Людмила Петькова
Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Воздух и его свойства»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие», «физическое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Образовательные задачи:
• Учить наблюдать за окружающей средой.
• Закрепить представления детей о воздухе, его свойствах.
• Продолжать закреплять навыки проведения опытов.
Развивающие задачи:
Публикация «Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
• Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.
• Создать условия для развития образного мышления, сообразительности, внимания.
• Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать доброту, отзывчивость, уважение к своим товарищам.
• Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
• Воспитывать интерес к экспериментированию, воспитывать аккуратность при работе с водой.
Методологические приемы: беседа-диалог, игровая ситуация, физкультминутка, опыт, эксперимент, продуктивная деятельность детей, анализ, подведение итогов, вопросы, индивидуальные ответы детей).
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- воздух легче воды;
- воздух есть внутри предметов;
- воздух есть внутри людей;
- без воздуха не возможна жизнь.
Оборудование: полиэтиленовые пакеты (по количеству детей, белые халаты (по количеству детей, миска с водой, игрушки и другие мелкие предметы (плотные и полые, гуашь, спринцовки, листы бумаги (по количеству детей, фонарики (по количеству детей, емкости с водой и трубочки (по количеству детей, салфетки, шары (с воздухом и водой, мыльные пузыри (по количеству детей).
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать в нашей лаборатории юных исследователей и гостей.
Приветствие
Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем «Привет» и «Добрый день»!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Воспитатель: Судя по вашей одежде, вы решили заняться опытами. Я верно поняла? Вы позволите мне поучаствовать в вашей работе? Я надеялась на нашу совместную работу и подготовила для вас загадку:
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он невидимый, но все же,
Без него мы жить не сможем.
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
(воздух)
Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
(ответы детей)
Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
(ответы детей)
Воспитатель: Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Для этого мы проведем исследование. Хотите, я научу вас ловить воздух?
(ответы детей)
Опыт 1. «Поймай невидимку»
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
(ответы детей)
Воспитатель: Смотрите, какой он тоненький. Давайте теперь поймаем воздух в пакет. Молодцы, какие вы быстрые! Теперь соединяем кончики пакета. Он полон воздуха и похож на подушку или на воздушный шарик. Воздух занял всё место в пакете.
Вывод: чтобы увидеть воздух, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете. Какого цвета воздух? (ответы детей)
На столах у нас фонарики. Давайте посветим на пакет. Что вы увидели?
(ответы детей)
Воспитатель: Свет проходит через пакет с воздухом, потому что воздух не имеет цвета, т. е. прозрачный. Вот вам и первое свойство воздуха – прозрачный, бесцветный.
Воспитатель: А интересно внутри людей есть воздух? Как вы думаете, ребята? (ответы детей). Давайте проверим.
Опыт 2. «Воздух в человеке»
Воспитатель: Перед вами коробочки с водой. Подуйте в трубочку, опущенную в воду. Что происходит?
(ответы детей)
Воспитатель: А как вы считаете, чем наполнены эти пузырьки, из чего они?
(ответы детей).
А пузырьки – это и есть воздух.
Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит.
- А как вы думаете, в других предметах есть воздух?
(ответы детей)
Ребята, воздух тонет в воде?
(ответы детей)
Мы сейчас с вами проверим. Подготовимся к следующему опыту.
Физкультминутка:
Коль с водой имеем дело - (показ - переливаем воду из одного кулачка в другой)
Рукава засучим смело. (засучиваем рукава)
Пролил воду - не беда, (руки на пояс, покачать головой)
Тряпка под рукой всегда. (показ ладошек, соединенных ребром, друг другу)
Халат - наш друг. Он нам помог (провести ладонями от шеи до колен)
И никто здесь не промок. (руки на пояс, повороты головы в стороны)
Воспитатель: Мы сейчас попытаемся выяснить, что легче: воздух или вода? Вот 2 шара: один - с водой, другой - с воздухом. Давайте определим, какой из шаров тяжелее? (ответы детей)
Убедились, что шар с воздухом легче, чем с водой.
У меня в мешочке спрятаны разные предметы, в одних есть воздух внутри, а в других – нет. Вот мы с вами должны определить, какие предметы утонут, а какие будут плавать.
Дидактическая игра: «Тонет - не тонет». Дети поочередно достают из мешочка камень, ложку, мяч, ключ, рыбок, кораблик и др. мелкие предметы и опускают в миску с водой, называя предметы, которые не утонули в воде. Воспитатель уточняет, что данные предметы заполнены воздухом. Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, не тонут, а плавают на поверхности.
Воспитатель: Ребята, воздух – это такое чудесное явление, с помощью которого можно даже рисовать. Хотите попробовать? Проходите, садитесь за столы.
Опыт 3. «Раздуй каплю»
Воспитатель: На лист бумаги наносим несколько капель жидкой краски (гуашь) и берём трубочки для коктейля. Нижний конец трубочки направляем в центр капли, а затем с усилием дуем в трубочку и раздуваем каплю от центра в разные стороны. Посмотрите, как у нее разбегаются в разные стороны «ножки». А теперь давайте этот эксперимент проведёте вы.
Ребята, на что это похожи ваши рисунки? Вам понравилось рисовать воздухом? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, вы были настоящими учеными и отлично поработали в лаборатории. В ходе наших опытов мы обнаружили (дети подводят итоги экспериментальной и исследовательской деятельности):
- что воздух постоянно нас окружает;
- что способ обнаружения воздуха - «поймать» в оболочку, «запереть» воздух;
- что воздух легче воды;
- что воздух есть внутри людей;
- что воздух есть внутри предметов.
Скажите, что больше всего вам понравилось в нашей работе? (ответы детей)
Ребята, мне было интересно участвовать с вами в экспериментах. Я хочу вручить вам подарки. Для того чтобы поиграть с ними, тоже нужен воздух.