Алёна Черепанова
Конспект опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в царство снега и льда» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
опытно-экспериментальной деятельности
Тема: «Путешествие в царство снега и льда»
Составила: Черепанова Алёна Викторовна
Воспитатель МКДОУ №430
Г. Новосибирск
2017
Конспект проведения интегрированной деятельности с использованием опытно-экспериментальных элементов.
Старший возраст
«Путешествие в царство снега и льда»
Цель: формировать представления детей о климатических условиях жизни народа Крайнего Севера.
Задачи:
Публикация «Конспект опытно-экспериментальной деятельности „Путешествие в царство снега и льда“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Снег, лёд. Опыты и эксперименты со льдом и снегом
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Образовательные:
- закреплять представления воспитанников о приспособлении животного и растительного мира к условиям северного климата;
- обогащать словарный запас;
Развивающие:
- развивать речевые навыки;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать навыки опытно-поисковой деятельности, творческое воображение.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к природе и ее обитателям;
- воспитывать доброжелательное отношение к детям-северянам;
- формировать социально-коммуникативные навыки.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Форма организации: подгрупповая
Оборудование: Глобус, макет «Наш Север», проектор, слайды, экран, аудиозаписи народной ненецкой мелодии.
Раздаточный материал: картинки животных Севера, их следы на снегу, розеточки, баночки с пищевыми красителями (зеленый, желтый, синий, листы бумаги формата А4, льдинки для опыта.
Построения занятия:
Дети, сегодня у нас в гостях ненецкий мальчик по имени Вако (кукла в зимней ненецкой одежде). Как вы думаете, откуда он приехал к нам? (с Севера). А как вы догадались? (по зимней одежде)
Действительно, Вако – житель северных районов нашей страны, где живет народ – ненцы. Вако очень любит свой родной край, где так много снега и льда. Он даже привез стихотворение для нас. Вот послушайте!
Север наш – волшебный дом,
Тундра вся вместилась в нем,
Чудеса природы, разные народы.
Дети, мальчик Вако очень любознательный и хочет узнать, узнаем ли мы, где находится Север, какие животные и птицы живут в этих краях, как они выживают в суровых условиях климата, как спасаются от врагов.
(Рассматриваем глобус)
Обращаюсь к Вако:
Наши дети никогда не были на севере, но нам интересно было узнать, мы рассматривали картинки, иллюстрации животных, птиц, одежду людей, их быт, северную природу. Предлагаю детям назвать птиц (сова, куропатка, назвать животных (северный олень, белый медведь, тюлень, морж, полярный волк, полярная лися, песец, пингвин).
Дети: мы даже знаем, что такое «Северное сияние».
Дополняю детей: северное сияние – это необъяснимое явление, словно разноцветный переливающийся занавес колышется в темном небе. Как красиво называют северный край «Царство снега и льда». Многие художники изображали удивительную природу Севера, показываю репродукцию картин К. А. Коровина «На дальнем Севере»
Предлагаю детям совершить небольшое путешествие в это «царство» с помощью слайдов. Дети участвуют в презентации.
Предлагаю занять места за столом (объединены из 2х - 3х) перед экраном.
1 й ребенок: Солнце на Севере никогда не поднимается высоко и дает мало тепла, зима долгая и суровая.
2 й ребенок: Зимой там долгая ночь, короткий день, метут сильные метели, что даже ничего не видно.
3 й ребенок: Зайца, оленя, сову и песца можно не бояться, а вот медведя, полярного волка, моржа надо обходить стороной, они хищники, могут напасть на человека.
Дополняю информацию детей:
Красивая северная природа, но очень уж сурова. Здесь живут сильные и выносливые люди. Вы помните, как называются жилища, в которых живут ненцы? (чум, юрта). Оленеводы кочуют, пасут оленей, образуют стойбища, много чумов, очень много льда, трудно добывать пищу.
Обращаюсь к Вако: вот какие слова запомнили наши дети (кочуют, чум, стойбище, пасут). Предлагаю провести небольшой опыт со льдом. Прикоснемся ладошкой к кусочкам льда : может ли долго держать руку на льдинке? Почему нет? (рука замерзнет, потому что у нее нет густой шерсти, как у медведя и нет много жира).
Динамическая пауза: Подвижная игра «Загони оленя».
Напоминаю детям, что северяне - самые лучшие в мире охотники, они по следам на снегу могут определить, какое животное здесь недавно, но было и в какую сторону ушло. Давайте мы сейчас тоже попытаемся определить, какое животное оставило свой след. Предлагаю детям подойти к столу, взять по картинке и по ней найти следы животного, которое их оставило. Дидактическая игра «Где, чей след?»
Обращаю внимание мальчика Вако на макет «Наш Север» : Вот посмотри, какой макет изготовили наши дети, как он похож на северный уголок. Дети играют с ним, сочиняют сказки, рассказы, придумывают диалоги между животными, птицами.
Предлагаю детям: «А давайте вместе изобразим северное сияние в темном небе в подарок мальчику Ваке, он будет очень рад, он удивился, что мы с вами с таким интересом относится к северу нашей страны, много знаем о нем.
Дети приступают к процессу рисования, используя приготовленный материал для смешивания красок, закрепляют приемы смешивания разных красителей (прием проб).
В конце рассматриваем работы, отмечаем удачные сочетания цвета.