Лариса Смирнова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный снег»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебный снег» (младшая группа) Программное содержание:
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств неживой природы.
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Волшебный снег“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2018
Программные задачи: Образовательные: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях. Познакомить детей с физическими свойствами снега. Формировать умение заниматься экспериментальной деятельностью. Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Развивающие: Развивать познавательный интерес детей, творчество, умение мыслить логически. Закреплять умение подбирать прилагательные. Развивать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, любовь и бережное отношение к природе.
Словарная работа: снег, тает, пушистый, холодный.
Предварительная работа: игры и наблюдения на прогулке за снегом, льдом; лепка снежных комочков на прогулке; чтение стихотворений о зиме; отгадывание загадок; рассматривание иллюстраций на зимнюю тематику; опыты со снегом.
Используемый материал: Прозрачные и пластмассовые емкости для воды и снега, тазик, игрушка зайка, одноразовые салфетки, картинки с зимними сюжетами, снег, вода.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года? Ответы детей. Воспитатель: Сейчас зима. Посмотрите, как красиво вокруг! Снег укрыл землю, деревья и дома. Ребята, посмотрите за сугробом чьи – то уши торчат. Интересно, кто же там спрятался? Ответы детей. Воспитатель: Какого цвета шубка у Зайки? Ответы детей. Воспитатель: Молодцы. Он надел белую шубку, чтобы его волк не заметил в зимнем лесу. Какие у Зайки ушки? Ответы детей. Воспитатель: А хвостик? Ответы детей. Зайчик. Здравствуйте, ребята!
Ответы детей.
Зайчик: Я принёс для вас пушистый снег! Давайте, мы с вами слепим комочки и поиграем в снежки.
Воспитатель: Ты что Зайчик, разве можно играть в теплом помещении в снежки?
Зайчик: А почему бы и нет.
Воспитатель: Ребята можно в группе кидаться снегом? Почему нельзя?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте ребята покажем Зайке, что случится со снегом в теплом помещении. Возьмите снег в ладошку, а сейчас спрячьте снег в кулачке, и посмотрите что случится?
Ответы детей.
Воспитатель: А откуда появилась вода?
Ответы детей.
Воспитатель: А почему снег тает на ладошке?
Ответы детей. Воспитатель: Конечно, ведь снег любит холод, а рука у нас тёплая, поэтому снег начинает таять в тёплой ладошке. Снег какой? Ответы детей.
Воспитатель: А можно ли из снега лепить?
Ответы детей.
Воспитатель: Когда на улице холодно, снег обычно рассыпается. Когда на улице теплеет, снег становится липким, и из него можно лепить. А что можно слепить из снега? Ответы детей.
Воспитатель: Замёрзли ваши ручки? Вытирайте руки салфеткой. В тёплом помещении снег тает, и если мы будем кидаться снегом, то везде будет мокро.
Зайчик: Понятно. А я хотел раскидать снег и показать вам, какие красивые следы можно оставлять на снегу.
Воспитатель: Не расстраивайся Зайчик, мы с ребятами покажем, как можно в группе оставить отпечатки на снегу. Ребята, давайте сядем за стол. Возьмите лопаткой снег и положите на тарелку. Я приготовила вам разные формочки, а вы с помощью этих формочек, оставьте отпечатки на снегу.
Дети выполняют задание. Воспитатель помогает, спрашивает, что у них получается (звёздочки, рыбки, черепашки и т. д.). Воспитатель старается добиваться полных ответов, привлекает всех детей.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились!
Зайчик: Ребята я так люблю холодный снег, попробуйте какой он вкусный, холодный, как «мороженное» (Хочет взять снег в рот).
Воспитатель. Подожди Зайка, ты разве не знаешь, что снег есть нельзя?
Зайчик: Почему это нельзя?
Воспитатель: На прогулке мы в ведро набрали снега. Посмотрите, что же с ним стало?
