Татьяна Огаркова
Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте «Звук [ц]. Буква ц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Уточнить артикуляцию звука [ц]; упражнять детей в умении проводить анализ предложения; упражнять в умении делить слова на слоги; упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков ; ознакомить с буквой Ц; закреплять образ буквы.
Оборудование. Картинка курочка; панно букв; набор картинок; зеркало на каждого ребёнка; пеналы; тарелочки с песком; листочки бумаги с контуром цыплят по количеству детей.
Ход занятия
1. Артикуляционная гимнастика.
Публикация «Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте „Звук [ц], Буква ц“» размещена в разделах
- Буквы Ц, Ч и звуки [ц], [ч]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2016
2. Мы с вами познакомились уже со многими звуками. Скажите дети, какие бывают звуки? (Гласные и согласные).
Давайте поиграем в игру «Разложи картинки».
Каким цветом обозначаем гласные звуки? Каким цветом обозначаем согласные звуки? Картинки слова, в которых начинаются с гласного звука приготовлен домик красного цвета, для картинок, слова которых начинаются с согласного звука – домик синего цвета.
- Иди Аня выбери картину и помести домик.
- Почему ты поместила в красный домик? (Потому что, слово начинается с гласного звука).
-Какой первый звук в этом слове Аня? И т. д.
Послушайте дети я расскажу вам историю. Жила одна курица. Снесла курица яйца не золотые, а простые. И вылупились из них маленькие, жёлтенькие цыплята. Но вдруг прилетела злая волшебница и унесла маленьких цыплят. Плачет курица «Спасите моих маленьких цыплят»
Ребята, поможем курице? Спасём её маленьких цыплят?
Дети: Да.
- Но чтобы спасти цыплят, надо выполнить много заданий. Но я думаю, что вы справитесь с ними.
1. Задание
Цы-цы-цы,
Зайцы, мельницы, птенцы.
Цо-цо-цо,
Деревцо, кольцо, крыльцо.
Ца-ца-ца,
цапля, улица, пыльца.
(И. Лопухина)
Педагог просит детей определить, с каким звуком сегодня они будут знакомиться:
Дети определяют, что это звук [ц]. Давайте все вместе назовём этот звук. Назови Егор. (Вика, Сева). Какой он гласный или согласный? Как произносится звук? (мягко и твёрдо).
Педагог обращает внимание на то, что звук [ц] во всех словах произносится только твердо (уверенно); у него нет мягкого произнесения, как у других согласных звуков.
Артикуляция звука.
Дети разбирают артикуляцию звука [ц], смотря в зеркало: губы в улыбке; зубы сближены; широкий кончик языка упирается за верхние зубы; посередине языка идет сильная короткая воздушная струя.
Ещё раз повторите, посмотрите друг на друга.
Характеристика звука. Звук [ц] — согласный, всегда твердый.
2 задание Дети назовите слова со звуком «ц» из истории с курицей. (Курица, яйца, цыплята, волшебница.)
Скажите сколько слогов в слове курица? а где находится звук [ц] в этом слове? (середина). Звук может находиться в начале, в середине или в конце слова. Придумайте и назовите слова в которых звук «ц» начале и в конце слова (огурец, шприц, принц и т. д.)
Физкультминутка.
Будем хлопать мы в ладоши,
Если звук услышим «ц».
На другие звуки —
Опускаем низко руки;
И пойдем по кругу
Друг за другом.
Примерный набор слов: цапля — аист, царь — король, птица — зверь, яйцо— цыпленок — курица — петух.
3 задание.
Дети, скажите из чего состоит предложение? (Из слов). Определите сколько слов в предложении «Курица снесла яйчо». (Три). Назовите первое слово в предложении (второе, третье).
Назовите слова с новым звуком.
4 задание.
Знакомство с буквой.
Звук [ц] обозначается буквой Ц.
Педагог показывает детям букву и читает стихотворение:
Буква Ц —
Внизу крючок,
Точно с краником бачок.
Пальчиковая гимнастика.
Раз, два, три, четыре, пять
Цыплята вышли погулять.
Посмотрели, нет ли кошки,
Поклевали зёрна, крошки.
Крылышками помахали,
И на место побежали.
Давайте напишем букву Ц на песке.
Дети пишут букву Ц на песке.
Под тарелочкой с песком, достаньте листочки, возьмите ручки из пеналов и проведите по точкам линию. Что у вас получилось? (Показать).
-Вот мы и нашли всех цыплят.
Давайте отнесем их курице.
Дети относят цыплят курице. Курица очень рада что вы нашли её цыплят.
Итог занятия.
Какие задания вы выполняли?
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Трудные ли были задания?