глазки и посчитайте до 3. Дети подходят к своим рабочим местам, и приступают к работе, обосновывая выбор материала.
Дети закрывают глаза и считают до 3.
Воспитатель: Вы хотите узнать, понравились ли ваши зонтики нашим сказочным друзьям?
Ответы детей.
Дети рассматривают видеослайды и прощаются с мультипликационными персонажами.
Воспитатель: Лунтик и его друзья благодарят вас за помощь и говорят: “До свидания!”
Путь из сказки :
«Пять, четыре, три, два, один»! Воспитатель: А сейчас нам пора отправляться обратно, в детский сад. Давайте хлопнем пять раз в ладоши, и мы тут же вернемся в нашу группу. Не забывайте, что сейчас мы идём обратно из сказки, значит, и счёт у нас будет обратный. Дети считают от пяти до одного.
Условия для закрепления обратного счёта.
Рефлексия: итог НОД.
Оценка деятельности детей.
Воспитатель: Скажите, вам понравилось наше путешествие в сказку? Что вы узнали нового? Чем мы с вами занимались в сказке? Воспитатель: Совершенно верно, мы помогали Лунтику, и нашим сказочным друзьям. Теперь Лунтик не боится дождика. Сегодня вы были активными, внимательными. Я горжусь вами!
Ответы детей.
Условия для выражения детьми своих мыслей.
Условия для закрепления
нового материала.
Условия для развития, и стимулирования речевой активности.
Самоанализ занятия «Сказочное путешествие»
Занятие «Сказочное путешествие» проводилось с подгруппой детей старшего дошкольного возраста.
Цель занятия подобного типа позволяет продолжить работу по исследовательской деятельности дошкольников.
Отбор содержания непосредственно образовательной деятельности осуществляется с учетом ФГОС ДО. Занятие построено с учетом принципа интеграции всех образовательных областей («Познавательное-развитие», «Социально-коммуникативное-развитие», «Речевое-развитие», «Физическое развитие). Содержание работы на занятии направлено на обогащение знаний детей о видах и свойствах тканей.
Логичность изложения содержания основана на поэтапном построении занятия, взаимосвязи этапов и четкости перехода от одного этапа к другому. Сюжет занятия построен в виде игровой ситуации «Путешествие …».
При планировании занятия учитывала принцип доступности содержания образования для воспитанников: игры, игровые упражнения, дидактические задания подобраны с учетом возрастных особенностей детей.
В предварительной работе использовались игры – загадки и песенка-инсценировка, просмотр презентаций, игры познавательного характера, которые способствовали поисковой активности, развитию речи, творческого воображения.
На организационном этапе был создан позитивный настрой у воспитанников для включения их в образовательную деятельность. Появление самолетика активизировало познавательный интерес, эмоционально окрасило занятие. Для воспитанников было создана проблемная ситуация, где им было необходимо помочь Лунтику. Дети с интересом приняли игровой сюжет, настроились на совместную деятельность.
Главная задача основного этапа занятия – расширить знания детей о видах и свойствах ткани. Чтобы подойти к экспериментальной деятельности, детям было предложено отгадать загадку и прийти к правильному решению проблемной ситуации. В структуру занятия включены игры, упражнения, задания на развитие речевой и познавательной активности детей, творческих способностей, на расширение и активизацию словаря, связной речи.
На этапе экспериментальной деятельности дети ставили простейшие опыты (смачивали ткань водой, рассматривали ее на свету, там самым расширяя знания детей о таких давно известных материалах и активизируя детскую любознательность.
Физминутка, не уводящая детей от заданной темы занятия, удержала интерес детей и удовлетворила потребность в двигательной активности.
На этапе «Художественно-эстетическая деятельность» детям предлагалось на основе полученных опытным путем знаний, определить из какой ткани надо делать зонтик от дождя и от солнца и изготовить зонтик предложенным воспитателем способом.
Дети активно, с интересом принимали участие в работе.
На заключительном этапе детям было предложено вспомнить, что нового они узнали о тканях, их видах и свойствах.
Отметили, как приятно оказывать помощь, делать хорошее друг другу.
Фактический ход занятия соответствовал запланированному времени. На протяжении всего занятия дети были активными, с удовольствием выполняли предложенные игры и упражнения.
Цель занятия достигнута. Все задачи выполнены. Использование игровых приемов способствовало проведению занятия в комфортной эмоционально – окрашенной обстановке.