Ответы детей. Воспитатель: Правильно. Снег растаял и превратился в воду. А почему снег превратился в водичку?
Ответы детей. Воспитатель: Потому, что в группе тепло и снег начал таять. Ребята, когда очень холодно, вода становится снегом или льдом, а когда тепло - снег превращается в воду. Потрогайте водичку, какая она?
Ответы детей. Воспитатель: Давайте выясним, что же такое вода?
Воспитатель переливает чистую воду из бутылки ведерко, из ведерка в кружку, из кружки в стакан.
Посмотрите, что я делаю с водой?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, воду можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в кружку. Её можно вылить, перелить из одного сосуды в другой. Вода течёт. Ребята, так что же такое вода?
Ответы детей. Воспитатель. Вывод. Вода – это жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь: в стакан, в ведро, в вазу. Её можно вылить, перелить из одного сосуда в другой. Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой пустой. Предложить взять в одну руку пустой стакан, а в другую руку стакан с водой. Воспитатель: Что можно сказать о стакане с водой? Ответы детей. Воспитатель: Правильно, он тяжёлый, а пустой стакан лёгкий. Вода имеет вес, она тяжёлая. Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь? Ответы детей. Воспитатель. Почему вода не пахнет? Чего у воды нет? Ответы детей. Воспитатель: А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Детям предлагается кипячёная вода. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Ответы детей. Воспитатель. Вывод. Вода не имеет вкуса, запаха, она имеет вес.
Как вы думаете, изменит вода свой цвет, если в неё добавить варенье. Попробуйте это сделать дома. Ребята, а скажите, зачем людям нужна вода?
Ответы детей.
Воспитатель: А снег какой?
Ответы детей. Воспитатель: Вывод. Посмотрите, на улице снег казался белым и чистым, а когда он растаял и превратился в воду, вода оказалась мутной, тёмной с множеством мелких соринок. Значит снег не очень чистый, поэтому чтобы не заболеть снег нельзя брать в рот!
Зайчик: За то, что вы помогли мне понять, что в теплом помещении нельзя играть со снегом и нельзя его есть, я покажу вам волшебство. У меня есть волшебная шкатулочка. Положите сюда комочки из снега и увидите, что из этого получится.
Дети лепят комочки и кладут в шкатулку.
Зайчик: Для того, чтобы волшебство случилось, необходимо отгадать загадку.
«Белый Тихон с неба спихан,
Где пробегает – ковром устилает». (Снег)
Умеете отгадывать загадки?
Ответы детей.
Физкультминутка:
Белый снег пушистый
В воздухе кружится. (Дети кружатся)
И на землю тихо
Падает, ложится. (Дети приседают)
Зайчик: Ребята, я открываю волшебную шкатулку. Посмотрите, снежные комочки превратились в угощения. Угощайтесь ребята, а мне нужно домой. Мама Зайчиха заждалась меня, расскажу ей всё, чему вы меня научили. До свидание!
Воспитатель: Сегодня вы хорошо занимались! Мы трогали снег руками, играли и наши ручки стали грязные, давайте помоем наши ручки.
Список используемых источников
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М., 2014
2. Современные формы организации детских видов деятельности. Методическое пособие. Составлено в соответствии с ФГОС ДО. -Л. Л. Тимофеева, ЦПО, 2015
3. Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. - Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова., - Волгоград
4. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. - О. А. Соломенникова, Мозаика-Синтез, 2015
5. Теория и методика экологического образования детей. Учебно-методическое пособие. – В. А. Зебзеева, М., 2009
6. Здоровьесберегающее пространство в детском саду (проектирование, тренинги, модели занятий). – С. В. Крылова, Учитель, 2009
7. Занятия по экологии в детском саду. Сценарий занятий. – Н. В. Коломина, ТЦ Сфера, 2008
8. Мир животных и растений. Энциклопедия для малышей. Чудо – всюду. – Т. Д. Нуждина, Академия развития, 1997
9. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – Л. А. Венгер, М. ,19